Гонцы электронного века

Дмитрий ДЕМИН | ФОТО предоставлено пресс-службой регионального управления Спецсвязи по Северо-Западу

ФОТО предоставлено пресс-службой регионального управления Спецсвязи по Северо-Западу

Гость редакции — начальник регионального управления Специальной связи по Северо-Западному региону Дмитрий Демин

— Скажем прямо, Дмитрий Владимирович, если бы не юбилей, мы с вами вряд ли бы встретились. Ваша организация до сих пор в СМИ упоминалась нечасто. Во всяком случае в нашей газете, кажется, впервые. Поэтому вам придется провести для читателей небольшой ликбез…

— Если совсем кратко и просто, мы — почтовая структура со специфическими функциями. Занимаемся доставкой писем и грузов, представляющих собой особую важность или ценность.

Из литературы, думаю, вы знаете, что во все времена и во всех государствах существовали люди, доставлявшие важную корреспонденцию, обеспечивая при этом конфиденциальность, надежность и скорость. Фельдъегерская служба имелась как в царской России, так и в СССР. Сначала она входила в структуру НКВД. Но постановлением Совета народных комиссаров от 17 июня 1939 года из ее состава была выделена Спецсвязь в составе Наркомата связи. На нее возлагались обязанности по доставке секретных и совершенно секретных документов, а также драгоценных металлов и изделий из них. В полной мере ведомство приступило к выполнению своих обязанностей 1 августа того же года. От этой даты мы и ведем свой отсчет.

Спецсвязь активно работала как в мирное, так и в военное время. В блокадном Ленинграде, к примеру, помимо специальных донесений и грузов занималась доставкой хлебных карточек. Сегодня подразделения Спецсвязи есть в каждом регионе России. В ведении нашего регионального управления — восемь территориальных. А управление по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, руководителем которого я являюсь, наделено помимо производственных еще и контрольно-управленческими функциями по отношению ко всем остальным. Раньше наша служба входила в состав Министерства связи, а после его ликвидации перешла в ведомство Министерства цифрового развития.

— Это подчинение формально или имеет какой‑то принципиальный смысл?

— Цифровизация — тренд сегодняшнего дня. Сегодня российская спецсвязь — это мощная централизованная система, работающая по единым алгоритмам. Мы перешли на современную программу, интегрирующую все направления деятельности. Используем ее и для планирования производственных процессов, и для контроля за их исполнением. Но в рамках этой системы на региональном уровне разрабатываем свое прог­раммное обеспечение, позволяющее оптимизировать процессы, сделать доставку грузов более быстрой и выгодной как нам, так и клиенту. У нас очень мощная коман­да высококвалифицированных программистов. Их идеи мы предлагаем центральному аппарату, многие из них сейчас внедрены и работают уже по всей России.

— А кто ваши клиенты?

— Основные, как и раньше, — органы государственной власти, МВД, другие силовые структуры. Но в 1990‑е годы службу сняли с бюджетного финансирования, ввели режим самоокупаемости. Конечно, положение было трудное, но не безвыходное. К тому времени мы обладали и хорошей материальной базой, и достаточным авторитетом. Поэтому в море бизнеса не только выжили, но и стали активно развиваться. Разумеется, связь с государством не была потеряна — бюджетные деньги мы получали, только опосредованно, через своих клиентов. Но пришлось и расширять клиентскую базу за счет оказания коммерческих услуг.

К настоящему времени мы не только окупаем все свои расходы и обеспечиваем собственное развитие, но и от полученной прибыли отчисляем деньги в казну.

— Что сегодня приходится перевозить?

— По сравнению с «госбюджетной эпохой» перечень доставляемых объектов существенно расширился. Сегодня к ним относятся, к примеру, опасные грузы, взрыв­чатые вещества, наркотические средства, денежная наличность. Наши специалисты научились обслуживать банкоматы. Сами и заряжают их наличностью, и забирают ее, отвозят в расчетно-кассовые центры. Нам доверяют самые сложные, порой экзотические грузы. Среди них были, например, мамонтенок Люба или волос пророка Мухаммеда. Вообще у нас сложились хорошие отношения со всеми религиозными конфессиями. Неоднократно приходилось транспортировать, к примеру, различные православные святыни. К нам также часто обращаются организаторы выставок для перевозки уникальных произведений искусства. При необходимости мы обеспечиваем особые условия упаковки, хранения, температурный режим, сопровождение автомобилями с проблесковыми маячками.

Разумеется, для обеспечения безопасности у нас есть и оружие, и бронированная техника.

— Были случаи, когда приходилось отражать нападения?

— Были, но немного и достаточно давно — в «веселые» девяностые. Насколько мне известно, для нападавших все эти попытки закончились печально. Сейчас, по‑моему, такая мысль никому даже в голову не приходит.

— Но ведь иногда необходимость отправить наличные деньги или, скажем, конфиденциальную корреспонденцию возникает и у простых граждан. Могут ли они воспользоваться вашими услугами?

— Могут, хотя далеко не все об этом знают. И речь не только о письмах и деньгах, но и, скажем, о дорогостоящих, хрупких и бьющихся вещах. Есть услуга «дверь в дверь». Допустим, вы находитесь дома, но по каким‑то причинам не хотите или не можете прийти в почтовое отделение. По звонку к вам приедет вежливый молодой человек в форменной одежде с портативным контрольно-кассовым аппаратом и специальными средствами, позволяющими измерить и взвесить вашу посылку. Все при вас упакуют и опечатают. Посылка будет доставлена в максимально короткий срок и вручена непосредственно в руки адресату.

— Вы работаете только в пределах Северо-Западного региона?

— Нет, по всей России. В числе наших сотрудников — опытнейшие специалисты по логистике, которые разрабатывают оптимальные транспортные цепочки. Если речь идет о небольших расстояниях, мы пользуемся собственным автотранспортом. В Москву, например, у нас каждый день уходит 20‑тонная фура. Для доставки в отдаленные районы используется авиатранспорт — практически со всеми авиакомпаниями у нас заключены специальные договоры. Наши сотрудники контролируют погрузку посылки в самолет, в пункте назначения ее встречают коллеги из соответствующего региона, перегружают в такой же автомобиль. Там тоже все транспортные цепочки отработаны. При необходимости используется железнодорожный, водный или иной транспорт.

Путь груза клиент может проследить на всех этапах, вплоть до момента вручения. А движение наших машин в круглосуточном режиме на экранах мониторов отслеживает диспетчерская служба.

— А за рубеж груз можете доставить?

— Это, конечно, сложнее, учитывая нынешнюю непростую ситуацию. Если вы помните, до недавних событий экспресс-доставкой по всему миру занималась крупная зарубежная фирма, имеющая разветвленную транспортную сеть. Сегодня она с нашего рынка ушла. В пределах России мы способны ее заменить, за рубежом — пока нет. Но в качестве эксклюзивных мероприятий такие доставки осуществляем. Разумеется, не во все страны, а только в те, с которыми у нашей страны налажены деловые отношения. Со странами СНГ, например, маршрутная сеть отработана, здесь проблем нет. Но, думаю, рано или поздно мы освоим и весь мир.

— Что за транспорт вы используете?

— Сейчас продолжаем использовать зарубежный автотранспорт европейского производителя. У нас есть своя ремонтная база, поэтому удается поддерживать его в работоспособном состоянии. Но постепенно переходим на отечественные и китайские автомобили. Для военных грузов используем тральную технику, тягачи.

— А у военных разве своей техники нет?

— Есть, конечно. Но она используется уже в чисто военных перевозках. А к нашим услугам прибегают, когда нужно привезти технику с предприятия-изготовителя в воинскую часть. Кстати, в этих случаях наш транспорт везет «от порога до порога». Машины ходят и на Сахалин, и на Дальний Восток.

— Естественный вопрос: как подбираются кадры для такой ответственной работы?

— Конечно, просто так, «с улицы», людей не берем. Тщательно проверяем, в том числе на предмет судимостей или иных конфликтов с законом. Само собой, повышенные требования к здоровью. Для тех, кто будет работать с секретными документами и иметь доступ к оружию, проводится и дополнительное углубленное психологическое обследование. Приоритет отдаем ребятам, отслужившим армию, у которых в голове уже все четко сформировалось. Определенная часть коллектива — женщины. Надо сказать, что работают они отлично, очень трудолюбивы и ответственны, являются лидерами в своих подразделениях. Трудятся, между прочим, не только в кабинетах, но и в курьерской службе, в том числе и с оружием. Стреляют, если что, очень прилично. А профессиональная подготовка у нас проходит регулярно, в частности, и огневая. Ежегодно проводятся конкурсы «Лучший по профессии», и девушки там стабильно в числе победителей.

— У вас практически военная структура…

— Да, есть и своя форма, и система специальных званий. Для рядового и младшего офицерского состава их присваивают руководители территориальных управлений. Представителям номенклатуры, к которым отношусь и я, звание присваивает руководитель главного центра Спецсвязи.

— Если можно, расскажите, пожалуйста, о том, как сложился ваш профессиональный путь?

— На этой должности я всего три года. До этого практически вся моя жизнь была связана с органами МВД. Родился и окончил школу в Казахской ССР. Получив аттестат о среднем образовании, поступил в карагандинскую Высшую школу МВД. Получил следственно-криминалистическую специализацию. С 1994 года работал в Белгороде, прошел путь от рядового следователя до начальника следственного управления. Службу закончил в должности замначальника ГУВД по Краснодарскому краю. За эти годы получил еще и высшее экономическое образование. На руководящей работе — с 25 лет. Когда я пришел сюда, этот опыт, конечно, мне пригодился. Привычка к порядку, дисциплине, системному мышлению — уже в крови, как и у моих коллег, выходцев из силовых и правоохранительных структур. Да и здесь, собственно, мне никого перевоспитывать было не надо — система строится на таких же правилах. Поэтому адаптировался быстро, коллектив меня принял, никаких проблем я не ощутил. Здесь работают люди, близкие мне по духу, болеющие за дело, готовые развиваться.

— Не секрет, что на рынке экспресс-доставки сейчас немало частных транспортно-логистических компаний. Не боитесь конкуренции?

— Нет, не боимся. Эти компании как быстро появляются, так и исчезают. Потом появляются снова, уже под другими названиями. Гарантии их надежности очень сомнительны. За нами же так или иначе стоит государство. Для того чтобы поддерживать нормальное функционирование службы и обеспечивать ее развитие, нам достаточно просто следовать сложившимся традициям. Да, можно уйти в «голую» коммерцию и заработать больше денег. Но тогда мы потеряем свое лицо, наработанный годами и трудом наших предшественников деловой авторитет. Это путь в никуда, и мы по нему никогда не пойдем.

Сегодня наша задача — развивать новые сервисы, сделать службу более доступной и понятной для граждан и заинтересованных организаций. В ближайшее время у потенциальных клиентов появится возможность на нашем сайте открыть свой личный кабинет, в котором можно будет рассчитать, сколько времени займет доставка их послания и сколько будет стоить пересылка. При этом груз может быть любым — скажем, ваша коллекция картин, которую вы переправляете к новому месту жительства. Или дорогой подарок, который вы побоитесь доверить обычной почте. Предусмотрено и самое худшее — не дай бог, груз будет поврежден или даже утрачен. На этот случай Спецсвязь имеет страховой фонд в размере 7,5 миллиарда рублей. Компенсация возможного ущерба гарантирована в полном объеме.


Материалы рубрики

13 сентября, 12:18
Ринат ВАЛИУЛЛИН
06 сентября, 16:58
Елена ПРОТАСОВА
30 августа, 14:49
Леонид ДЕДЮХА
23 августа, 12:06
Елена СУХАЧЕВА
09 августа, 11:44
Марина АЗИЗЯН

Комментарии