2Vtzqv4Hz9U

Защита подвела? Почему погиб 19-летний защитник МХК «Динамо»

Большая хоккейная семья переживает большое горе. Не стало 19-летнего защитника МХК «Динамо» (Петербург) Тимура Файзутдинова. К трагедии привело отсутствие небольшого фрагмента защиты на шлеме...

Защита подвела? Почему погиб 19-летний защитник МХК «Динамо» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Беда пришла в стартовом раунде плей-офф МХЛ против ярославского «Локо», когда шайба угодила Файзутдинову в голову, куда-то в район уха. По идее, это место у хоккеистов должно быть защищено специальным приспособлением – в прорезь на шлеме крепится прозрачный восьмисантиметровый кусок пластика. До 18 лет его ношение (как, кстати, и защиты шеи) обязательно, после – просто рекомендовано. Придерживаются этой рекомендации, правда, немногие профи. В СКА, например, это только молодой нападающий Павел Кукштель. Не пренебрегают этой дополнительной защитой звезды вроде Евгения Малкина, Сидни Кросби и Патрика Кэйна. К сожалению, следуют их примеру совсем не многие, что, случается, приводит к трагедиям. Файзутдинова увезли со льда на носилках и доставили в реанимацию, врачи три дня боролись за жизнь хоккеиста, но увы...

От дополнительных средств защиты хоккеисты обычно отказываются потому, что эти приспособления им мешают, чувствуют они себя с ними на льду не так комфортно. Однажды, сам играя в хоккей, тоже добавил на шлем такую защиту, действительно было непривычно – хуже слышал партнеров по команде, пластик давил на уши, приходилось постоянно поправлять шлем. Со временем, конечно, привык, но если мы, любители, играем для души, то профессионалы за очки и деньги, и ничто не должно им при этом мешать. Чтобы нигде и ничего не натирало, как только что купленные ботинки, многие, кстати, годами не меняют своей экипировки, как бы она ни дряхлела. Не оттого, что денег жалко, а потому, что к новой форме придется привыкать. У хоккеистов это касается прежде всего щитков и нагрудников, с которыми чаще других «борются» форварды. Слишком жесткий или толстый нагрудник сковывает движения, а нападающий должен быть подвижным, вот они правдами-неправдами и облегчают те же нагрудники или трусы, вытаскивая защитные пластины. Часто урезается и верхний обод краг, чтобы кисть была более подвижной, а это чревато не только болезненным попаданием шайбы – случалось, запястье резали коньками.

Для защитников эксперименты с экипировкой более рискованны. В них шайба попадает чаще, более того – от них даже требуется вылавливать ее на себя. Поэтому защитники свою экипировку стараются, наоборот, усиливать. Как, например, Андрей Зубарев – один из лучших защитников КХЛ по заблокированным броскам, нахватав повреждений в начале карьеры, стал использовать дополнительную защиту для коньков, кто-то приходит к более мощным перчаткам.

Но самые рисковые парни – это, конечно, вратари, отказывающиеся от защиты горла. Кусок пластика, который крепится на веревочках к шлему, на хоккейном сленге называется «сопля». Тем не менее это продуктивное средство для борьбы с шайбами, летящими со скоростью 100 – 150 км/ч. Стоит такому каучуковому снаряду попасть в горло, последствия тоже могут быть печальными. Тем не менее есть смельчаки, играющие без «сопли». По молодости обходился без нее и Илья Ежов, а на мой вопрос почему, помнится, ответил коротко: «Мешает...». Повзрослев, Илья, однако, осознал, что лучше перебороть привычку, чем так рисковать, и все последние сезоны проводит в КХЛ с защитой горла.

Вратари далеких 1960-х на этом фоне, с одной стороны, выглядят героями, но больше безумцами. Это ж как сильно нужно любить хоккей и как совсем не бояться за себя, чтобы становиться в ворота без шлема на голове. Однако Жак Плант, Терри Савчук, Николай Пучков и многие другие праотцы игры на льду именно так начинали свой хоккейный путь – шрамы героизма украшали их лица до последних дней.

Без шлемов обходились одно время и полевые игроки.

Во время самой первой суперсерии с канадскими профи в 1972 году советские зрители больше всего удивились двум вещам – тому, что заокеанские хоккеисты жуют во время игры жвачку и что играют без шлемов. В НХЛ они, оказывается, считались признаком трусости, и только в 1990-х, когда ношение шлема стало обязательным, здравый смысл возобладал над «понтами отваги». При этом разрешалось играть без визора, защищающего глаза. Его непременное наличие – это уже двухтысячные. Исключения делались только возрастным хоккеистам, которые всю карьеру отыграли без этой защиты. Сейчас таких не осталось, а до 18 лет все хоккеисты обязаны выступать в решетчатой железной маске, с защитой шеи и ушей. Трагедия, случившаяся с Файзутдиновым, надо полагать, заставит пересмотреть многие правила в пользу ужесточения.

#хоккей #МХЛ #несчастный случай

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (6885) от 19.03.2021 под заголовком «Восемь сантиметров жизни...».


Комментарии