Куда уходит песня?

Александр Зацепин | Народный артист России композитор Александр ЗАЦЕПИН. ФОТО Александры ВОВК

Народный артист России композитор Александр ЗАЦЕПИН. ФОТО Александры ВОВК

Произведения Александра Зацепина в нашей стране знают, кажется, все - ведь он писал, например, песни к фильмам Леонида Гайдая. «Песенка о медведях» и «Остров невезения», «Танго Остапа» и «Звенит январская вьюга», «Песня про зайцев» и многие, многие другие до сих пор радуют публику. Композитор, которому недавно исполнилось 93 года, посетил Петербург, чтобы возглавить жюри Всероссийского конкурса композиторов имени Андрея Петрова.

- Александр Сергеевич, вы были председателем жюри. Каковы впечатления от конкурса?

- Мне было особенно приятно, что удалось послушать песни не только в записи, но и в живом звучании: песни-финалисты пели солисты в сопровождении оркестра. Исполнители были на высоте, но еще более радостно, что сегодня есть талантливые люди, сочиняющие песни. Ведь в первом туре приняли участие более трехсот композиторов!

- Вам сложно было прослушать такое количество песен?

- Нет, несложно, потому что ты сразу выделяешь для себя то, что понравилось и запомнилось. И мое мнение не изменилось до финала, хотя и не совпало с окончательным решением всех членов жюри.

Я помню, что когда-то мы с Александрой Пахмутовой участвовали в одном американском композиторском конкурсе, так там жюри на первом туре должно было прослушать 40 тысяч песен! И, несмотря на такую конкуренцию, мы с Алей (Александрой Пахмутовой. - Прим. авт.) попали в финал, где были 250 участников. И даже заработали денежный приз: кажется, долларов по 500. Но нам их, по-моему, так и не отдали: тогда в Советском Союзе снимали почти половину гонораров в валюте как налог.

Конечно, решение конкурсного жюри бывает во многом субъективно - это все-таки творческое соревнование. Но участие в таком состязании должно стимулировать композитора на дальнейшее творчество. Ведь как складывается судьба песен сейчас: если исполнителя еще хоть кто-то знает, то композитор не просто оказался в тени - он вообще никому не известен! Певец теперь затмевает создателей песни, и никто не знает ни автора музыки, ни автора стихов.

- А что бы вы посоветовали молодому композитору, если бы проводили, например, мастер-класс?

- Я посоветовал бы композитору не отдавать свою песню слушать или не записывать ее сразу же, как только сочинил. Отложить свое произведение дней на пять... Или даже дольше. Так устроен наш мозг: мы восторгаемся сразу же тем, что создали. А ведь песня должна понравиться не только автору! Надо послушать ее через некоторое время, переоценить что-то, исправить неудачные моменты. Надо научиться смотреть на свое творчество со стороны, подходить к нему критически и совершенствовать созданное.

- Бывало ли у вас так, что песня не нравилась, а режиссер фильма или исполнитель настояли на том, чтобы она осталась такой, как есть?

- Ни разу такого не было. Я отвечаю за свою песню - я должен сделать ее хорошей, доработать ее во что бы то ни стало!

- А почему вы сегодня не пишете песен?

- Я перестал интересоваться этим жанром в последнее время. Ушли со сцены мои исполнители, ушли поэты, писавшие мне слова... А когда я слышу нынешних солистов, то даже трудно их различаю - они абсолютно похожи друг на друга. Раньше на сцену выходил Иосиф Кобзон, и можно было с первого звука понять, кто это. Ваши петербургские и ленинградские певцы - Эдуард Хиль, Эдита Пьеха - их узнавали сразу же, народ любил их! Мне очень дороги песни, которые исполнили Алла Пугачева, Яак Йоала и другие солисты эстрады. А сегодня для кого мне писать?

- Как вы думаете, в чем же причина?

- Мне кажется, дело в политике телевидения и киностудий. С какого-то времени композитора перестали упоминать, объявляя песни на концертах, которые транслируют с телеэкрана. И на киноэкране в титрах создатель музыки не виден, и в киноконкурсах композиторам не уделяют должного внимания. Причем не во всем мире, а именно у нас! Почему-то у нас продюсеры стали определять, хорошая музыка написана к кинофильму или плохая. Разве они должны это решать?

- Вы думаете поэтому музыку и песни, которые звучат сегодня в фильмах и сериалах, никто не запоминает и они не становятся народными, как это было с вашей музыкой?

- Может быть, это одна из причин... Честно говоря, я всегда боялся писать песни для кинофильмов. Ведь если это одна песня, ты рискуешь: она может и не запомниться и не полюбиться. И я всегда переживал: вдруг не запоют? Если две песни - риск, конечно, меньше. И все-таки это большая ответственность. Так же с эстрадными песнями. Не случайно раньше на Западе песни сначала выпускали маленькими пластинками, и только если такую пластинку быстро раскупали, выходил большой диск.

Успех песни у слушателя - это очень важно. Так она становится народной. Даже о фильме могут забыть, а песня останется. Скажем, у меня есть песня «Волшебник-недоучка», которую исполнила Алла Пугачева. Я даже на творческих встречах иногда спрашиваю: «Кто знает, из какого фильма эта песня?». И никто не может ответить! А ведь был такой фильм «Отважный Ширак», снятый на киностудии «Таджикфильм» по сценарию Аркадия Инина. К этой картине мы с Леонидом Дербеневым написали три песни: «Друг друга мы нашли», «Полно вокруг мудрецов» и «Волшебник-недоучка». Но по-настоящему народной стала только последняя!

- Вы написали сотни песен, которые действительно пошли в народ, их знают и взрослые, и молодые. А из трехсот своих созданий какая песня вам сегодня ближе всего?

- Пожалуй, «Куда уходит детство». Она особенно мне согревает сердце. И, наверное, «До свиданья, лето»... Она была написана для фильма «Центровой из поднебесья». Наверное, его тоже сегодня мало кто смотрел. Понятно, почему раньше песни из фильмов пели все - в кинотеатры ходили всей семьей и часто фильмы смотрели не по одному разу! Теперь не так...

- Неужели Александр Зацепин не пишет сегодня музыку?

- Пишу, конечно, но в основном музыку к мюзиклам. Или делаю мюзиклы на известные по тем же фильмам сюжеты. Например, мюзикл «31 июня», который ставит театр «Карамболь» в Петербурге. В этом же театре поставили мюзикл «Тайна Третьей планеты», который я написал по своему же саундтреку к известному мультфильму. Но вся остальная музыка новая, есть, конечно, и новые герои, кроме знакомых по анимационному хиту. Этот мюзикл идет и в Новосибирском театре музыкальной комедии.

- Как вы думаете, современные дети будут петь ваши хиты к мюзиклам?

- Пока в это верится с трудом. Любая театральная постановка рассчитана самое большее на 300 - 400 мест, спектакль идет не каждый день, а у замечательного, очень живого театра «Карамболь» Ирины Брондз еще и нет своего помещения! Разве сравнить театральную постановку с популярностью кинопросмотров в советские времена?

- И все-таки вы продолжаете писать.

- Конечно! Для московского ТЮЗа я недавно написал еще один мюзикл - «Иван Царевич и Серый Волк», также по сюжету известного мультфильма, авторы которого разрешили мне воспользоваться их оригинальным и очень остроумным сценарием. Очень веселый текст! Для Московского театра кукол им. С. В. Образцова я написал музыку и песни к спектаклю «Барон Мюнхгаузен» - мне очень нравится и этот сюжет, и этот герой! Кстати, меня просят выпустить диск с музыкой и песнями из этого спектакля: они нравятся зрителям.

- Мюзиклы вы пишете с помощью компьютера?

- Я очень давно работаю на компьютере. Приходится периодически осваивать новые программы. Иногда записываю музыку на наших столичных студиях. У меня когда-то была самая современная студия в Советском Союзе, я сам для нее купил и собрал аппаратуру. Ведь на кого я только раньше ни выучился - на водителя трактора, на радиста, на киномеханика! Всю музыку записывал сам на своей аппаратуре. А теперь в Москве такие технически оснащенные студии, что из Америки приезжают туда записываться!

- Наверное, вам помогает сочинять еще и знание многих инструментов?

- Знание многих инструментов не помогает сочинять музыку. Но на рояле и аккордеоне я хорошо играл. Немного учился на саксофоне и кларнете, немного — на тромбоне и трубе. Очень мышцы щек болели первое время. Играл даже на балалайке! От нее подушечки пальцев ужасно болели. Не по собственной воле, кстати, научился: наш армейский джаз-оркестр в одночасье переделали в оркестр народных инструментов - и что делать? Научился играть на балалайке...

- Вы прожили такую долгую и плодотворную жизнь. Как думаете, что в ней было важнее - случай или судьба?

- Думаю, что случай решает все в жизни. Случайно встретились мои родители, случайно в армии оказался в самодеятельном оркестре, случайно попал к замечательному педагогу в алма-атинской консерватории. Даже моя встреча с кинорежиссером Леонидом Гайдаем - это воля случая. В тот момент Леонид Гайдай поссорился с композитором Никитой Богословским (характер у режиссера был сложный), а Нина Гребешкова, жена Гайдая, случайно обратила внимание на мою песню «Надо мною небо синее»... И так в вакуум, который случайно образовался вокруг Гайдая, вошел я со своими песнями. И вошел надолго...

- А что вам дарит энергию сегодня?

- Творчество и движение. Когда-то моя бабушка говорила обо мне: «У тебя шило в одном месте». Наверное, я и до сих пор такой. Вот приехал в Петербург и много ходил по городу: люблю гулять по Невскому проспекту пешком из конца в конец. Красивый город и настроение хорошее!

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (6544) от 11.10.2019.


Комментарии