Ее величество Квитанция

Денис ШАБАРИН | ФОТО предоставлено пресс-службой Единого информационно-расчетного центра Санкт-Петербурга

ФОТО предоставлено пресс-службой Единого информационно-расчетного центра Санкт-Петербурга

Гость редакции — генеральный директор Единого информационно-расчетного центра Санкт-Петербурга Денис ШАБАРИН

Наши читатели уже знают, что в новом году придется обзаводиться новыми привычками. Пора забыть про ВЦКП и даже про ЕИРЦ «Петроэлектросбыт» и привыкать к незнакомым названиям и к неведомым пока коммунальным платежкам. А еще нужно запомнить новое название «Единый информационно-расчетный центр Санкт-Петербурга». Постепенно все больше и больше горожан начнут получать квитанции квартплаты, напечатанные или даже рассчитанные новой структурой, родившейся в результате слияния ВЦКП и ЕИРЦ.

О том, что вызвало эти перемены и как они происходили,мы и говорим с нашим сегодняшним собеседником.

Денис Евгеньевич, сразу, чтобы люди не путались. В недавнем прошлом одним из руководителей сферы ЖКХ города был человек с такими же, как у вас, именем и отчеством и похожей фамилией. Но вы для Петербурга человек абсолютно новый, поэтому для начала расскажите о себе.

— Я по профессии энергетик. Начал трудовой путь в Тюмени, занимался в основном сбытом электроэнергии. Затем в команде Сергея Шойгу (он тогда был губернатором Московской области) руководил региональным расчетным центром, который в качестве МУП, муниципального унитарного предприятия, взимал платежи ЖКХ. Потом губернатором Московской области стал Андрей Воробьев. Он начал создавать другой расчетный центр. И все наработанные нами материалы мы передали в него.

А я возглавил проект «Чистый город» в подмосковных Химках, где в то время сложилась неблагополучная ситуация: там возбудили уголовное дело в отношении нескольких человек из ЖКХ. И система взимания платежей была практически парализована. Я работал там полтора года.

В 2015‑м мне предложили с нуля выстроить платежную систему в Ленинградской области, где тогда не было единого расчетного центра. Платежи рассчитывали либо сами управляющие компании, либо маленькие районные центрики. Мы сделали единый областной центр. Перевели всех на единый платежный документ, на единую систему, к которой подключились примерно 95 % всех организаций ЖКХ Ленобласти. Оставшиеся 5 % — это жилые комплексы Мурина, Кудрова, на стыке области и города, которые тяготеют к городской системе взимания платежей. Собираемость платежей у нас достигла 99 %.

В 2020‑м я перешел работать в город. Кстати, перед этим беседовал с председателем комитета жилищного надзора области. Он отметил, что до создания единого центра комитет ежегодно получал от граждан до девяти тысяч жалоб на начисления, а после создания — менее двух тысяч.

Обратимся к Петербургу. Соз­дание единого центра — это объединение опыта ВЦКП и ЕИРЦ «Петроэлектросбыт». Но и у той и у другой организации были индивидуальные черты. Какие из них взяты вами на вооружение, а какие отвергнуты?

— ВЦКП, по сути, был чистым расчетным центром, IT-компа­нией: не контактировал с населением, а просто обеспечивал работоспособность компьютерных программ. Данные в программы заносили управляющие компании. А в ВЦКП программисты нажимали кнопку «расчет», а затем печатали розовые квитанции и передавали их управляющим компаниям для распространения. Если у горожан были вопросы, то адресовать их следовало не ВЦКП, а управляющим компаниям.

Стоит признать, что в ВЦКП было множество уникальных IT-наработок. К примеру, программа выборки аномалий, которая способна отловить ошибки в данных. Она отслеживает счета, которые сильно отличаются от обычных. Скажем, в квартире всегда выливали четыре кубометра воды и вдруг — сорок кубов. Программа «помечает» такие счета, и впоследствии специалисты проверяют их вручную. Зачастую оказывается, что кто‑то неправильно ввел какую‑­либо цифирь.

Помню, в Ленобласти был случай. Женщина пожаловалась, что ей насчитали за воду две тысячи рублей. Стали разбираться.

Выяснилось, что она немного запуталась в собственном счетчике. Знаете, наверное, что показатели узла учета воды — это красные и черные цифры. В расчет берутся именно черные. А она собственноручно вписала в квитанцию красные. Получилось, что расход воды у нее едва ли не вдвое превзошел обычный объем.

Тот случай показал ценность фильтра, который может еще до печати счета «заподозрить», что показания счетчика забиты неправильно. Такой фильтр и был введен ВЦКП.

Похожая система работает и в Ленобласти: если показания счетчика выглядят нереальными, то расчетный центр не учитывает их, а пользуется средними данными за предыдущие периоды.

Была у ВЦКП также такая полезная вещь, как аварийно-диспетчерская служба. Это сервис для управляющих компаний на случай, если нужно быстро передать информацию о дефектной трубе или иной аварийной ситуации. Эту функцию мы, разумеется, будем развивать.

Отдавая должное наработкам ВЦКП, должен все же отметить, что все они были сделаны на импортных программных продуктах, которые ныне подлежат замене в рамках курса на импортозамещение.

Понятно. Но, возможно, пригодится база данных ВЦКП?

— ВЦКП базу не вел. Этим занимались управляющие компании, каждая на своей территории. Одни делали все точно и аккуратно, другие наоборот. Кто‑то так трактовал законодательство, кто‑то эдак. Нам еще предстоит оценить полноту и точность всех этих баз данных. Так что мы, получается, в информационном смысле берем сейчас кота в мешке.

В будущем, скорее всего, будет создана единая городская база, а мы станем ее наполнять и уточнять. Сейчас навскидку могу рассказать о нескольких сложностях.

Квартиры без счетчиков. Скажем, человек прописался в такой 15‑го числа. Одна управляющая компания сразу начинает начислять на него платежи по нормативу, а другая — только со следующего месяца. А ведь новый жилец к тому времени уже две недели как лил водичку.

То же самое и со сроками ввода приборов учета. Скажем, счетчик поставили 5‑го числа. Одна компания сразу берет в расчет его показания, а другая только с начала следующего месяца.

Еще переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими компаниями. Это когда плату за воду или за тепло граждане начинают вносить напрямую поставщикам этих ресурсов, минуя посредника в лице управляющей компании. Переход на такую форму возможен двумя путями. Если за него проголосуют собственники большинства площадей дома или если так решит ресурсная компания в случае, когда управляющая не перечисляет ей платежи населения и копит долги. Так вот, в период такого перехода откуда ни возьмись может «выползти» множество долгов. Чаще всего они связаны с «забытыми» и неучтенными днями и неделями, когда каждый, кто предоставляет услугу, считал, как ему заблагорассудится…

Ну а опыт ЕИРЦ «Петроэлектросбыт»?

— Сильная сторона «Петро­электросбыта» — контакт с населением. Я говорю о широкой сети пунктов приема платежей — 68 пунктов. Теперь они станут центрами клиентского обслуживания. То есть кассиров в них будет меньше, консультантов больше. И они помогут гражданам найти ответы на многие вопросы. Если таковые возникнут.

Денис Евгеньевич, а зачем вообще менять форму квитанции? Может быть, целесообразно оставить привычную?

— Форма розовой квитанции не соответствует действующему законодательству — слишком проста. В ней нет полной информации о платежах. Нет сведений о задолженности на конец периода.

К примеру, я заплатил за июнь и уехал на дачу на два месяца. Приехал, нашел лишь квитанцию за сентябрь, в которой нет данных за пропущенные платежные периоды. И как платить? А главное: как вести учет, чтобы не образовывались долги?

Сейчас некоторые горожане сталкиваются с необъяснимыми, казалось бы, задолженностями. Говорят: «Откуда это взялось, если я все квитанции оплачивал». Начинаешь разбираться, выясняется: где‑то когда‑то что‑то потерялось или забылось. И вот — всплыло. Самый яркий тому пример, кстати говоря, взносы на капремонт. Когда за этот платеж стал отвечать «Петроэлектросбыт», многие возмущались, увидев непонятные суммы. Пришлось разъяснять, что были пропущены некоторые периоды оплаты.

В общем, не давая полной информации о платежах, ВЦКП вводил горожан в заблуждение в отношении долгов.

Нашу квитанцию мы разрабатывали полтора года. Участвовали два комитета и все ресурсоснабжающие компании. Форма квитанции, да, сложна. Но лишь на первый взгляд. Стоит привыкнуть и разобраться, как все становится ясным. Важно, что в нашей квитанции содержится полная информация о платежах и долгах.

Кроме новой формы квитанции чего нам еще ожидать?

— Перемен будет довольно много. Хотя, вероятно, некоторые останутся незамеченными большинством горожан.

К примеру, некоторые собственники платят за квартиру вперед за несколько месяцев, в том числе и за коммунальные ресурсы. Так вот: ВЦКП аванс ресурсникам не перечислял. Деньги оставались на его счетах, и он отдавал их постепенно, месяц в месяц. ЕИРЦ, а теперь и центр, перечисляет деньги сразу: получил от гражданина — перенаправил в организацию, которой предназначается платеж.

В ВЦКП была принята система «пропорционального расщепления». К примеру: у вас квитанция на 5 тысяч рублей, но вы не хотите оплачивать, скажем, вывоз мусора, так как считаете, что услуга была некачественной, и вы собираетесь предъявлять претензию. Поэтому вычитаете из общей суммы «мусорные» деньги и вносите оставшиеся средства. Однако в таких случаях ВЦКП все равно пропорционально распределял их между всеми поставщиками услуг. При этом сам плательщик знать не знал, сколько его денег и куда ушло. Он мог считать, что не оплатил только мусор, а на самом деле получалось, что по чуть‑чуть он не заплатил всем.

Сейчас в центре внедрено «клиентское» расщепление платежей: куда собственник-клиент скажет, туда и перешлем. Хорошо это или плохо? Наверное, у каждого свой ответ на этот вопрос. Но это по‑другому!

Кстати сказать, по новым квитанциям вы можете вносить любой платеж, который считаете нужным. Если нет возможности внести сразу всю сумму, можно заплатить часть. Или вычеркнуть строку той услуги, к которой у вас есть претензии. На наших ресурсах это сделать очень просто. И и в пункте приема платежей тоже.

Денис Евгеньевич, вы уже упомянули о важности контактов с гражданами-плательщиками. Надо ли понимать, что вы — то есть центр, сотрудники пунктов приема платежей — будете отвечать перед горожанами за правильность начислений?

— В каких‑то случаях да, в каких‑то нет. В зависимости от содержания договора, который мы будем заключать с каждой организацией, участвующей в обеспечении горожан жилищно-коммунальными услугами.

Хочу, чтобы меня услышали и правильно поняли: наш расчетный центр выполняет те поручения, которые наши партнеры — а это ресурсоснабжающие и управляющие компании — прописали в договорах. Не больше и не меньше. Договорились вносить в систему данные — вносим, договорились делать расчет — считаем, договорились просто печатать квитанции — печатаем.

Пока ситуация такова. У нас есть договор с Фондом капремонта, который поручил центру лишь печатать квитанции, которые он рассчитывает сам. «Невский экологический оператор» и Петербургская сбытовая компания подписали с центром полноценный договор на расчет и взимание платежей и даже на ведение претензионной работы. То есть центр волен судиться с должниками в интересах этих компаний.

Кстати, до того как «Петроэлектросбыт» преобразовался в ЕИРЦ «Петроэлектросбыт», в нем существовало подразделение, которое было уполномочено отключать от сети квартиры должников. И подключать их после погашения долга. Теперь это подразделение работает непосредственно в Петербургской сбытовой компании. Наш центр никого не отключает!

Далее: из тепловиков пока лишь ГУП «ТЭК» полностью доверило нам расчет платежей. ТГК-1 и «Петербургтеплоэнерго» создали свой расчетный центр и выпускают собственную отдельную квитанцию. Им надо дать время, чтобы они решили, целесообразно ли им заключать с нами договор и «вписываться» в единый платежный документ. Через годик вернемся к этому вопросу…

Также ведем переговоры с газовиками. Но пока они тоже продолжают работать отдельно, взимая платежи по собственным квитанциям. И, похоже, менять ничего не планируют.

Очевидно, договорная работа с управляющими компаниями пойдет быстрее. Особенно с теми, кто жил по розовым квитанциям ВЦКП.

— С ними действует тот же принцип: что они нам поручат, то мы и будем выполнять. Наша ответственность — проверить наличие у управляющей компании права взимать платежи в том или ином доме и правильно рассчитать их в зависимости от метража квартиры плательщика. Что касается самого появления конкретного платежа, то это — в коммунальную контору. Или в жилищный комитет. Как только будет принято решение о необходимости перерасчета — мы тут же выполним его.

Хорошо бы в самой платежке видеть пояснение, в каких случаях и куда можно обращаться. Кому задавать вопросы про тепло, про воду, про мусор?..

— Невозможно отразить в квитанции все многообразие взаимоотношений в ЖКХ. Если есть вопросы помимо взносов на капремонт — пожалуйте к нам. А наши специалисты уже проконсультируют, какая именно организация отвечает за сумму в конкретной строчке и как туда обратиться.



Комментарии