От газеты нет секретов

Ирина БРОНДЗ |

Музыкальный театр «Карамболь» три сезона подряд с большим успехом номинируется на национальную премию «Золотая маска». В этот раз сразу в нескольких номинациях на премию был выдвинут его спектакль «Большой секрет для маленькой компании», созданный по песням Сергея Никитина на стихи Юнны Мориц и поставленный Антоном Оконешниковым. Театр успел до карантина съездить в Москву и выступить с этим спектаклем на фестивальном показе в «Геликон-опере», но решения жюри, как и церемония награждения, отложены на неопределенный срок. О том, как справляются и чем занимаются артисты при закрытых для зрителя дверях в «Карамболе», нам рассказала наша гостья.

- Что происходит с вашими артистами, которые вместе со всеми коллегами лишились сцены и зрителей?

- Без сцены трудновато, но театр не только сцена. Сцена - это результат, когда все уже собрано, отрепетировано, поставлено и выносится на суд зрителя, чтобы возникло соединение сцены и зала. Сейчас мы, как и все, ушли в виртуальную реальность. Но артисты, оказавшиеся на дистанционке, все равно всегда помнят о том, что они - артисты.

Постоянные зрители очень просили в социальных сетях, чтобы мы не забывали о них. В этом году нам исполняется 30 лет, юбилей должны были отмечать в июне. Теперь, наверное, получится отметить только в следующем сезоне. Мы стараемся продолжить общение со зрителем виртуально, выпустив несколько программ.

Началось все с того, что режиссер Алексей Франдетти, с которым мы впервые в России ставили мюзикл «Иосиф и его удивительный плащ снов», предложил сделать клип на песню «Двери закрытые» (центральная ария Иосифа), текст которой оказался чрезвычайно актуальным. В ней есть слова: «Детей не оставит в беде своих Бог», прозвучавшие вне контекста спектакля про всех нас. Кроме наших артистов в этом клипе приняли участие звезды мюзикла Москвы и Петербурга, наш детский хор и оркестр под управлением главного дирижера театра Сергея Тарарина. Записывали в домашних условиях, но результат получился впечатляющий. Далее мы записали видеопрограмму военных песен «Это было недавно, это было давно» к юбилею Победы. Сейчас театр работает над новым большим циклом видеотрансляций.

Поскольку «Карамболь» во многом обращен к детям, я придумала историю, когда артисты читают детям сказки - «Гадкий утенок» и «Дюймовочка» Х.-К. Андерсена, «Сказка о потерянном времени» Е. Л. Шварца и другие первоисточники наших спектаклей. Далее мы рассказываем о том, как эти истории попадают на сцену, как возникает спектакль. Подключаются гримеры, костюмеры, монтировщики, музыканты, оркестр, дирижер и другие цеха театра. Сейчас наши артисты работают с режиссером над совершенно особым взглядом на эти сюжеты. Дети узнают о том, что на сцене они видят видоизмененные, немного другие истории в сравнении с литературным первоисточником. В музыкальном спектакле подключается очень много других составляющих. Так по ступенькам мы проведем их в виртуальное закулисье.

- Даже когда мы с вами говорим в Сети, нам очень не хватает вашего живого присутствия...

- Если раньше кто-то из артистов иногда мог пожаловаться на то, что устал, просил пару дней отдохнуть, то теперь все изменилось - все очень хотят на сцену. «Сколько можно сидеть!» - говорят они. Думаю, что изоляция дана нам в том числе и для того, чтобы все соскучились друг по другу, по любимому делу. Сейчас педагог по джаз-танцу ведет виртуальные занятия, занимается вся наша активная молодежь. Постепенно начинаем репетировать в театре по нескольку человек, учитывая ограничения, предписанные сегодня. Юные артисты отправлены на каникулы уже с марта. Они изредка участвуют в наших видеозаписях. К 30-летию театра мы готовим диск, на котором будет много музыки. Очень хотим так порадовать зрителей, к тому же спектакли у нас эксклюзивные. Я, как композитор, пишу музыку специально для исполнения в «Карамболе» - мюзиклы. На диске много номеров из них, много музыки и известных, популярных авторов.

Здесь несколько песен Сергея Никитина из спектакля «Большой секрет для маленькой компании» - нашей последней работы, за которую мы получили высшую премию Санкт-Петербурга «Золотой софит». Композитор приезжал на премьеру и был в восторге от спектакля, сказав, что мы в одну сценическую историю соединили всю его жизнь.

- Вы три сезона подряд номинировались на «Золотую маску», давая фору некоторым театрам-гигантам, которые при наличии огромных бюджетов перестали думать о художественном качестве своих постановок. В чем видите секрет вашего успеха?

- Выдвижение на «Золотую маску», наш театральный «Оскар», было в нашей истории несколько раз. Будет лукавить тот, кто станет утверждать, что ему все равно, есть эта премия у него или нет. Всем хочется признания и зрительского, и профессионального сообщества. У нас в стране выпускается много ярких спектаклей, выдерживать конкуренцию непросто. На протяжении первых десяти лет существования «Карамболя» нас никто не замечал, словно бы в упор не видели. Период был непростой. Сначала надо было выжить в 1990-е, когда мы возникли, потом добиться статуса «государственный театр», а потом доказать, что мы чего-то стоим. Зрители приняли и полюбили нас сразу. А вот театральному сообществу доказывать пришлось долго. Петербург - город непростой в этом плане. После Консерватории, да и во время учебы, я много сочиняла. В Москве в «Останкино», где меня никто не знал, эти песни брали и ставили в программы на радио, телевидение, они звучали по «Первому каналу». Мои песни исполняли многие звезды эстрады. В Петербурге всегда было тяжело. И с доказательствами права на жизнь нового театра вначале было так же.

- А почему же в Петербурге всегда тяжело?

- Петербург - величественный, центр архитектурной красоты, город трех революций. Здесь зачастую доминирует взгляд сверху вниз. Оглядываясь назад, я понимаю, что было страшно много несправедливости, даже несмотря на полные залы, фестивальные награды. Право на место под солнцем, особенно когда театр возникает не по велению начальства, а снизу, надо было как-то доказать и заслужить. Номинации на «Золотую маску» три последние года подряд - это, мне кажется, некая компенсация судьбы за то, что мы когда-то недополучили.

Мы стараемся ставить основательно, детально отрабатывая все мелочи. Каждый спектакль - анализ важных и волнующих вопросов нашей жизни, некое маленькое открытие для ребенка-зрителя, да очень часто - и для взрослых в зале. Зрители зачастую пересматривают наши спектакли по нескольку раз.

В 2004 году была первая наша поездка на «Золотую маску» с мюзиклом «Мэри Поппинс, до свидания!» (мы поставили его на сцене театра первыми в стране с автором фильма Леонидом Квинихидзе и композитором Максимом Дунаевским). Потом были «Шербурские зонтики», которые перевернули нашу жизнь, практически вошли в историю жанра. Мишель Легран сказал, что это лучшая постановка его мюзикла в мире. Мы получили за нее восемь номинаций, две «Золотые маски» и много других премий (18 премий за сезон). Потом вышли «Гадкий утенок», «Двенадцать месяцев» и «Большой секрет для маленькой компании», отмеченные этой премией. Вопрос еще в попадании в правильную тему, а в нашем жанре это сложно и важно.

- Два последних спектакля-номинанта «Двенадцать месяцев» и «Большой секрет для маленькой компании» были поставлены молодым режиссером Антоном Оконешниковым. У него настоящий роман с вашим театром.

- Последние годы я стала приглашать молодых режиссеров. Мне интересен эксперимент внутри такого странного жанра, как мюзикл, да еще и детского, точнее - «семейного» просмотра, когда всем должно быть интересно. Режиссер Александринского театра Антон Оконешников показал, как хорошо может чувствовать музыку драматический режиссер. Сейчас он ставит у нас уже третий спектакль, название которого пока не скажу. Огромный успех спектакля «Большой секрет для маленькой компании» доказывает возможность соединения очень сложного и очень простого. Это такой же эксперимент, как «Шербурские зонтики»: либо «да», либо полное «нет» - середины быть не могло. На «Зонтики» к нам прилетали на самолетах из разных стран, а Театр Ленсовета, где спектакль показывали два года, чуть не разносили по кирпичикам.

Композитор-исполнитель Сергей Никитин, увидев спектакли, сказал, что стал нашим фанатом. Я предложила ему что-нибудь для нас написать. Мы обсудили много вариантов, но я остановилась на своей идее-мечте - спектакле по песням Юнны Мориц, по настоящей хорошей музыке, прелестной литературе. Мне очень хотелось рассказать историю трех поколений, о непростых отношениях в наше время. Дети наши отдалились в гаджеты, в виртуальную реальность, которая, по сути, уводит их от живых отношений и чувств. Спектакль поднимает очень актуальную тему: все мы - одна большая маленькая компания. Сегодня эта связь необходима как никогда.

- Как часто мы сможем видеть «Шербурские зонтики»?

- Это очень дорогой проект с точки зрения лицензии. Правообладатели выставляют счета на большую сумму, которую мы должны оплачивать, чтобы два года прокатывать в России этот спектакль. Мы осилили ее с большим трудом на первом этапе, два года пролонгировали, потом не играли несколько лет, потому что денег не было. Позже вновь приобрели лицензию. А сейчас оказались в ситуации, когда в отсутствие своего стационара очень сложно получить в аренду зал для проката «Зонтиков». Мы их будем играть, но нечасто. Со временем спектакль не только не потерял форму, а говорят, что даже набрал, стал лучше. Он требует очень сложной монтировки, а для этого нужны время аренды и оплата зала. Так что проблем до сих пор много.

- Почему же так долго вам, детскому театру, не могут построить здание?

- Здание есть - на Рижском проспекте, но нужна серьезная реконструкция. Город не слишком внимательно относится к тому, как мы живем. Уже 13 лет длится эта история. Менялась власть, нас исключали из городской программы по реконструкции, потом, после очень долгих переговоров и переписки, опять включили в эту программу. Сейчас выделили небольшую сумму на начальный этап проектирования. Хотя за эти годы было несколько проектов, не доведенных до ума... Что будет сейчас, когда произошел такой экономический обвал?

Театру 30 лет, мне кажется, он уже заслужил, чтобы играть в своем доме. Зритель, конечно, за нашим репертуаром следит и ходит по разным залам, где мы работаем. Но в своем доме мы только репетируем, играть там не можем. В здании надо отстраивать оркестровую яму, все театральное хозяйство, чтобы театр мог играть музыкальные спектакли, мог быть конкурентоспособен с точки зрения внутреннего оснащения и наполнения. А то, что зависит от нас, мы делаем с большой отдачей и любовью. Наверное, потому нас любят зрители - дети и взрослые.

Подготовил Владимир ДУДИН


Комментарии