Экзамен как повод сделать себя лучше

Артем ШАДРИН | ФОТО предоставлено НАРК

ФОТО предоставлено НАРК

Гость редакции — генеральный директор Национального агентства развития квалификаций (НАРК) Артем ШАДРИН

Система независимой оценки квалификации работает в нашей стране уже несколько лет, однако до сих пор некоторые люди искренне не понимают, зачем имеющим диплом выпускникам учебных заведений и действующим специалистам с опытом надо подтверждать свою профессиональную компетентность.

Об этом и ряде других нюансов процесса перестройки системы подготовки кадров в России мы и беседуем с главой НАРК.

Артем Евгеньевич, давайте начнем издалека. Объясните, пожалуйста, на чем основывается и из чего состоит сейчас система независимой оценки квалификации?

— Стоит начать с того, что в России существует система профессиональных стандартов (сейчас их уже более полутора тысяч), в которой сформулированы основные требования к знаниям и умениям специалистов — она уже охватывает все ведущие отрасли экономики. Есть у нас и федеральный закон о независимой оценке квалификации, который определяет порядок проведения экзаменов, на которых и проверяется качество полученных знаний и умений рабочих, инженеров, управленцев и т. д. на соответствие требованиям тех самых профессиональных стандартов.

Сейчас в России действуют 42 совета по профессиональным квалификациям (СПК, в них входят представители работодателей, профессионального сообщества, отраслевых профсоюзов и учебных заведений), они в свою очередь обеспечивают разработку, экспертизу и согласование стандартов и оценочных средств, которые используют при проведении теоретической и практической частей экзаменов. А чтобы система успешно работала на ­местах и была общедоступна, в регионах страны созданы и ­центры оценки квалификаций. Они ­рассматривают профессиональные ка­чества специалистов и соискателей работы в рамках независимой оценки квалификации под контролем СПК.

Каким образом достигается независимость оценки?

— В качестве центра оценки квалификаций не может выступать организация, для которой образовательная деятельность является основной. Это гарантирует отсутствие конфликта интересов, когда одна и та же организация и обучает специалистов, и оценивает качество их подготовки.

Здесь, конечно, полезно ­совмещать процедуру итоговой аттестации в образовательной организации с экзаменом в системе независимой оценки квалификаций. Такая работа ведется: с 2018 года в России реализуется пилотный проект в системе среднего проф­образования, в котором уже приняли участие 27 регионов, 16 СПК и около 300 колледжей. В его рамках за четыре года более 5 тысяч выпускников колледжей и техникумов одновременно сдавали экзамен по окончании курса обучения в своем учебном заведении и проходили независимую оценку квалификации. В этом случае успешно сдавшие экзамен выпускники получают и диплом, и свидетельство о квалификации.

Сейчас аналогичная работа ведется в университетах: в апреле — августе нынешнего года в этой программе приняли участие 24 вуза страны, включая шесть петербургских (ЛЭТИ, Архитектурно-строительный университет, Политех имени ­Петра Великого и др.). Это учебные заведения из самых разных отраслей (энергетика, сельское хозяйство, строительство, электроника и пр.).

— Участие в подобных проектах интересно вузам, так как позволяет им определить, нужна ли корректировка образовательных программ обучения с учетом результатов сдачи выпускниками профессиональных экзаменов. Выгодно это и работодателям, поскольку процедура независимой оценки квалификаций позволяет убедиться в качестве подготовки выпускника как претендента на рабочее место. Да и студентов это мотивирует: они понимают, что сдать экзамен профессионалам можно только тогда, когда знания и умения действительно есть. При этом такой экзамен обязательно содержит не только теоретическую, но и практическую часть.

Независимость оценки достигается также за счет того, что для работы в экзаменационной комиссии обязательно привлекаются опытные практики. Это люди, которые действительно могут оценить уровень квалификации специалиста. Причем будут максимально объективны, так как независимы от процесса обучения и никак не связаны с образовательным учреждением.

О серьезности процедуры независимой оценки квалификации говорят цифры. Так, в рамках вузовского «пилота» успешно сдали профэкзамены немногим более двух третей выпускников.

А что, собственно, дает специалисту получение сертификата о прохождении процедуры независимой оценки квалификации?

— Его наличие по меньшей мере позволяет рассчитывать на ­серьезное и заинтересованное отношение со стороны работодателя. Ведь в этом случае он может быть уверен, что работник, инженер или управленец действительно обладают тем уровнем знаний и навыков, какие у них должны быть. А значит, быстрее могут приступить к непосредственным обязанностям, им надо намного меньше времени на дополнительную адаптацию или какую‑то дополнительную подготовку на самом предприятии.

Кроме того, уже есть несколько направлений, в которых проведение независимой оценки квалификации стало весьма выигрышно. А в некоторых случаях — и обязательно. Например, в сфере строительства для специалистов, отвечающих за проектирование и организацию инженерных изысканий, ранее требовался стаж работы по специальности не менее десяти лет. После принятых в конце прошлого года поправок в Градостроительный кодекс такой специалист должен будет пройти процедуру независимой оценки квалификации, однако требование к его стажу снижается до пяти лет…

Обязательным прохождение профэкзамена является и для тех, кто непосредственно связан с эксплуатацией лифтового оборудования, поскольку такая работа требует высокого профессионализма и ответственности. Так как риск формального прохождения программ обучения существует и в этой области, в данном случае особенно важен максимально четкий и объективный контроль его качества.

Если у человека появилось желание пройти процедуру независимой оценки квалификации, что он должен предпринять, куда обратиться?

— Нужную информацию можно получить и на интернет-сайте, разработанном нашим агентством, по адресу: https://nok-nark.ru/, и на сайте госуслуг. Соответственно, необходимо найти требуемую специальность, а затем получить сведения о профильном совете по профессиональным квалификациям и центре оценки в том регионе, где живет специалист.

Сразу подчеркну: пока еще не по всем специальностям проводятся профессиональные экзамены. Однако их количество постоянно растет. По всем специальнос­тям, по которым проводится независимая оценка квалификации, можно ознакомиться с примерами оценочных средств, а также самими профстандартами и разработанными на их основе описаниями профессиональных квалификаций. Существует девять ступеней квалификации — от самых прос­тых видов деятельности до наиболее ответственных и сложных в реализации. Соответственно, зная, какие требования предъявляются к квалификации именно по вашему профилю, можно целенаправленно подготовиться к проведению экзамена.

По многим квалификациям можно даже бесплатно пройти тестовый экзамен в режиме онлайн по его теоретической части (https://demo.nark.ru/).

Представим себе такой вариант: я пришел сдавать экзамен в рамках системы независимой оценки квалификаций, но не смог этого сделать. ­Повлияет ли это на мою дальнейшую профессиональную судьбу?

— Если человек получил свидетельство о квалификации, это, безусловно, позитивно влияет на его профессиональное будущее. В частности, он может рассчитывать на более высокую оценку своих навыков со стороны работодателя и, соответственно, пре­имущество при приеме на работу.

В случае неуспешной сдачи проф­экзамена соискателю выдается справка с оценками, которая позволит понять, по каким направлениям подготовки есть дефицит знаний и навыков, на чем стоит сосредоточить усилия.

Многие соискатели и работающие специалисты еще путают такие понятия, как «аттестация» и «независимая оценка квалификации». В чем разница?

— Здесь важно понимать, что первая оценивает соответствие квалификации работника фактически занимаемой им должности или выполняемой работе. И производится в основном на основании локального акта предприятия, утверждаемого самим работодателем. Независимая оценка квалификации «сверяет» уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы специалиста с требованиями федерального профессионального стандарта.

Важное отличие между аттестацией и независимой оценкой квалификации состоит в том, что первую могут проходить только действующие работники, а вторую — и соискатели, претендующие на осуществление той или иной профессиональной деятельности.

Скажите, а вот автоматизация — это друг или враг квалификации? Зачем, например, высокая квалификация оператору станка с ЧПУ, если он сам программу не пишет, а только устанавливает деталь и нажимает на кнопку?

— Думаю, что даже на самом «умном» станке или обрабатывающем центре запросто можно запороть деталь стоимостью тысячи или десятки тысяч рублей… Вряд ли работник сможет справиться с поставленной задачей, обеспечить необходимую норму выработки и отсутствие брака в случае, если он недостаточно компетентен и квалифицирован. Как правило, автоматизация ведет к повышению эффективности труда. И, соответственно, к росту уровня заработной платы.

Вместе с тем мы знаем: работодатели не всегда заинтересованы в этом и порой предпочитают нанимать в большем количестве менее квалифицированную рабочую силу…

— Подчас люди сами не видят возможности перейти на более высокооплачиваемую работу, поскольку у них нет понимания того, каким образом можно пройти переобучение и, соответственно, повысить квалификацию. Поэтому очень важным является развитие механизмов непрерывного образования, поддержки возможнос­ти получения всеми желающими востребованной на рынке труда профессии или открытия собственного бизнеса, переходу к самозанятости. И, конечно, важна помощь в создании новых высокооплачиваемых рабочих мест, повышении производительности труда. Готовность работников к переходу на более высокооплачиваемые места будет побуждать работодателей к росту заработной платы.

Год назад Минтруд России запустил федеральный проект «Содействие занятости», предоставляющий возможность безработным и ряду категорий граждан, находящихся под угрозой лишения занятости, бесплатно проходить программы дополнительного профессионального образования. А Минэкономразвития РФ реализуется национальный проект по повышению производительности труда, в котором уже участвуют тысячи предприятий. То есть возможности для переобучения есть.

Не секрет: работодатели все время жалуются на то, что учебные заведения готовят не тех и не так. Как вы относитесь к созданию корпоративных учебных заведений, которые «делают» кадры целенаправленно, под потребности конкретного предприятия?

— На самом деле никакого противоречия между государственной системой подготовки кадров и корпоративной нет — это два взаимодополняющих направления. Активное участие работодателей в разработке и реализации программ обучения в колледжах и университетах — своего рода мейнстрим.

Например, сейчас в стране запускается проект «Профессионалитет», в рамках которого выделяются ежегодные субсидии в размере 100 млн рублей на конкурсную поддержку 70 образовательно-производственных ­кластеров, объединяющих колледжи и производственные предприятия. Деньги выделяют на их оснащение новым оборудованием и обеспечение актуализации образовательных программ в соответствии с требованиями рынка труда и масштабами обучения студентов на производстве.

Второе направление — подготовка инженерных кадров по линии университетов. В этом году инициирован проект по формированию в 30 вузах — победителях конкурса — передовых инженерных школ, ориентированных на ­обучение студентов максимально высокого уровня с непосредственным участием ведущих российских компаний.

Особенно важно и то, что за несколько лет на площадках таких инженерных школ будет обеспечена стажировка тысяч преподавателей других университетов: тем самым можно будет тиражировать лучшие практики подготовки кадров такого профиля.

Еще один важный федеральный проект — «Кадры для цифровой экономики», который предполагает реализацию трех наборов инструментов по актуализации профессиональных стандартов в разных отраслях экономики с использованием современных информационных технологий и профильных образовательных программ вузов.

Здесь также акцент сделан на переподготовке тех, кто будет преподавать: за прошлый год, к примеру, в рамках этого проекта на площадке университета «Иннополис», ориентированного на разработку и использование цифровых технологий, были переподготовлены более 16 тысяч преподавателей. На мой взгляд, это прецедентный проект, опыт которого с успехом мог бы быть использован и в других сферах.

Если бы вам надо было охарактеризовать независимую оценку квалификаций в нескольких словах, что бы вы сказали?

— Для подавляющего большинства соискателей и работников в России это пока не обязанность, а право. Право продемонстрировать свой профессиональный уровень и доказать, что он полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляют к вашей специальности и квалификации. Это свидетельство о квалификации, документально подтвержденное профессионалами.

НАША СПРАВКА

Учредителями Национального агентства развития квалификаций являются Российская Федерация (от ее имени функции и полномочия учредителя осуществляют министерства труда и социальной защиты, просвещения, а также науки и высшего образования), Российский союз промышленников и предпринимателей и Федерация независимых профсоюзов РФ.



Комментарии