Рассчитывая на свои силы

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Наш собеседник, председатель правления Союза художников Петербурга Андрей Базанов, возглавил эту творческую организацию три года назад, в драматический момент, когда под большой вопрос было поставлено продолжение ее деятельности. Мы расспросили гостя о том, как было спасено старейшее из объединений художников, существующее с 1932 года, о месте союза в культурной жизни города и о его собственном творчестве.
– Андрей Николаевич, весной 2018 года ваше избрание воспринимали как приход антикризисного менеджера. Это так?
– Союз художников переживал тяжелейшие времена. Он находился на грани ликвидации за нарушения уставной деятельности. Да и сам устав не отвечал изменениям в законодательстве. Надо было что-то предпринимать, собирать новую команду, устранять претензии, которые предъявило нам Министерство юстиции. И все это делать оперативно.
– И вам удалось выправить ситуацию?
– Год назад Минюст утвердил обновленный устав, приведенный юристами в соответствие с законодательной базой сегодняшнего дня. Наша организация теперь официально называется «Региональная творческая общественная организация «Союз художников Санкт-Петербурга».
Близится к завершению работа над документами, которые позволят продлить договор о передаче Союзу художников в безвозмездное пользование здания на Большой Морской улице, 38. Оно является объектом культурного наследия. Мы заключаем договоры с фирмами, имеющими лицензии на проведение работ по легализации перепланировок, которые были сделаны в давние времена. Документы направлены на согласование в КГИОП.
Надо содержать наш дом в исправном состоянии, согласно взятым нами охранным обязательствам по памятнику архитектуры федерального значения, а это совсем не малые средства. Исходя из реалий сегодняшнего дня на спонсоров мы особо рассчитывать не можем. После пандемии – тем более.
– Вы рассматриваете варианты сдачи в аренду залов Союза художников, например, для проведения корпоративов? Ведь бывают «окна» в выставках?
– У нас есть устав, в котором обозначены основные виды и направления нашей деятельности. Если наши проекты по использованию площадей объекта не будут противоречить нормам устава, то мы сможем развивать эти виды деятельности. В основном это выставочные программы, в том числе и коммерческие, направленные на популяризацию изобразительного искусства Петербурга и России в целом.
– А если говорить о других объектах, которые принадлежат Союзу художников?
– Мы навели порядок на бывшей багетной фабрике, расположенной на Салтыковской дороге. Там заменена управляющая компания, которая сдает помещения в аренду под офисы, на что мы имеем полное право. Это делается четко и прозрачно, принося важный доход союзу. Производить багет в современных реалиях нерентабельно.
Также сдаем в аренду два заводских цеха на Минеральной улице, которые достались союзу при прежнем руководстве в результате странного, мягко говоря, обмена на Комбинат декоративно-прикладного искусства. Союзу художников принадлежит 50% уставного капитала Комбината скульптуры на проспекте Тореза, разбираемся с юристами, как вернуть себе рычаги управления, отвечающие этой половинной доле.
Работаем над возвращением к жизни выставочного центра на Морской набережной.
– Вернемся к уставу. Три года назад говорили, что региональный статус ограничивает выставочную деятельность петербургских художников городской чертой. Это так?
– Чтобы получить возможность участвовать в разных общероссийских выставочных проектах за пределами Петербурга, наш союз вошел как юридическое лицо в состав Союза художников России на XIII съезде этой творческой организации. Он состоялся в ноябре 2019 года. Такой статус позволяет нам не быть связанными какими-то финансовыми обязательствами (кроме уплаты единого членского взноса) и не делиться своими скромными доходами, необходимыми для поддержания жизнедеятельности Союза художников Петербурга.
Зато теперь мы можем официально принимать участие во всех выставочных проектах, которые проводит российский союз. Особенно на Северо-Западе России.
– Какие-то планы на 2021 год уже существуют?
– Насколько я понимаю, санитарные ограничения будут сниматься не раньше начала лета. Ближе к этому сроку мы сможем выстроить конкретные планы. Надеюсь, что в этом году мы обязательно примем участие в больших общероссийских выставочных проектах и покажем новые работы членов нашего Союза художников.
– Сколько художников сейчас состоят в Союзе художников Петербурга?
– Чуть более четырех тысяч человек.
– А мастерских в Петербурге сколько?
– Союзу художников принадлежат примерно 130. Прежде всего это знаменитый Дом художников на Песочной набережной, мастерские на Васильевском острове и на Финляндском проспекте.
1734 объекта нежилой собственности города входят в состав Фонда творческих мастерских, которые Союз художников Петербурга арендует у города по льготной арендной ставке. В 1998 году Законодательным собранием был принят закон «О фонде творческих мастерских». Этот документ определил порядок распределения мастерских между творческими союзами, существующими в Петербурге, и установил размер арендной платы – 0,03% от коммерческой ставки за один квадратный метр.
– А в цифрах это сколько получается?
– За мастерскую площадью 50 квадратных метров арендная плата составит примерно от 4 до 5 тысяч рублей в квартал. Плюс пользователю (художнику) необходимо оплачивать коммунальные платежи по ставкам для жилых помещений. И на них уже не распространяются ветеранские, пенсионерские и другие льготы.
На мой взгляд, это самые благоприятные условия. Используй помещение мастерских по назначению, оплачивай своевременно аренду и коммунальные услуги, не создавай проблем соседям – и ты можешь спокойно и продуктивно работать.
Более того, если дом идет на реконструкцию и мастерская сдается в надлежащем виде и без долгов, то город компенсирует Фонду творческих мастерских утраченную площадь.
– Насколько мы наслышаны, у КГИОП есть претензии по плохому содержанию исторической мастерской скульптора Александра Опекушина на улице Профессора Попова.
– Это действительно так. Помещение входит в Фонд творческих мастерских, там работают десять скульпторов. Наши возможности не позволяют провести дорогостоящую реставрацию здания. Ведем с КГИОП переговоры о том, как лучше решить эту проблему...
– Число членов Союза художников не уменьшается. Количество мастерских, которые можно льготно арендовать, увы, не растет. Как быть?
– Сразу скажу, что не считаю возможным просить у города дополнительную помощь. В декабре 2020 года в Москве я был участником «круглого стола» в Общественной палате РФ, где проходила большая дискуссия на тему «Творческие мастерские: проблемы законодательного регулирования». Там выступали многие руководители региональных отделений Союза художников России и Союза художников Москвы. Могу с уверенностью сказать, что в Петербурге ситуация лучше, чем во многих других регионах. Где-то, как в Москве, количество мастерских уменьшает программа реновации. Где-то в отдаленных регионах понятия «фонд творческих мастерских» вообще не существует, что дает простор для волеизъявления отдельных чиновников далеко не в пользу общественных организаций.
– На что же тогда рассчитывать «безлошадному» члену союза?
– Прежде всего надо проявлять творческую активность, участвовать в наших проектах. Художникам не стоит забывать свой дом, надо участвовать в ежегодных выставочных программах союза, показывать свой рост. Творческие секции постоянно отслеживают, как идут дела у вновь принятых в союз. Работаете много за рубежом? Пожалуйста, это не возбраняется, но тогда рассчитывайте на собственные силы. Покупайте мастерские, арендуйте по существующим коммерческим ставкам, выигрывайте гранты и т. д.
Те молодые художники, кто активно участвовал в ежегодных выставках, посвященных 75-летию освобождения Ленинграда от блокады, юбилею Победы, осенних и весенних салонах, уже имеют хорошие баллы для подачи заявлений и участия в конкурсе на получение творческой студии в Петербурге.
– Если говорить о высоком... Как вы видите место Союза художников в культурном пространстве Петербурга?
– Без художников, как и архитекторов, дизайнеров, представителей других творческих профессий, город существовать не может. На мой взгляд, наша главная задача – максимально использовать возможности нашего дома на Большой Морской улице, 38.
В 2020 году по понятным причинам не все получилось, но и в этих условиях выставочная деятельность прерывалась только на те три месяца, когда были приостановлены все массовые мероприятия. И даже в этих трудных условиях была проведена онлайн-выставка к 75-летию Победы, о которой я говорил. В середине лета, как только нам разрешили открыться, мы сразу возобновили выставочную деятельность. Впервые с надеждой победить вирус провели выставку «Лето», о которой ваша газета сообщала.
Сейчас готовим большой проект, посвященный 200-летию Общества поощрения художеств, для которого почти 150 лет назад было перестроено и подарено императором России здание на Большой Морской, 38. Мы считаем себя духовными наследниками Императорского общества поощрения художеств.
Первоначально выставка, посвященная этому юбилею, была запланирована на ноябрь 2020 года, она должна была войти в программу Петербургского международного культурного форума. После того как форум перенесли на ноябрь 2021 года, мы подтвердили готовность провести выставку в новые сроки. Для нас важно, что дом Союза художников станет местом проведения форума, привлечет к нам новых посетителей. Готовится большая научная и образовательная программа, оргкомитет выставки уже собирает материалы по фондам, обещают помочь художники – ветераны и коллекционеры.
– Кстати, когда-то было много разговоров о том, что в начале 1990-х годов фонды ЛОСХ, где находились работы Петрова-Водкина и других значимых художников, были частично распроданы. Что-то осталось?
– В 1990-е годы было очень много негатива. Мало кто верил, что Союз художников вообще будет жить. Много собственности Художественного фонда СХ РФ, перешедшей после крушения мощной системы по имени СССР во владение Союза художников Петербурга, его бывшее руководство не смогло сохранить. В том числе и коллекцию авторских произведений в полном объеме.
На сегодняшний день автономная коммерческая структура «Выставочный центр СПб СХ» ликвидирована нынешним руководством Союза художников. В Союзе художников создан отдел выставочной деятельности под руководством нового директора Ольги Прожеровой. Проведена широкомасштабная ревизия фонда, тщательная архивация, организованы учет и охрана.
– А если выйти за пределы Большой Морской?
– Никто из членов нашего союза не заперт в стенах здания на Большой Морской, 38. Многие художники персонально или группами принимают участие во всевозможных культурных проектах на разных площадках выставочных залов и галерей Петербурга, России и зарубежья. Очень часто наши авторы принимают участие в культурных программах по обмену с Китаем. Ольга Прожерова кроме руководства выставочным отделом ведет персональные кураторские проекты, создавая хорошие выставки с участием художников Петербурга в особняке Румянцева и в музейных пространствах других городов России. Члены союза постоянно участвуют в персональных и коллективных выставках в Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков. В 2019 году наши художники принимали участие в передвижной выставке по городам России, а также в общероссийском проекте, посвященном семье, и т. д.
– Остается ли время у председателя на собственное творчество?
– Мало, очень мало. Пытаюсь в субботу и воскресенье не заниматься делами союза, но в реальности это почти невозможно. Работаю либо в мастерской на Васильевском острове, либо на Псковщине, где сам построил мастерскую, чтобы уединиться.
– Давно построили?
– В 2020 году во время отпуска, своими руками.
– С пользой провели карантин...
– Самоизоляция не прошла даром, занимался строительством мастерской, затерянной в псковских болотах. Хотя и оттуда удаленно работал в качестве члена ГЭК Горного университета. Великая сила – Интернет!
– Разве в Горном готовят художников?
– Будущих специалистов-технологов по художественной обработке всевозможных материалов, и металла в том числе.
– Вы, живописец, какой жанр предпочитаете?
– В 1988 году окончил живописный факультет Института им. И. Е. Репина по монументальной мастерской профессора Андрея Андреевича Мыльникова. Люблю писать фигуративные жанровые холсты, часто возвращаюсь к теме памяти отца. Он был ветераном ВВС СССР. В 1944 году поступил в Саратовское художественное училище, в это же время учился в городском аэроклубе, осваивал основы летной техники на УТ-2. Жизнь заставила его посвятить себя летной профессии. Но мечту быть художником он передал мне с братом.
Мое детство прошло в гарнизонах при аэродромах в Центральной России. В 13 лет, когда мы жили в Калуге, пришло осознанное желание стать художником. Пошел в детскую художественную школу, потом – по стопам отца окончил художественное училище в Саратове, а после службы в армии приехал в Ленинград и поступил в Институт имени Репина. Академия художеств сделала меня петербуржцем.
Комментарии