Скандалы на Олимпиаде: как генетика влияет на разделение спорта по гендеру
Скандальная история с Иман Хелиф из Алжира, которая взяла золото Олимпиады-2024 в Париже в женском турнире по боксу в весовой категории до 66 кг, получила продолжение. Обнародованы данные медицинской карты спортсменки, которая оказалась мужчиной. О том, что определяет гендерную принадлежность людей и почему возможны эксцессы подобного рода, рассказывает ученый-генетик, специалист в области методов молекулярной биологии и генной инженерии профессор РАН Денис Ребриков.
ФОТО Luca Dugaro on Unsplash
— Каковы, Денис Владимирович, научные обоснования разделения большого спорта на мужской и женский?
— С эволюционной точки зрения природа разделила многие организмы внутри одного вида на две подсистемы — мужскую и женскую. Это оказалось эффективным для решения очень сложной эволюционной задачи: одновременного стремления вида к специализации и диверсификации.
Согласно эволюционной теории пола, мужская подсистема — это экспериментальная подсистема, и на ней природа как раз проводит тот самый дарвиновский отбор «наиболее приспособленных», который и движет эволюцию вперед. Дарвин совершенно точно сформулировал, что эволюция основана на двух ключевых процессах: изменчивости и отборе. Так вот, мужская подсистема специально сделана более вариативной. Изменчивость внутри мужского пола гораздо выше.
Женский пол при этом более стабильный. Если мы посмотрим на график распределения любого признака для мужской и женской подпопуляции — это будут две разных кривых Гаусса: для мужского пола кривая существенно шире. Следствием этого биологического принципа является то, что при отборе из популяции особей с максимальным или минимальным значением признака (например, самых умных или самых глупых) — мы неизбежно получаем выборку, обогащенную мужчинами. При этом средние значения признаков в популяции могут совпадать. Спорт высоких достижений или, например, наука — яркий пример того, что мужская подсистема имеет более широкую вариативность.
— Что и вынуждает нас делить спорт на мужской и женский…
— Иначе он будет исключительно мужским. Просто потому, что на кривой Гаусса, если мы уходим направо, например, по скорости бега, по силе, по реакции, да по чему угодно, мы обогащаем выборку мужчинами настолько, что у нас будут одни мужчины.
Когда то восьмикратную чемпионку мира по шахматам Нону Гаприндашвили спросили, как она видит свой рейтинг без деления на мужской и женский, — она ответила, что где‑то в начале второй сотни. Такое разделение на мужской и женский спорт необходимо для того, чтобы вообще женщины могли присутствовать в большом спорте.
Поскольку спорт высоких достижений — это в основном отбор по максимизации какого‑то физического параметра человека (кроме необъективных видов, таких как фигурное катание или художественная гимнастика, где силен эстетический компонент), мы неизбежно получаем только мужскую когорту. Если бы соревновались все вместе — женщины тогда вообще не попадали бы на Олимпиаду.
— Что дает преимущество мужчине и насколько весом каждый фактор?
— Первичным фактором является генетика. Хромосомы определяют гормоны, а гормоны определяют строение скелета, мышц и всего остального. Базовая настройка нашей генетической программы с точки зрения пола — это наличие или отсутствие Y-хромосомы. Хотя и тут есть нюансы. Например, бывают ситуации, когда Y-хромосома присутствует, но часть генов на ней не работает по тем или иным причинам. Бывает так, что даже если на цитологическом кариотипировании (это метод лабораторной диагностики, позволяющий установить аномалии в структуре и количестве хромосом) мы видим Y-хромосому, это еще не означает, что это работающая Y-хромосома, она может быть поломана и фактически ее функция будет отсутствовать. В этом случае фенотипически, гормонально и биохимически такой человек может выглядеть как женщина. То есть важно не наличие Y- хромосомы, а ее работоспособность.
Бывают и обратные ситуации, когда в Х-хромосому встроен кусочек Y-хромосомы, и на кариотипе будет XX (женщина), а фенотипически и гормонально — полноценный мужчина. То есть хромосомный состав не всегда соответствует полу. Поэтому отталкиваться от, например, наличия или отсутствия Y-хромосомы и внешних фенотипических признаков нельзя. Нужно обязательно убедиться, что эти хромосомы корректно работают. При этом как раз вторичные половые признаки, соответствующие мужчине или женщине, наиболее эффективно отражают генетические настройки.
При делении спорта на мужской и женский мы в первую очередь должны отталкиваться от гормонального профиля. Именно так сейчас и делают, и это логично. Потому что гормональный профиль — как раз самый простой тест на работоспособность мужского блока генетики. Если в будущем будут тестировать непосредственно геном, то это, наверное, еще лучше, но это сложнее технологически. А лучше всего смотреть и гормоны, и генетику — это наиболее корректный комплексный анализ.
— Почему возникают ситуации, когда неправильно определяется пол участника соревнований?
— Тема формирования пола изучена очень глубоко. За последние двадцать лет изучены, наверное, все генетические особенности, влияющие на онтогенез пола у людей. Какие гены куда могут перестраиваться, какие могут быть типы нарушений хромосомного профиля, какие бывают транслокации, перестройки, мутации, какие гены и на что влияют.
Поэтому сегодня не возникает никаких сложностей с тем, чтобы при необходимости описать конкретного человека или конкретного спортсмена — разложить все по полочкам и сказать, биологически это у нас мужчина или женщина. Или, например, что тоже бывает, какая‑то переходная форма.
Читайте также:
Новый российско-белорусский биатлонный сезон открылся в Ханты-Мансийске
Будущее сборной России по футболу: надежды на международные турниры
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (7807) от 06.12.2024 под заголовком «Хромосомы выходят на старт».
Комментарии