В парусном и буерном спорте Ленинграда — Петербурга успешно выступали многие наши спортсмены

Высшего спортивного звания «Заслуженный мастер спорта» удостоился один — легендарный яхтсмен 1930 – 1950‑х годов Иван Матвеев. Он стал первым в нашей стране заслуженным мастером спорта по парусу. Присвоение звания и сопутствующее награждение спортсмена почетной грамотой Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при Совнаркоме СССР датируется июлем 1940‑го. В тот период Иван работал тренером в Ленинградском яхт-клубе ВЦСПС на Петровской косе.

В парусном и буерном спорте Ленинграда — Петербурга успешно выступали многие наши спортсмены | ФОТО Kelly Sikkema on Unsplash

ФОТО Kelly Sikkema on Unsplash

Матвеев родился 6 (19-го по н. ст.) июня 1914 года в деревне Липово Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне Кингисеппский район Ленинградской области) в семье потомственного моряка. В Ленинграде семья жила на Крестовском острове, и Иван оказался в местном Речном яхт-клубе уже в десятилетнем возрасте. Его зачислили юнгой на одну из яхт. Становление Матвеева как яхтсмена-гонщика проходило быстро, в первой половине 1930‑х он последовательно побеждал в первенствах области в различных разрядах — от новичков и юниоров до мастеров. В 1936 году, когда после восьмилетнего перерыва состоялся второй всесоюзный чемпионат, проведенный в Ленинграде, экипаж с рулевым Матвеевым первенствовал на килевой яхте «Л-60» и занял второе место на швертботах «М-20». На третьем чемпионате в 1938‑м, снова в Ленинграде, эти успехи в точности повторились. В декабре 1939 года яхтсмен «Водника» установил всесоюзный рекорд скорости на буере. Использовался буер-площадка гоночно-прогулочного типа, Иван промчался на нем со скоростью 83,48 км в час. Установленный в Ленинграде рекорд смогли улучшить только через девять лет.

К тому времени Матвеев уже стал дипломированным специалистом. Он преподавал на курсах яхтенных капитанов, входил во всесоюзную секцию парусного спорта, был начальником порта, а затем учебной части яхт-клуба ВЦСПС. С началом Великой Отечественной войны заслуженного мастера спорта старшего лейтенанта Матвеева назначили помощником командира и начальником штаба базы ПВО Нев­ской губы. Созданный им отряд занимался патрулированием, в том числе зимой на буерах, высадкой десанта, уничтожением вражеских мин, доставкой продовольст­вия, пресной воды и боеприпасов. Приходилось устанавливать ограждения и навигационные знаки. Затем была активная деятельность в гидрографической службе Балтийского флота — по необставленным фарватерам осуществлялась проводка, зачастую под огнем врага, караванов судов и подводных лодок. Матвеев получал ранения, его боевой путь отмечен орденами Красного Знамени и Красной Звезды (дважды), а также медалями.

В послевоенные годы заслуженный воин и спортсмен продолжил пополнять актив спортивных наград. В 1945 году Иван трижды первенствовал в чемпионатах СССР по швертботам и килевым яхтам. Заместитель председателя секции парусного спорта при городском комитете по делам физкультуры и спорта повторил свой успех и годом позже, в том же 1946‑м одержал победу во второй Балтийской регате на яхтах класса «Л-60». В дальнейшем звания чемпиона СССР Матвеев неоднократно добивался в период с 1947‑го по 1956 год. Он побеждал также в традиционной классной 100‑мильной гонке Ленинград — банка Диомид — Ленинград. Трехкратным чемпионом и рекордсменом страны Иван становился и в буерном спорте. В январе 1949 года представитель яхт-клуба ВЦСПС установил в Ленинграде всесоюзный рекорд на буерах-монотипах, достигнув скорости 103,5 км в час. Матвеев принимал участие в двух Олимпийских играх — в 1952 и 1956 годах на яхтах класса «Дракон». В оперетте начала 1960‑х композитора Василия Соловьева-Седого «Олимпийские звезды», в которой звучит «Марш яхтсменов», прообразом одного из героев — Ивана, военного моряка и рулевого яхты «Нева», стал именно Матвеев. Примечательно, что в его честь с конца 1940‑х начали проводить гонки на приз заслуженного мастера спорта И. Матвеева. Впоследствии капитан 2-го ранга, судья всесоюзной категории каждую навигацию выводил в плавание учебную шхуну «Ленинград», приобщая молодых яхтсменов к парусу и морю. Иван Петрович скончался 5 июля 1984 года, похоронен на Северном кладбище.

Заслуженных тренеров СССР в парусном и буерном спорте нашего города не было. В постсоветский период почетным званием отмечен Сергей Перфильев. В конце июня 2000 года ему первому присвоили звание заслуженного тренера России. Парусным спортом Сергей, родившийся 6 февраля 1952 года в Ленинграде, стал заниматься в десятилетнем возрасте в Морском клубе ДОСААФ на Васильевском острове. Позднее он тренировался в центральном яхт-клубе «Труда», выступал на швертботах класса «Финн». Ставший в 1975 году мастером спорта СССР Перфильев окончил Институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, работал старшим тренером и директором СДЮСШОР профсоюзов. Три десятилетия авторитетный специалист трудился в городском спорткомитете тренером сборной команды СССР по Ленинграду, главным специалистом, начальником отделов спортивной работы и подготовки спортивного резерва. Перфильев удостоился званий заслуженного тренера России и заслуженного работника физической культуры РФ. В 2004 году он окончил Северо-Западную академию государственной службы. Сергей Васильевич возглавлял Парусный союз Петербурга, был вице-президентом Всероссийской федерации парусного спорта. В настоящее время Перфильев, располагающий солидным архивом по истории парусного и буерного спорта, регулярно готовит ­публикации о знаменитых яхтсменах города на Неве.

Читайте также:

Им покорилась лыжня. Многие представители нашего города прославились в лыжных гонках

К рекордам в тяжёлых ботинках. Удивительная жизнь заслуженного тренера больших легкоатлетов


#парусный спорт #спортсмены #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (7752) от 19.09.2024 под заголовком «Ветер в паруса».


Комментарии