Добрый человек на Литейном

Борис Павлович | Режиссер и драматург Борис ПАВЛОВИЧ. ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

Режиссер и драматург Борис ПАВЛОВИЧ. ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

В театре «На Литейном» сыграли премьеру спектакля «Лавр» по одноименному роману петербургского писателя Евгения Водолазкина. В житии-пути врача-травника Арсения, ставшего святым отшельником Лавром, переплетаются русское Средневековье и современность, время и память, смерть и история. На постановку театр пригласил обладателя российской национальной театральной премии «Золотая маска»

Бориса Павловича, создателя таких инклюзивных проектов, как «Язык птиц» в БДТ, в котором наравне с профессиональными артистами участвовали и люди с аутизмом, «Не зря» на Новой сцене Александринского театра (с участием незрячих актеров), экспериментальные постановки в пространстве «Квартира». Накануне премьеры режиссер ответил на вопросы редакции.

- Борис, вы известны публике благодаря вашим социальным, инклюзивным проектам. Благодаря этим постановкам люди с инвалидностью, люди в сложной жизненной ситуации включились в театральный процесс. В каком-то смысле это подвижничество. То есть «Лавр» находится как раз в русле ваших поисков...

- На самом деле мне ближе как раз не главный герой, Арсений, врач, ставший монахом, а итальянец Амброджо, который хочет разобраться в том, как устроен мир, и предпринимает путешествие на Русь в поисках ответа на вопрос про конец света. То, чем я занимаюсь, связано не с намерением кому-то помочь, а с намерением разобраться, как эта странная штука, театр, работает. Что меняется в человеке, который находится на сцене, что меняется в человеке, который сидит в зале, что меняется в мире в связи с тем, что происходит в театре, и, наоборот, как меняется театр в зависимости от окружающего пейзажа. Как расшатывается прежде железобетонная граница между социальным и художественным, между документальным и игровым...

- А между профессиональным и любительским? В свое время страну захлестнула волна «народного» театрального движения как реакция на официоз. Это было мощно. В американских журналах периода холодной войны даже публиковали фотографии ленинградского театра-клуба «Суббота», который трактовался как демонстрация «досуга советской молодежи». Сегодня ведь ничего подобного нет.

- Может быть, в Петербурге и нет или почти нет, а в провинции это движение, которое, на мой взгляд, отличное средство для здоровья нации, расцветает пышным цветом. Энергия как раз на стороне «любительского» театра. Я когда работал в Кирове, одним из сильнейших впечатлений было как раз участие в жюри смотра народных театров. И, кстати, социальные проекты, которыми и я занимаюсь, - что это, как не возрождение на новом витке именно народного театра? Здесь же, в театре «На Литейном», мой друг и однокурсник Саша Савчук показывает спектакль «Инклюзиона» «Ночи Холстомера», в нем на сцену выходят незрячие пожилые люди, и таким образом вовлекаются сразу две уязвимые социальные группы. Это тоже народный театр, который отвечает вызовам нашего времени в отличие от многих федеральных театров, которым грозит закоснеть. Как всякой институции. Об этом, кстати, и «Лавр» - главный герой ведь не принадлежит какой-либо институции. Он лечит людей, но не врач. Арсений проходит некий духовный путь, но не становится священнослужителем. И это позволяет ему оставаться человеком, до последнего откликающимся на чью-то боль.

- Взявшись за «Лавра», театр «На Литейном» противопоставил себя нынешнему «футуристическому» тренду. Вокруг много говорят про будущее, а вы, наоборот, погружаетесь в русское Средневековье.

- Водолазкин как-то заметил, что хотел написать историю о добром человеке. А время, в которое происходит действие, средневековье - это пришло уже потом.

- Отличная возможность спрятаться за время, чтобы получить возможность говорить о том, что на современном материале звучит по меньшей мере наивно...

- Да, либо неубедительно, либо вызывающе. Мы слишком недоверчивы, подозрительны, не верим в добрые мотивы, нам кажется, что за ними скрываются пиар-манипуляции. И Водолазкин абсолютно прав - нужна большая дистанция, чтобы говорить о таких «неловких» вещах, как добро, милосердие, сострадание, жертвенность. Нам в процессе репетиций тоже приходилось пробираться к смыслам «Лавра», преодолевая собственную иронию.

И еще. Водолазкин в этой истории о добром человеке возвращает старую как мир вещь - он возвращает рассказ. В «Лавре» при очевидном главном герое есть еще один главный герой - это рассказчик. Его личность не прописана, но он совершенно очевидно присутствует в тексте, знает всю историю от и до, и у него к этой истории есть отношение...

- Вы говорите «возвращает». Разве рассказ умер?

- Да, этот жанр умирает. У немецкого философа Вальтера Беньямина есть замечательная статья про Лескова, где он говорит о нем, как о последнем рассказчике. Место рассказа заняла проза, которая герметична, самодостаточна. А рассказ - всегда обращение к кому-то, подспудное желание этому кому-то помочь. Беньямин говорит прямо: «Рассказ - способ дать совет. По сути, это прорабатывание жизненных сценариев. Приходит человек к другому: «Я тебе сейчас расскажу, что произошло». И в ответ ждет совета: что же делать дальше...

Мы разучились рассказывать истории и передоверили это психоанализу, сериалам. И вот Водолазкин как раз и говорит: «Сейчас я вам расскажу историю о добром человеке, которая нужна в первую очередь мне самому. Как вода, как хлеб. Как воздух. Может быть, это поможет мне вспомнить что-то, что я потерял с тех пор, когда был маленьким». И театр прекрасен именно тем, что это такое место, где люди по-прежнему рассказывают истории. Вернее, у него есть такая возможность, другое дело, что он редко ею пользуется. Чаще всего театр - это такой стеклянный аквариум, в котором авторы создают герметичные произведения, не зависящие от того, кто находится в зрительном зале. Актер в этой конструкции не носитель реальности, а художественный конструкт...

Вы знаете, что свет в зале выключили достаточно поздно, в конце XIX века, а до этого зрители тысячелетиями видели друг друга в зале? Выключил свет Вагнер. И вот вагнерианская опера - это как раз та ситуация, когда зритель должен, затаив дыхание, раствориться в гениальном произведении. У нас же разомкнутая история, обращенная к зрителю, и каждый актер становится рассказчиком. Поэтому у нас нет четкого распределения ролей. Нет и прописанной инсценировки. Драматург Элина Петрова, постоянно присутствуя на репетиции, выявляла то, что в тексте Водолазкина откликается в каждом конкретном артисте, и именно это вплетала в действие. Артисты инстинктивно реагируют на живую ситуацию, когда они сталкиваются с фактом реальной человеческой истории, то сразу же возникает резонанс. Наш «Лавр» - тот случай, когда у актера есть возможность рассказать о себе, рассказывая историю другого.

- Кстати, как реагирует на ваши эксперименты над текстом Евгений Германович Водолазкин?

- Мало того, что он прекрасный писатель, он еще и совершенно адекватный человек, который понимает: у театра свои законы и текст романа неизбежно должен претерпеть изменения.

- В вашем спектакле драматургическая партитура неотделима от музыкальной, которая замешана на этнике и - неожиданно - на дисгармонии. Композитор спектакля Роман Столяр в качестве референса называет авангардиста середины ХХ века Карлхайнца Штокхаузена. Почему?

- ХХ век научил нас настороженно относиться к красоте. «Триумф воли» немецкого режиссера Лени Риффеншталь, который она сняла в 1934 году по заказу Гитлера о съезде его партии, - красивый эстетичный фильм.

- Значит, неверна максима, что вне одухотворенной этики не рождается одухотворенная эстетика?

- Я вообще стараюсь быть осторожным с категоричными определениями. Так случилось, что под красотой, под тем, что заставляет затаить дыхание, нередко скрывается тоталитаризм. Поэтому мы не хотели сделать зрителю красиво. Ситуация растерянности и недоумения более продуктивна. Герой романа Водолазкина не случайно меняет имя, тело, ипостаси - потому что на пути познания самого себя ощущение растерянности и неуюта очень важно.

- Как у Венечки, героя писателя Венедикта Ерофеева: «Все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был грустен и растерян»... Так с какой мыслью, с каким ощущением должен выходить, по-вашему, зритель с «Лавра»?

- Сложно сказать. Я сам не могу себе ответить, с каким чувством я заканчивал чтение романа. Самое главное, что я получаю от сильных произведений искусства, - это осознание того, что моя уверенность «кажется, я понимаю, как устроен мир» в очередной раз опрокидывается. И становится понятно: все гораздо интереснее.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 097 (6450) от 31.05.2019.


Материалы рубрики

16 Августа, 05:30
Павел Басинский
09 Августа, 05:30
Виктор Боярский
02 Августа, 05:30
Татьяна Бородина
26 Июля, 05:30
Илья Алексеев

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 Августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 Августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники

Избавить от ожирения, снизить смертность. В Петербурге займутся проблемами детского здравоохранения
25 Июля 2019

Избавить от ожирения, снизить смертность. В Петербурге займутся проблемами детского здравоохранения

Все больше детей страдают хроническими заболеваниями с рождения.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

Дуглас Сантос объяснил, почему не разговаривает с Дзюбой
15 Июля 2019

Дуглас Сантос объяснил, почему не разговаривает с Дзюбой

У двух футболистов пока не получается выстроить диалог.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».

Их казнили в 43-м. Как чекисты оказались в плену у гестапо
13 Июня 2019

Их казнили в 43-м. Как чекисты оказались в плену у гестапо

Надписи на сиденье табуретки помогли раскрыть ход истории.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 Июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.

Штраф за «голый» смартфон. Как покупателей «раскручивают» в салонах электроники
27 Мая 2019

Штраф за «голый» смартфон. Как покупателей «раскручивают» в салонах электроники

В салонах техники процветает агрессивная политика продаж.

Северо-Запад богат золотом и алмазами: главный геолог России о запасах сырья в стране
23 Мая 2019

Северо-Запад богат золотом и алмазами: главный геолог России о запасах сырья в стране

Геологическая изученность многих территорий оставляет желать лучшего.