Велосипедист Владимир Семенец: «Чувство победы – незабываемое»

Двухместный велосипед – тандем – по легенде, был изобретен одним сообразительным мужчиной, который поддался на просьбы жены, не умевшей кататься, но очень хотевшей покрутить педали вместе с ним. С 1908-го по 1972 год на таких велосипедах даже соревновались на Олимпийских играх, а последними, кто выиграл золото в этой дисциплине, были советские спортсмены Владимир Семенец и Игорь Целовальников. Первый из них уже много лет живет в нашем городе.

Велосипедист Владимир Семенец: «Чувство победы – незабываемое» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

– Мое знакомство с велосипедом началось в пять лет, – вспоминает Владимир Иванович. – Отец был военным, его отправили служить в ГДР, и около года мы жили там. К сожалению, остались только отрывочные воспоминания: автомобильная рота, квартира около аэродрома. Но свой первый велосипед на настоящих надувных шинах отлично помню! А уже когда вернулись в Союз, отец мне купил велосипед побольше – харьковского велозавода. Мы с ребятами гоняли в военном городке в Одессе. Там отобрался и в детскую спортивную школу. Но не по велоспорту, а по легкой атлетике. Причем занимался вместе с Николаем Авиловым – десятиборцем, который также выиграл Олимпиаду в Мюнхене. Мы и сейчас в контакте.

– И все-таки велоспорт перетянул?

– Просто на каникулах наткнулись с приятелем как-то на велотрек. Подошли к тренеру, спросили, можно ли попробовать? Понравилось, прошли отбор, и у меня стало получаться. Так ведь часто бывает: все хотят, но не у всех получается. А когда пошли результаты и попал в сборную СССР, поступило предложение из Киева от тренера Николая Колумбета. С точки зрения тренировок особо ничего не изменилось, а вот бытовые условия стали лучше. Хотя все равно почти все время – на сборах или соревнованиях.

– Не скучное ли занятие – ездить по кругу?

– Совсем нет, к тому же у каждого свои предпочтения. Многое зависит от организма, от того, как мышцы работают. Если «на взрыв», то ты явно спринтер. Есть, правда, хорошие финишеры и на шоссе. Но мне понравилось выступать на треке. И организм у меня настроен на короткую дистанцию.

– А как в вашей велосипедной жизни появился тандем?

– В 1968 году нас с Игорем Целовальниковым рассматривали кандидатами на поездку на Олимпиаду в Мехико в индивидуальных дисциплинах. Но посчитали еще молодыми и послали других. А тренер сборной Ростислав Варгашкин – он в свое время был спринтером, но и на тандеме тоже выступал – как-то подошел к нам и сказал: «По-моему, если вас посадить вместе – будет интересно!».

– Тренерская чуйка?

– Очевидно, да. Некоторые тренеры действительно очень хорошо чувствуют. Он предложил, мы попробовали. И ощущения были такие, будто все время вместе сидели. Почему-то Варгашкин посадил меня вперед, рулевым, хотя Игорь был опытнее и сильнее.

– А как вообще распределяются роли на тандеме?

– Как и в гребле в двойке и в четверке – подбираются люди, которые друг друга чувствуют. Так и я Игоря спиной чувствовал. И слов было не нужно. Мы оба наблюдали за гонкой и вместе принимали решение: влево, вправо, ускориться.

– Так и до мюнхенской Олимпиады 1972 года доехали?

– Хоть до этого уже и выезжали на чемпионаты мира, были знакомы с обстановкой на крупных состязаниях, но Олимпиада – это совсем другое. Одна атмосфера в Олимпийской деревне чего стоит! В Мюнхене, правда, случился теракт. Утром вышли на улицу – стоит цепь полицейских вдоль корпусов и направляют, куда можно идти, куда нельзя. Только после завтрака мы узнали, что случилась беда. Но надо было готовиться к старту, и это помогло отвлечься.

– Каким был настрой в день старта?

– Заставляли себя думать, что мы просто на тренировке, но нужно ее провести на 10 баллов. Предолимпийскую неделю мы выиграли в одну калитку. И здесь поначалу все легко складывалось, но финал с Юргеном Гешке и Отто Вернером из ГДР получился очень сложным. Пришлось проводить три заезда. Первый выиграли мы. Причем очень уверенно. Второй – немцы. 1:1. И вот последний, решающий, заезд. Может, я и «подгорел» немножко. Вот рассказываю, и даже сейчас мандраж. В общем, финишировали колесо в колесо. На финише они подняли руки, но мне казалось, что выиграли мы! Повисла тишина. Катаемся по треку – ждем решения. Судьи посмотрели фотофиниш на треке – ровно! Тогда они пошли к себе смотреть картинку на большом экране и только там выявили разницу в нашу пользу.

– И какие ощущения?

– Чувство победы, конечно, незабываемое. Вот как Ирину Роднину показывали со слезами на глазах, так и у меня горло сдавливало, когда гимн исполняли. Это незабываемое ощущение! И полный сумбур в голове! Представлял, как приеду на родину, как меня, чемпиона, встречать будут.

– А как было на самом деле?

– Так все и было, потом успокоился, тем более что некоторые выигрывают Олимпийские игры по нескольку раз.

– Олимпийские игры в Мюнхене стали последними для тандемов. Правда ли, что эту дисциплину вывели из олимпийской программы как очень травмоопасную из-за большой скорости, развиваемой двумя гонщиками?

– Летальные случаи были, и нередко. Как у нас в стране, так и в мировой практике. Причем при серьезном падении обычно погибал второй...

– А в вашей практике было много падений?

– Одно, на «Большом призе Тулы». Мы уже выигрывали финальный заезд, и тут на финише у нас лопается труба заднего колеса. А скорость была под семьдесят километров в час. В Туле трек бетонный, шершавый. Я поначалу еще держал велосипед, но без шины это трудно сделать. На вираже машину нужно закладывать, мы так плавно и легли. Ничего не сломали, но левой стороны тела не было вообще. До сих пор на руке и ноге остались темные пятнышки на память.

– А вообще не страшно было развивать такую скорость?

– Нет, совершенно не страшно. Даже интересно – адреналин!

– Как сложилась ваша послесоревновательная жизнь?

– Когда закончил гоняться, мне предложили поработать в сборной СССР тренером по спринту. Признаться, не ожидал, даже щеки сначала раздул от осознания собственной важности. В 1979-м поехали в Амстердам и там неплохо выступили, а на московской Олимпиаде – еще лучше. Но мне показалось, не мое это. Вроде бы и работал, и старался, но неинтересно было. Позже работал в «Динамо» старшим тренером по велоспорту. Организовывал сборы, выезды местной команды. На пенсию ушел в звании подполковника.

Позже с Сергеем Гутцайтом, известным сегодня ресторатором, строили и развивали стоянку пассажирских судов на реке Свирь в Верхних Мандрогах. Потом еще приятелю в медицинской фирме помогал. В общем, попробовал многое. Ну а теперь все больше на даче под Белоостровом время провожу, там есть чем заняться.

– Вижу, что еще и спортивную форму поддерживаете!

– В 2013-м даже ездил на Олимпиаду среди ветеранов в Турин. Стал четвертым. Было интересно. Но все же решил больше не выступать, а кататься исключительно в свое удовольствие. Организм ведь не железный. Сосудики уже другие. Несколько лет назад у меня начала сильно болеть спина. Купил тренажер, стал заниматься. Спина вроде бы прошла. Но с тренировками – совсем другое качество жизни!

НАША СПРАВКА

Владимир СЕМЕНЕЦ, родился 9 января 1950 года в Вольске (Саратовская обл.), живет в Санкт-Петербурге.

Заслуженный мастер спорта, олимпийский чемпион (1972), серебряный (1973, 1974, 1977) и бронзовый (1970, 1976) призер чемпионатов мира, чемпион СССР (1971, 1972, 1974, 1977).

Выступал за «Динамо» (Одесса, Киев), с 1973 года за «Динамо» (Ленинград).

Награжден орденом «Знак Почета».

#Олимпийские игры #спорт #соревнования #велоспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 75 (6913) от 28.04.2021 под заголовком «Последний олимпийский тандем».


Комментарии