«Здесь играют от сердца». Тренер Евгений Павлов о Чемпионате СПбХЛ

Евгений ПАВЛОВ, тренер «Стали», выступающей в чемпионате Санкт-Петербургской хоккейной лиги (СПбХЛ), человек хорошо известный в городском хоккее. Он много лет отыграл за СКА, а игрой своей нынешней команды управляет без малого двадцать лет. В интервью Даниилу РАТНИКОВУ тренер рассказал, по каким причинам в команде может не прижиться хороший игрок, почему любительский хоккей порой зрелищнее профессионального и как после хоккейной площадки оказаться на площадке строительной.

«Здесь играют от сердца». Тренер Евгений Павлов о Чемпионате СПбХЛ | ФОТО предоставлено Санкт-Петербургской хоккейной лигой

ФОТО предоставлено Санкт-Петербургской хоккейной лигой

Евгений Александрович, «Сталь» — один из корифеев любительского хоккея Петербурга. Причем команда появилась в один год с моментом завершения вашей профессиональной карьеры. Совпадение?

— В целом да. Знакомые ребята, с которыми мы когда‑то пересекались в детских школах, искали тренера. Команда состояла в основном из чистых любителей — люди занимались на детско-юношеском уровне, но в профессионалы не пошли. Со временем у них появился бизнес, но и любовь к хоккею не прошла. Парни организовались в команду, Александр Иванов, который все 20 лет помогает ей жить, взял все в свои руки. Когда‑то он занимался в ДЮСШ, сейчас играет за «Сталь-топ». Мне как профессиональному хоккеисту первое время запрещалось быть играющим тренером. Только спустя три года после завершения карьеры получил такое право.

СПбХЛ появилась в 2007 году, а где играли до этого?

— В дивизионе «Премьер» чемпионата Санкт-Петербурга. «Сталь» всегда заявлялась на самые сильные городские турниры. Сейчас, конечно, массовость любительского хоккея в Питере сделала невероятный скачок. По сравнению с годами, когда мы начинали, — небо и земля. Но тогда люди тоже собирались в команды, оплачивали взносы, арендовали лед, ездили на турниры в регионы. Со временем подтянулись бывшие профи, которые, завершив карьеру, не знали, чем себя занять. Когда таких набралось много, решили создать для них отдельный турнир — чемпионат в чемпионате. Бывшим профессионалам было некомфортно играть против любителей, а любителям было неприятно, что их постоянно обыгрывают профессионалы. Так все это зарождалось.

Один из лучших бомбардиров «Стали» Николай Антипов рассказал, что большинство игроков команды никогда не выступали на профессиональном уровне. Это у вас селекция такая?

— Да нет, так получалось. Год назад за нас Игорь Радулов и Роман Дерлюк играли, люди хорошо известные в КХЛ, сейчас они в другой команде. Новые ребята приходили постоянно, но не все задерживались. Даже те, кто играл хорошо, не всегда подходили нам по человеческим качествам. Поэтому и держимся 20 лет. Нам весело и хорошо. Собираемся раз в неделю по воскресеньям — играем, пишем состав на игру и расходимся до матча.

А как же тренировки?

— Как говорится, «тренированного тренировать — только растренировывать». Мы просто собираемся покататься. Кто‑то занимается в других командах или самостоятельно готовится. Зарплат у нас нет, ребята играют в удовольствие, бьются друг за друга.

Нынешняя бронза — уже четвертая по счету в СПбХЛ.

— И я вам скажу, что в чемпионате СПбХЛ матчи порой смотрятся интереснее, чем в ВХЛ. Здесь играют от сердца, а в той же ВХЛ — за деньги. Любительский хоккей для многих — отдушина. Утром люди идут на работу, ведут бизнес, весь день в напряжении, а вечером, когда выходят на лед, выплескивают накопившийся адреналин. Поэтому здесь столько эмоций.

Вы довольно рано завершили профессиональную карьеру — в 31. Почему?

— Из-за болячек. Желание продолжать было, но семь переломов и больные колени давали о себе знать.

Правда, что затем вы на стройке работали?

— Да. Не знал, чем заняться, а семью нужно было кормить. У отца были знакомые в строительном бизнесе, он меня пристроил кровельщиком. Мне было без разницы, лишь бы зарабатывать. Но когда люди, связанные с хоккеем, узнали, сказали: «На фига тебе это нужно — иди лучше детей тренировать». Я и пошел.

Много крыш покрыть успели?

— Достаточно. Даже разряд какой‑то есть, и бригада своя была.

Вы были одним из первых ленинградских воспитанников, попавших на драфт НХЛ. В 1992 году в 11‑м раунде вас выбрал «Бостон Брюинз». Как попались ему на глаза?

— Я должен был играть на молодежном чемпионате мира, куда от России собиралась серьезная команда — Паша Буре, Алексей Кудашов, Дмитрий Юшкевич… Но турнир прошел мимо меня из‑за перелома ноги. Когда восстановился, вызвали на турнир в Ригу, где собрали хоккеистов 1968 – 1971 г. р. На тот момент — молодых, перспективных. На трибуне — скауты 24 команд НХЛ. На меня глаз положила «Филадельфия» — впечатлили мои габариты, но задрафтовал в итоге «Бостон».

В тот же год вы уехали.

— Да, все развивалось стремительно. Драфт проходил ночью по европейскому времени, утром на пороге стоят представители «Бостона» со свитером команды. Вручают его и таинственно говорят: «Жди…». Через две недели на домашний адрес приходит письмо от «Брюинз». «Подавай, — пишут, — на американскую визу, скоро вызовем». Через некоторое время пришли билеты — в США я летел через Германию.

И каким 21‑летнему советскому хоккеисту открылся «загнивающий капиталистический Запад»?

— Совершенно другая страна, другие порядки. В плане хоккея без агента там ловить, конечно, нечего. Это у нас можно было позвонить в команду и попроситься на просмотр, а там все через агента, которого у меня не было. С ним многое, возможно, сложилось бы иначе. Американцы удивились, что мы такие же нормальные люди, как и они. Я посмотрел на новую страну и понял, что в России мне лучше.

С чем сложнее всего было свыкнуться?

— С улыбками. Там тебе постоянно улыбаются, а за глаза могут гадости говорить. А когда у тебя еще и проблемы с английским, этим многие пользовались. Еще удивило отношение игроков к своему рациону.

А именно?

— Они постоянно ели пиццу и пили колу. Мода на пиццу в раздевалке к нам оттуда же пришла.

Вам пицца с колой аукнулись?

— Еще как! Когда уезжал из Питера, весил 87 кг, вернулся — 114 кг.

Нормально вас капиталисты приумножили…

— Борис Михайлов, когда меня увидел, вытащил на улицу беговую дорожку и скомандовал: «Вперед!». Я сбросил 7 кг и нормально играл.

Сейчас помимо любительской команды как еще связаны с хоккеем?

— Детишек маленьких тренирую. Друзья помогли открыть спортзал на Малом проспекте Васильевского острова. Там есть все для развития хоккейных навыков: бросковая зона, дорожка для отработки бега на коньках, зона ОФП. Вырабатываем у парней правильную посадку, выносливость. Летом у нас тренировался Егор Соболевский, который на днях стал обладателем Кубка Харламова в составе СКА-1946, другие молодые ребята приходят. Любители тоже занимаются. Умение бросать нужно всем.


#хоккей #турнир #СПбХЛ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 78 (7161) от 29.04.2022 под заголовком «Со стройки на хоккей».


Комментарии