Сороковой — сорок!
ФОТО из личного архива
Известная в Петербурге поликлиника № 40, что на Невском проспекте, в этом году отмечает символичный для себя юбилей — сорок лет работы. C 2000‑х годов приписанным к ней может стать любой житель Петербурга. Об изменениях в поликлинике в ее юбилейный год рассказывает гость редакции, который, кстати, и сам в эти дни отметит памятное для любого человека событие: год работы в новой должности — главврача 40‑й.
— Вы не так давно в должности главного врача поликлиники — год. Насколько неожиданным стало для вас это назначение?— До этого я два года отработал в Городском центре медицинской профилактики в должности главного врача. По роду своей деятельности проводил профилактические мероприятия, курировал бережливые технологии, внедряемые в первичное звено здравоохранения, к которым относятся и поликлинические учреждения. Так что совсем неожиданным я бы это назначение не назвал. Мы его обсуждали с моим руководителем в комитете здравоохранения. В частности, то, что это учреждение подведомственно напрямую комитету, а не районной администрации. А мне было интересно реализовать уже накопленные опыт и знания по первичному звену в практической работе.
— Как представляется, работа эта, может, и интересная, но, скорее, очень хлопотная. Первичное звено — значит вы первые, к кому обращаются за помощью заболевшие люди.
— Это и интересно, чувствуешь свою особенную востребованность. Я также являюсь исполнительным директором крупнейшей общественной ассоциации «Врачи Санкт-Петербурга». И все годы работы в этой ассоциации приходится, и мне это нравится, помогать абсолютно разным людям, которые просят помощи в лечении или профилактике заболеваний.
Поэтому мне хотелось взять этот, как принято говорить, кейс. Он, безусловно, непростой. За один год многое внедрить сложно, поэтому временной отрезок, который я лично для себя отвожу, — 3 – 5 лет. За это время должен ответить на вопрос: удалось ли сделать такую поликлинику, в которую захочется прийти за медицинской помощью каждому человеку, в том числе, если того потребует ситуация, моим близким.
— Вы пришли в поликлинику и что увидели: в каком она состоянии, насколько хорош врачебный состав?
— Это учреждение не лучше и не хуже других поликлиник города. Проведя определенный аудит, удалось выявить, говоря управленческим языком, некоторые зоны роста.
Что касается коллектива, то учреждение укомплектовано профессиональными кадрами, в штате семь кандидатов медицинских наук.
Однако нет такого доктора, который не мог бы при желании развиваться, и он это делать обязан. Поэтому мы сделали акцент на том, чтобы врачи постоянно повышали свою квалификацию.
При этом любое предприятие, каждое учреждение должно развиваться, иначе наступает стагнация. Мы находим и реализуем новые направления. К примеру, в прошлом году реализован проект Центра лечения остеопороза, который включает полный цикл исследований, лечения и последующего наблюдения за пациентами, у которых есть склонность к развитию патологических переломов, обусловленных дефицитом минеральной плотности костных тканей.
Ревматолог проводит первичный прием и диагностику. После этого выполняются специальные исследования на ультрасовременном аппарате — денситометре. Если есть показания к коррекции минерального баланса, человек поступает в дневной стационар. Прописывается специальный курс лечения препаратами, которые восстанавливают минеральную плотность костной ткани. После этого ревматолог обследует пациента. Таким образом, круг замыкается: человек проходит полноценный курс лечения, риск переломов устраняется.
Особенно это важно для женщин в менопаузе. В этот период гормональный фон перестраивается, и перелом шейки бедра грозит не только инвалидностью, но и более печальными последствиями.
Это один пример развития новых направлений. Мыслей и идей много. Однако, конечно же, немало усилий связано с поиском формата финансирования учреждения.
Мы находимся в здании площадью более трех с половиной тысяч квадратных метров. Укомплектовано оно достаточно хорошо, при этом у нас в разы меньше прикрепленного населения, чем в обычной районной поликлинике. А значит, в разы меньше и финансирование. Если более конкретно, у нас — в три раза меньше, чем в обычной поликлинике такого же размера и с таким же штатом. Стало быть, нужно изыскивать дополнительные источники доходов: добровольное медицинское страхование, платные услуги, бесплатные, по ОМС, зуботехническое протезирование и др.
Нам удалось получить лицензию на обязательное психиатрическое освидетельствование. Также — на периодический предварительный медицинский осмотр. Это новые направления деятельности, которые осуществляются на коммерческой основе.
— То есть пополнять бюджет поликлиники вы хотите и за счет дополнительных услуг. Увеличение числа клиентов не рассматривается?
— Задача прироста числа пациентов, которым мы можем оказать помощь на бесплатной основе, по ОМС, остается. Добиться этого можно только за счет качественного оказания медицинской помощи, чтобы люди в этом были уверены и свое мнение передавали другим. За прошлый год к нашей поликлинике прикрепились 1200 человек. Это большая цифра.
Для того чтобы прикрепиться к поликлинике, человеку нужно прийти лично, написать заявление. Повторюсь: это может сделать любой житель Петербурга независимо от района, в котором проживает. Кстати, в отличие от районных поликлиник у нас еще есть стоматологическое отделение. И человек может получить бесплатную помощь по стоматологии — по ОМС. В этом тоже уникальность нашего учреждения.
Чтобы о нас в городе больше знали, вместе с Центром медицинской профилактики мы реализуем проект «Территория здоровья». Это социальный просветительский медицинский проект, в котором рассказываем о важности своевременного обращения к врачам, необходимости правильного образа жизни, о факторах риска развития различных заболеваний и самое главное — как их предупредить.
Делается это в крупных общественных пространствах, например, торговых центрах. Разворачиваем там пункт медицинских консультаций, при этом якорной площадкой является поликлиника № 40, то есть консультируют преимущественно наши специалисты, хотя мы приглашаем и коллег из других учреждений.
Организуется зона медицинского консультирования у врачей такого профиля, как хирург, терапевт, офтальмолог и другие. Есть зона центра профилактики, где представлены макеты органов человека в разрезе, снабженные QR-кодом, чтобы можно было посмотреть на видео, что это за заболевание, почему оно возникает, как его предупредить и лечить. То есть это некий симбиоз просвещения в чистом виде и медицинской профилактики. За прошлый год в проекте было задействовано порядка восьми торговых комплексов, выезжали также на предприятия, если они предоставляли нам такую возможность. Конечно, наши специалисты отмечали, что всегда можно обратиться в 40‑ю поликлинику, а если человек пожелает, то и прикрепиться к ней. Этот проект мы продолжим и в нынешнем году.
— Какие планы на будущее, на обозначенные вами 3 – 5 лет?
— Ставится задача обновить парк стоматологического оборудования, это уже реализуется. Мы ожидаем поставку новых стоматологических установок, так как некоторые из имеющихся морально устарели. Развивается платное отделение — по ДМС. Заканчиваем ремонт трех помещений, и в ближайшие дни первый этаж будет полностью отведен для пациентов по ДМС, а также под хозрасчетные медицинские осмотры.
В нынешнем году мы обязательно получим лицензию оружейно-водительской комиссии. Очень серьезные амбиции у нас на получение лицензии на помощь пожилым людям — по гериатрии. А также на амбулаторную реабилитацию. Это то, что мы хотим сделать по ОМС. Считаем это обязательным, востребованным, нужным для пациентов. Нас об этом просят.
Сейчас проводим модернизацию пространства входной группы. А именно — увеличили пространство, где пациентов консультируют администраторы. Через пару месяцев мы постараемся на свои средства оборудовать так называемую бережливую регистратуру. Кстати, в нынешнем году мы вошли в число учреждений, участвующих в проекте «Бережливая поликлиника». И это означает, что пациент не должен терять время на ненужную ему услугу в регистратуре, а максимально потратить его на получение медицинской помощи. Это будет связано с переформатированием пространства входной группы.
Еще одна задача — капитальный ремонт. Внутренние интерьеры и лоск не обязательно показатели качества медицинского обслуживания. Тем не менее мы должны успешно конкурировать с некоторыми учреждениями города, которые уже привели себя в порядок. Но самое главное не это, а коммуникации. 40 лет система водоснабжения и другие инженерные сети не ремонтировались. Ремонт будем выполнять поэтапно и поэтажно, чтобы наши пациенты не чувствовали дискомфорта.
— Как и что изменит бережливая регистратура?
— В первую очередь это отсутствие барьера между медработником — медрегистратором и пациентом. Устраняются перегородки, стекла, окошки. Будет открытое пространство, пациент садится напротив регистратора и беседует. Понятно, в периоды эпидемии общение со средствами защиты: стекло или масочный режим. Самое главное — медрегистратор и пациент располагаются напротив друг друга. Это будет уже в середине или во второй половине нынешнего года.
— Пациентам, видимо, это будет удобно, а регистраторам? Им не придется бегать за карточками?
— В поликлинике уже на 80 % реализован электронный документооборот, скоро доведем до 100. Во втором полугодии у нас все полностью будет в электронном формате. Кроме того, уже скоро организуем сестринские посты, чтобы врач не тратил время на оформление документов, которые иногда требуются пациентам, — выписка льготных рецептов, справок. Это будут делать медсестры в специально оборудованных местах. Как показывает опыт, такая организация дела экономит время врача, он может уделить больше времени на приеме. И пациент тоже не будет терять время.
Совсем из ближайших планов — сделаем ординаторскую для врачей. В пересменок им порой необходимо доделать какие‑то документы пациентов, распланировать свой рабочий день. Эта площадка будет компьютеризована, а располагаться — на втором этаже. Хотим также оборудовать комнату для приема пищи сотрудниками. Мы должны думать о комфортных условиях не только для пациентов, но и для врачей.
Есть несколько спецпроектов, которые будем реализовывать на хозрасчетном отделении. Среди них создание центра коррекции нарушения сна — патологии сна. Это довольно распространенная проблема. Храп только на первый взгляд аудиальная и визуальная проблема, корень зла гораздо глубже. Задержка дыхания во сне — серьезный провоцирующий фактор для инсульта и инфаркта.
Будем решать проблему комплексно. Не только выявлять храп как нарушение сна, но и определять степень его тяжести, а главное — причину и последующее лечение. Степень тяжести определяется специальным исследованием. На ночь человеку кладутся электроды на голову, на конечности, на грудь. Ставится видеокамера.
Но начнем с более простой процедуры. Есть портативные аппараты-фонографы, которые выдаются пациенту навынос. Обучим, как накладывать электроды. И он спит с электродами в домашних условиях, затем приносит нам прибор с информацией, что происходило с ним во сне. Специалист, расшифровывая, определяет частоту остановки дыхания, ее длительность.
Выявляется причина. Остановка дыхания может быть связана с нарушением бронхолегочного дерева. Могут быть проблемы в носоглотке: искривленная перегородка, мягкое провисшее небо. Еще одна причина — нарушение прикуса. Может быть центральное апноэ — головной мозг по каким‑то причинам перегружен. Для устранения каждой причины есть методы лечения. Это направление, на наш взгляд, перспективное, интересное, и мы будем его развивать.
Второе направление — центр управления сердечно-сосудистыми рисками. Есть люди, которые предрасположены к инфаркту или инсульту, а также перенесшие это заболевание. И мы хотим сосредоточить наши усилия — нескольких специалистов сразу, с тем чтобы не допустить развития заболевания. Или, если событие уже состоялось, чтобы оно не повторилось снова.
Третье направление на перспективу — климакс-центр. Мы считаем, в городе недостаточно уделяется внимания этой медицинской проблематике. По ряду причин не стану рассказывать, в чем будет особенность нашего подхода. Пусть это станет изюминкой поликлиники № 40.
— Сегодня ваша поликлиника для всех, но она остается учреждением и для творческих работников. Когда шел к вам, увидел народную артистку СССР Алису Бруновну Фрейндлих. То, что поликлиника обслуживает знаменитостей такого уровня, накладывает какие‑то особенности в работе?
— Вы правы, к нам приходят люди, глубоко уважаемые в народе, узнаваемые. Они могли бы получать помощь в любом медицинском учреждении города, а приходят к нам. Публичность, известность этих людей отпечаток на работу, безусловно, накладывает. Хотя обращаются и лечатся они, конечно же, у тех же врачей, что и другие пациенты. На мой взгляд, их приверженность нашей поликлинике — показатель качества оказываемой здесь помощи.
— Как воспринимает изменения, которые у вас внедряются, коллектив? Сумели убедить в необходимости перемен?
— Как мне кажется, за год мы успели притереться. Строю механизм управления с позиции вовлечения сотрудников в общий процесс, чтобы они понимали, к чему мы идем, чего хотим добиться. Проводим различные коллективные мероприятия: играем в футбол, волейбол. К Дню медицинского работника организовали «праздник керамики»: лепили изразцы с котами, причем вместе с пациентами
Как я отмечал, поликлиника укомплектована профессиональными кадрами. Я сам не могу работать не с профессионалами. Еще очень важны отзывы пациентов. И главный принцип — чтобы специалисты постоянно повышали свою квалификацию. Если с кем‑то расстаемся, на его место приходит человек с горящими глазами.
— Как у вас с оборудованием? Поскольку сам являюсь пациентом сороковой, знаю, что здесь нет, например, аппарата для МРТ.
— На сегодня его нет. Но, в соответствии с федеральной и городской программой модернизации первичного звена, мы подали заявку. Более того, финансирование на закупку аппарата МРТ одобрено и он будет получен нами в 2024 году. Мы уже подбираем помещение, где такой аппарат может быть установлен. Это непростой вопрос — семитонный механизм разместить в здании, которое находится под охраной КГИОП. Мы же на Невском проспекте.
При этом могу смело сказать, на сегодня мы укомплектованы достаточно хорошо и в соответствии с программами модернизации комплект оборудования будет обновляться и дополняться.
— Расскажите о вашем профессиональном пути. В какой момент решили стать врачом?
— Доктором хотел стать с детства. Окончил школу с золотой медалью в Брянске и поехал поступать в Петербург, в Военно-медицинскую академию. Окончил ее с красным дипломом по специальности «Хирургия». Недолгое время пребывал в войсках в должности начальника медицинской службы. Затем уволился, направил свою энергию в фармацевтическую отрасль, работал в бизнесе. Но меня всегда сильно увлекала общественная работа. По приглашению вице-губернатора города стал исполнительным директором ассоциации «Врачи Санкт-Петербурга».
Эта общественная организация объединяет более 15 тысяч сотрудников практически всех медицинских учреждений города. Ее бессменный президент — академик Генрих Александрович Софронов. По сути, это региональная ячейка Национальной медицинской палаты, лидер которой Леонид Михайлович Рошаль.
Также являюсь внештатным главным специалистом комитета по здравоохранению по медицинской профилактике. Отвечаю за правильную организацию медпрофилактики в Петербурге. К этому относятся профосмотры, диспансеризация и все, что с этим связано. Профилактикой можно предупредить любое заболевание. Поэтому пытаюсь убедить людей: культура, забота о себе должна стать одной из основных черт повседневной жизни человека.
Во врачебном сообществе тоже убеждаю, что нам самим необходимо являть собой пример здорового образа жизни: менять вредные привычки на безвредные, которые тоже доставят удовольствие, правильно подходить к построению баланса жизни и работы.
— У вас самого это получается?
— Получается, но не все. Не удается установить баланс между работой и жизнью. Работа занимает много времени, есть такое. Но в медицине для меня интересно абсолютно все. Это я вам говорю совершенно искренне, можно сказать, уже исходя из своего жизненного опыта. Желание помогать людям так и сохранилось со школы, когда мечтал стать врачом. Вот и продолжаю свою мечту осуществлять.
Комментарии