Всероссийская спартакиада по парусному спорту состоялась в Петербурге

В Санкт-Петербургском речном яхт-клубе состоялась Всероссийская спартакиада Специальной олимпиады по парусному спорту и юнифайд-парусному спорту. Международную организацию, ведающую развитием спорта для лиц с умственными отклонениями, в России представляет Специальный олимпийский комитет (СОК).

Всероссийская спартакиада по парусному спорту состоялась в Петербурге | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Даже тот, кто под парусом никогда не ходил, понимает: яхтенный спорт — дело нелегкое, а порой и вовсе рискованное. Это занятие для здоровых людей, никак не для тех, у кого нарушена психика, повреждены центры двигательной активности. Таким людям, казалось бы, надо тихо сидеть дома, иногда выходя для спокойных прогулок в парк, и уж всяко держаться подальше от воды.

Оказалось, все не так. Сущест­вует целая наука — адаптивный спорт. Людям с ментальными нарушениями он позволяет забыть об их «особости», реализовать свой внутренний потенциал, в меру возможности встроиться в социум. И, конечно, укрепить свое здоровье. Они занимаются легкой атлетикой, командными видами спорта. И — да, ходят под парусом.

Секция яхтинга в структуре Санкт-Петербургского отделения СОК существует уже 22 года. Возглавляет ее старший тренер по адаптивному парусному спорту Владимир Куликов. «В миру» — ведущий научный сотрудник Университета им. Лесгафта, он разрабатывает технические средства контроля тренировочного процесса. А паруса для «особенных» людей — это работа об­щественная, то есть бесплатная. Что, учитывая ее сложность, можно без преувеличения назвать подвижничеством.

Сегодня в секции у Владимира Семеновича числятся 44 человека, из них активных — чуть более половины. Возраст — от 12 до 42 лет. Диагнозы — лучше не произносить. Разумеется, совсем безнадежных нет — каждый из будущих яхтсменов прошел тщательную медико-психологическую проверку на допуск к воде. Но до воды, надо сказать, доберутся они нескоро. Сначала «атлетов» (так их здесь называют) разделят на группы в зависимости от тяжести заболевания. Потом — полтора года «подводящих» упражнений в зале. Дальше — два года имитирующих упражнений на тренажерах-симуляторах. С какого‑то момента «атлету» позволят сидеть в настоящей яхте, чтобы просто привыкнуть к виду воды, которой многие из этих людей просто боятся. И только после этого им доверят практическую работу — на руле или на шкотах.

Парусный1_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Все это время идет подготовка яхт к плаванию — надо шкурить, красить, штопать паруса. Соответственно, у обучающихся появляются трудовые навыки, очень полезные для жизни. И это плюс к навыкам работы в команде, которых у большинства из них до того не было совсем. Что важно, постоянно рядом с ними — здоровые люди, яхтсмены. У каждого «атлета» — свой наставник. Надо ли говорить, что от этих людей требуется беспредельное терпение, ведь психика у их подопечных неуравновешенная, любой может, что называется, на ровном месте вспылить, устроить истерику… Все это выносить, конечно, непросто, как сетует Куликов, многие «на энтузиазме» приходят помогать, но остаются единицы. Зато оставшиеся становятся своим «атлетам» как родные.

Для того чтобы «специальный» спортсмен достойно представлял свою страну на Олимпиаде, ему нужно готовиться не менее двенадцати лет. Зато результаты налицо: в копилке питерских «атлетов» медали всех достоинств. Есть и многократный чемпион — Алексей Галкин.

Сам же Петербург — безусловный лидер России по адаптивному парусному спорту. Разработанные здесь методики, по которым и работает Куликов, только еще начинают внедряться в других российских городах. Поэтому участниками состоявшейся спартакиады были лишь питерские «атлеты». А статус всероссийских соревнованиям обеспечили их будущие соперники, при­ехавшие из других регионов пока в качестве наблюдателей.

Процедура открытия была соблюдена: поднятие флага, гимн России, олимпийский огонь. Правила борьбы тоже олимпийские: гонка по треугольнику. Но, поскольку ветер оказался несколько сильнее ожидаемого, дистанцию сократили на 30 процентов. О массовости говорить не приходится: три яхтсмена-одиночника на мини-парусниках «Оптимист» и пятнадцать — в формате «юнифайд» (с сопровождающим) на специально оборудованных гоночных яхтах.

Как и положено по правилам Специальной олимпиады, участники были разбиты на три уровня в соответствии со своими возможностями. Первый — когда «атлет» работает на руле, второй — на шкоте. В этих случаях в экипаже также наставник и помощник-волонтер. Третий — когда в яхте три «атлета», которые управляют сами, и один «парт­нер», просто наблюдающий за ними и готовый вмешаться лишь в сложных ситуациях.

Гонки продолжались два дня и, как сообщили организаторы, прошли успешно. Фамилии победителей называть не будем — это не так важно. Главное — они одержали победу над самими собой.


#парусный спорт #спорт #яхт-клуб #спортсмены

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (7198) от 28.06.2022 под заголовком «Под парусом «специальный» человек».


Комментарии