Вирусно-политические Игры. Состоится ли Олимпиада в Пекине?
За два месяца до предполагаемого старта зимних Игр в Пекине окончательной уверенности в том, что Олимпиада состоится, нет. В политическом плане по ней бьет объявленный на днях американцами бойкот, к которому могут присоединиться и другие западные страны. Другая угроза – новый омикрон-штамм, уже приведший к отмене целого ряда крупных соревнований.
Фото: Pixabay
Официально США объявили дипломатический бойкот Играм из-за нарушения прав человека в Китае, прежде всего речь идет о притеснении уйгуров. В реальности дело еще и в остром политическом и экономическом соперничестве двух мировых лидеров. Словом, ситуация примерно такая же, как накануне Москвы-1980, когда советское вторжение в Афганистан стало скорее поводом, чем основной причиной бойкота.
Но тогда на Игры не поехали спортсмены, а теперь речь идет только о политиках, а это, на первый взгляд, не проблема. «Что означает дипломатический бойкот? Что не приедут официальные лица? Ну и пусть не едут, ничего страшного. Спортсмены и тренеры приедут, болельщики тоже», – рассуждает президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашвили. «Ну не приехал какой-то министр – и слава богу», – продолжает двукратный олимпийский чемпион по хоккею Вячеслав Фетисов. Еще дальше идет почетный президент Федерации фигурного катания России Валентин Писеев: «Чем меньше официальных лиц на Олимпиаде, тем ее легче проводить. Уж слишком все они отвлекают от дел, прежде всего организаторов. Так что это положительный момент. Главное, чтобы наш президент там был».
Деятели спорта отчасти правы – во всяком случае если судить по российскому опыту. Во все времена (а в ковидные тем более) массовый приезд далеких от спорта лиц мешал, причем не только организаторам, но прежде всего самим спортсменам. И многим из них в Токио-2020 пришлось только лучше благодаря тому, что депутатов и чиновников туда просто не пустили. Фактически мы сейчас тоже «дипломатически бойкотируем» Игры, пусть и не по собственной воле, а из-за санкций МОК, вызванных антидопинговыми расследованиями. При этом в Пекине отдельные исключения возможны – Владимир Путин действительно может приехать на Игры по персональному приглашению китайских властей.
Но все-таки основной вопрос не в политиках, а в зрителях и особенно спортсменах, которые в массовом порядке бойкотировать Олимпиаду точно не будут, хотя в США изначально звучали и такие идеи. Помог как раз неудачный опыт бойкота сорокалетней давности – никакой политической пользы он не принес, а наказали в итоге собственных спортсменов, да еще позволили СССР безоговорочно выиграть командный зачет. Сейчас озабоченные мировым господством китайцы тоже вряд ли стали бы горько плакать из-за отсутствия американских конкурентов. Хозяева, кстати, и так получат серьезное преимущество из-за коронавируса. Дело в том, что пришлось отменить все тестовые соревнования, так что опробовать новые трассы и катки, как это принято, смогли только местные спортсмены, а это солидная фора.
Словом, для принимающей стороны все выглядело замечательно, пока не появился омикрон. Новый штамм помимо эпидемиологических рисков играет еще и на руку политическим противникам Олимпиады. Одних уйгуров для настоящего бойкота мало, но теперь все будет проходить под флагом заботы о здоровье спортсменов – и это будет совсем другая история. Тем более что опасность вполне реальна, и не случайно из-за нового штамма отменено немало крупных соревнований. Прежде всего универсиада, которая должна была пройти с 11 по 21 декабря в Люцерне. Правда, решающим фактором швейцарцы называли не собственно эпидемиологические риски, а ограничения на въезд для представителей ряда стран. По той же причине был отменен и финальный «Гран-при» по фигурному катанию в Осаке – Япония вообще закрыла границы для иностранцев.
Китай на такое вряд ли пойдет, а в крайнем случае может сделать для олимпийцев исключение, хотя в Поднебесной и далеко не такое беспечное отношение к ковидным рискам, как в некоторых других странах. Пока же и в самой стране, и в Международном олимпийском комитете говорят, что Олимпиада пройдет по плану, причем со зрителями. Разве что упоминают при этом «успешный» опыт Токио-2020, где как раз никаких болельщиков не было, а число зараженных спортсменов шло на сотни. Да и многое будет зависеть от декабрьских научных данных по омикрону. Все же система безопасности в Токио во многом была построена на массовой вакцинации спортсменов, а Пекин-2022 в этом смысле под вопросом. Если многие вакцины, как опасаются сейчас, окажутся малоэффективными против нового штамма, то проведение Игр действительно станет опасным. А болельщиков, тем более иностранных, не пустят почти наверняка.
Практические решения об изменениях формата или полной отмене Олимпиады могут последовать не раньше января. В чем, между прочим, будет своя справедливость – в конце концов, именно из Китая вышел коронавирус, причем в Поднебесной многое для этого сделали, скрывая опасность и оставляя открытыми границы. Но спортсменам от этого, конечно, никак не легче. Они и так нередко страдают от антиковидных ограничений. И прежде всего россияне – в разных видах спорта в начале декабря они столкнулись с огромными проблемами, отправляясь на соревнования в США и Канаду, поскольку в этих странах не признаются российские вакцины. Страдают при выезде за рубеж и остальные соотечественники, но для олимпийцев это оборачивается неучастием в отборочных турнирах и, как следствие, возможное отсутствие лицензии для участия в Играх. Хотя проблема все-таки имеет решение. Как рассказали, например, в Союзе конькобежцев России, оргкомитет Кубка мира в Канаде предоставил документы, подтверждающие «исключительную ситуацию для спортсменов, непривитых вакцинами, одобренными ВОЗ», и это позволит пересечь границу. Вопрос в том, подготовят ли аналогичные бумаги организаторы других соревнований...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (7069) от 10.12.2021 под заголовком «Вирусно-политические Игры».
Комментарии