Воспитанник спортивной школы «Знамя» выиграл золото в первенстве России по гребному слалому
Как успеть везде и во многом преуспеть? Для воспитанника спортивной школы «Знамя» Ивана Григорьева вопросы не праздные. Вот уже несколько лет он занимается гребным слаломом, и минувший спортивный сезон стал для него лучшим. Иван выиграл золото первенства России до 17 лет, стал первым на спартакиаде молодежи и в двух дисциплинах на Кубке молодежи. Но гребной слалом не единственное его увлечение…
Фото автора
— Иван, почему из многочисленных видов спорта выбрали далеко не самый популярный сегодня?
— В раннем детстве с родителями часто ездил в различные походы на байдарках — тогда они были очень популярны, и мне тоже нравились эти путешествия по Вуоксе с палатками и песнями под гитару у костра. Когда мне было семь, как раз в таком походе заявил, что хочу заниматься греблей профессионально, и где‑то через год родители меня отвели в спортшколу на отделение гребного слалома. Сначала занимался у Марины Маняхиной, теперь мой тренер Леонид Иванов.
— С лодкой быстро перешел на ты?
— Знакомство с порогами в Лосеве вышло ужасным. Там очень быстрый поток, меня унесло в самое страшное место, и я перевернулся — почти весь порог прошел в перевернутом состоянии. Едва выжил — вылез из‑под воды только где‑то посередине озера, за мной уже мчались на моторной лодке.
— Песни под гитару у костра подвигли на еще одно увлечение?
— Не только. У меня мама учитель по классу скрипки в музыкальной школе, а я с первого класса играю на гитаре.
— Почему не на скрипке?
— Пробовал — не получалось. На гитаре попроще, и мне больше нравится. Да и в глазах ровесников выглядишь с гитарой выигрышно.
— И каких успехов достиг?
— Постоянно участвовал в различных конкурсах. И всегда был вторым. Победители менялись, а я всегда вторым оказывался. Так и в спорте бывает, кстати. Лет шесть ходил на занятия гитарой, пока меня не пригласили в духовой оркестр, где я влюбился в трубу. Музыкальную школу окончил уже по этому классу. А еще театральный кружок посещаю, у нас и оперные постановки бывают, «Волшебная флейта» Моцарта, например. Сейчас работаем над британской оперой «Дидона и Эней» Генри Перселла. В кружке есть педагоги по вокалу, хореографии, актерскому мастерству. С духовым оркестром тоже пытаемся развиваться: иногда даем концерты.
— Гитара и труба — очень разные инструменты. Почему вдруг духовыми увлеклись?
— Просто заинтересовало. Может, хотел с несколько другой стороны посмотреть на музыку, иначе ее почувствовать. Но гитару совсем не забросил — как приезжаю с тренировочных сборов или соревнований, сразу беру ее в руки.
— А на сборы без гитары?
— Берегу ее, гитара часто страдает во время походов и путешествий.
— Какой у тебя репертуар?
— Что слышу, то и подбираю. На слух. И нот дома очень много. Есть и расписанные для дуэтов гитары и скрипки — с мамой часто играем. Ездили даже вместе на всяческие концерты и конкурсы городского уровня, выигрывали их. Да и просто в домашней обстановке частенько исполняем что‑нибудь.
— А папа тоже музыкант?
— Нет, он филолог по образованию. Иногда пишет нам тексты. Недавно на юбилей моему дедушке заслуженному артисту России Леониду Мозговому написал. На восьмидесятилетие пришли многие известные люди — артисты, режиссеры, — и деду было очень приятно, когда мы исполнили ему песню.
— Как в тебе уживаются музыка, театр и спорт?
— Не знаю. Как прихожу с тренировки, «переключается волна», и я рисую, пою, играю на гитаре.
— Ты еще и рисуешь? Что именно?
— Все подряд. Рядом с нашей дачей в Павловске была художественная школа, мы с мамой туда летом ходили на занятия. Она вообще рисует много: дома и на даче висит много ее картин маслом. В основном это пейзажи и натюрморты. А я люблю маркерами рисовать. «Штриховочка» тремя цветами: золотым, серебряным и черным. Тоже пейзажи. Друзей еще рисовал. Карандашом.
— А всех друзей-слаломистов уже нарисовал?
— Пару человек. С фотографии. Им понравилось.
— Твой тренер рассказал, что было еще и увлечение фехтованием.
— Было. У меня мама очень активная. Когда я только делал первые шаги в спорте и, по ее мнению, не был вполне самостоятельным, она меня часто сопровождала. В том числе и на углубленное медицинское обследование, которое проходят все спортсмены. И вот там она познакомилась с тренером по фехтованию, которая как раз набирала спортсменов. Меня решили попробовать, ну и затянуло. Я вообще увлекающаяся натура. По фехтованию у меня первый разряд, из достижений — ездил на чемпионат Северо-Западного федерального округа, где заняли третье место в командных соревнованиях.
— Как только тебя на все хватает?
— Стараюсь успевать. Хотя на фехтование давно не ходил — ребята постоянно повышают свой уровень, и, думаю, мне уже за ними не угнаться.
— В гребном слаломе ты сейчас кандидат в мастера спорта. Мастером будешь?
— Я к этому стремлюсь, стараюсь повышать свой уровень с каждой тренировкой.
— А почему предпочитаешь каноэ, а не байдарку?
— Раньше я выступал в обоих классах. Но с течением времени понял, что в каноэ получается лучше. Сейчас совмещаю гонки в каноэ с экстрим-слаломом.
— В экстриме разрешена минимальная силовая борьба. Тебе это нравится?
— Когда еду один, больше сосредоточен на трассе. А в экстриме приходится следить еще и за тремя соперниками. Но я заметил, что в таких условиях мне почему‑то даже проще управлять лодкой.
— Не страшно переворачиваться вместе с лодкой в бурлящем потоке воды?
— Нет, я уже привык. Находясь под водой, выводишь весло на поверхность и отталкиваешься от нее. Уже отшлифовал этот элемент…
— Вы недавно были в составе сборной России на тренировочном сборе и занимались на воде, когда вокруг уже лежал снег. Не холодно было?
— Тренеры нас жалели, старались сокращать занятия на воде. Минут до сорока, ну час максимум занимались. А после тренировки отдираешь лед с весла. Пять минут посидишь в лодке, жилеты замерзают — и уже сам как кусок льда.
— Никто не заболевал?
— Нет. Наверное, народ у нас закаленный.
— А у тебя есть кумиры во всех твоих увлечениях?
— В слаломе из российских спортсменов — Игорь Михайлов, действующий спортсмен. Выиграл в этом году Кубок России, затем — спартакиаду сильнейших. Из мировых лидеров — Александр Славковский из Словакии. В гитаре — Брайан Мэй, гитарист группы Queen.
— А чем планируешь заниматься в дальнейшем при таком разнообразии увлечений?
— Хотел бы устроиться в театр. Как‑то поработал в Театре музыкальной комедии в мюзикле «Джекилл и Хайд». Мне очень понравилось, просто незабываемо. Очень крутые актеры. Общался со всеми, и пели вместе. В конце мюзикла был такой момент, когда вся сцена в темноте, я стою один, весь свет на меня, а в зале тысяча человек. Потрясающие ощущения!
— А как же слалом, если поступишь в театр?
— Спортивную карьеру сейчас я не брошу. Сто процентов буду ее продолжать — мне понравилось выигрывать.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 16 (7345) от 30.01.2023 под заголовком «Еще не мастер, но уже на все руки».
Комментарии