С хоккеистов не сводят глаз. Анатолий Семенов - о работе скаутом в клубе НХЛ «Чикаго Блэкхоукс»

Бывший капитан московского «Динамо», олимпийский чемпион Калгари-1988 Анатолий СЕМЕНОВ после завершения игровой карьеры обосновался в Петербурге и работал в хоккее спортивным директором, тренером и главным тренером, а в последние годы его можно видеть на различных ледовых аренах города с блокнотом в руках. Четвертый сезон Семенов работает скаутом клуба НХЛ «Чикаго Блэкхоукс» и рассказал нашему корреспонденту Даниилу РАТНИКОВУ о тонкостях этого почти секретного занятия. Скаут переводится с английского как «разведчик» или «лазутчик», в хоккее эти люди выискивают таланты в огромном потоке стоящих на коньках людей с клюшками.

С хоккеистов не сводят глаз. Анатолий Семенов - о работе скаутом в клубе НХЛ «Чикаго Блэкхоукс» | Фото: Pixabay / soerli

Фото: Pixabay / soerli

- Анатолий Анатольевич, во время ЧМ-2019 в Братиславе сам был свидетелем того, что вы смотрели по три матча за день. Зачем столько?

- Нужно было по каждому делать отчет. Вот вы пишете отчеты о матчах, я их тоже пишу.

- Выходит, мы с вами коллеги?

- В некоторой степени, только у меня другие акценты. Я не описываю, кто кого красиво обыграл или как бросил под перекладину. Мои заметки - по конкретному хоккеисту: что в нем главного. У кого-то хорошее игровое мышление, у кого-то - катание, у третьего - руки. Или наоборот - игрок на разворотах медленный, руки «загипсованные» и т. д. Вбиваю все зафиксированные данные в специальную программу, нажимаю кнопку, и она отправляет всю информацию за океан.

- Весь матч за одним игроком наблюдаете?

- Нет, за всей командой. Вернее - за двумя командами.

- Глаза не разбегаются?

- Наблюдая за двумя командами, мы автоматически делим хоккеистов на главных и второстепенных, ведь они в большинстве своем нам уже знакомы. С кого-то глаз не сводишь, а на кого-то внимания не обращаешь - просто потому, что не возникает интереса. Заметки по ним бывают соответствующими: «ничего не показал», «отыграл на том же уровне»...

- По тем, кто «показал», что пишете?

- Важно понять, насколько стабилен хоккеист. Одну игру парень, допустим, проведет отлично, а две другие - в песок.

- Что дальше происходит с собранной вами информацией?

- Ее изучают специальные люди, работающие в клубах НХЛ: читают наши отчеты, если кто-то заинтересовывает - перезванивают, расспрашивают предметно. Могут, например, попросить сравнить одного хоккеиста с другим.

- Предположим, команде не хватает атакующего праворукого защитника. Вас попросят искать таких?

- Да, я начинаю акцентировать внимание на них. Смотрю, кто выходит в большинстве, кто в меньшинстве, кто пять на пять играет, как действует в определенных ситуациях. Созидатель этот парень или разрушитель. Учитывают все нюансы.

- С коллегой-скаутом впечатлениями можете поделиться?

- Только если работаем на один клуб. Если на разные - молчим, конечно.

- И сколько игроков вы «отписали» для «Чикаго»?

- Не скажу, не имею права. Но с ними самими, конечно же, общаюсь. Периодически звоню парням, выбранным «Чикаго» с моей подачи, но продолжающим пока выступать в России, смотрю их матчи, что-то подсказываю.

- В последние лет десять родители перевозят своих совсем еще юных хоккеистов в Северную Америку. Сейчас там в различных низших лигах выступают более сотни россиян. Причем возвращаться они не спешат. С чем, как считаете, связана такая тенденция?

- У каждого свои аргументы. Кто-то уезжает, видя там больше возможностей для игрового развития, в том числе для того, чтобы раскрыться и попасть в НХЛ. Может, это правильно. НХЛ - лучшая хоккейная лига, а хороший спортсмен, не желающий проявить себя среди лучших, - не хороший спортсмен. Действительно, только в НХЛ можно почувствовать, чего ты стоишь на самом деле. Я понимаю Федерацию хоккея России - она заинтересована, чтобы ребята оставались здесь и радовали нашего болельщика, но для игрока это здоровое стремление. Едет за океан, значит, хочет себя проверить. Не надо его за это ругать. Как и не стоит опасаться растерять игроков. Лучше воспитывать детей и молодежь, а также юридически пересмотреть вопрос отъезда хоккеистов.

- Что вы имеете в виду?

- Чтобы ФХР зарабатывала на этом: получала деньги от клубов НХЛ за уехавшего игрока и направляла бы их на развитие детского хоккея в стране. Возникла бы некая цикличность восполнения кадров. Шведы по 300 тысяч долларов с каждого уехавшего за океан имеют. А в НХЛ их ого-го сколько...

- В переводе на цифры «ого-го» это 92: больше только канадцев с американцами. А по поводу договора с НХЛ - у КХЛ есть бумага, запрещающая переманивать игроков с действующими контрактами. В остальном у них бескорыстные отношения - все по любви.

- Этому договору больше десяти лет, времена меняются. Возможно, пришла пора что-то корректировать. Хотят ребята в НХЛ - ради бога. 300 тысяч у. е. клубу от НХЛ - и счастливого пути. Вернетесь обратно - добро пожаловать! Киселевич вон поехал - вернулся, Ожиганов поиграл - вернулся. Не сложилось, бывает... Зато попробовали.

- А кто здесь-то играть будет тогда?

- Все не побегут. Всех и не возьмут...

- В начале 1990-х бежали. На коньках стоять не умели, но бежали.

- Тогда времена были другие. Только-только открылся железный занавес, зарплаты не платили, жить в России было тяжело, а тут возможность поиграть на Западе. Это было для советского хоккеистa и интереснее, и прибыльнее. Сейчас никого не держат и платят в КХЛ хорошо. И надо видеть в этом положительный момент: уехавший открывает дорогу в КХЛ молодому, который, может, и не получил бы шанса в первой команде, играя по две-три минуты за матч от случая к случаю.

- В советское время молодым больше доверяли?

- По-всякому - кому-то везло, кому-то нет. Мне вот повезло: в 17 лет попал в первую команду «Динамо», где Владимир Владимирович Юрзинов разглядел во мне что-то. Это важное, кстати, тренерское умение - рассмотреть, увидеть. На первую смену в команде мастеров не с ровесниками выпустил, а с Александром Мальцевым и Петром Природиным. С Мальцевым, понимаете! Меня, 17-летнего! Это как Подколзина выпустить на первую смену в КХЛ с Дацюком или Ковальчуком.

- Подколзин, кстати, если память мне не изменяет, почти так и дебютировал - с Дацюком и Гусевым.

- И это очень хорошее решение! Чтобы старшие подсказали, где-то «пихнули», как делали Мальцев, Васильев, братья Голиковы: «Ну-ка, молодой, проснись!». А окажись я в тройке с такими же зелеными, как сам, не факт, что сложилась бы хоккейная карьера. Хотя вон у молодежной тройки СКА как пошло... Повторюсь: тут все индивидуально. У одних складывается при таких обстоятельствах, у других при иных.

- Физические нагрузки в ваше время от нынешних отличаются?

- Теперь нагрузки более осознанные. Раньше работали по принципу «выжил - не выжил». Тогда люди тоже понимали, что делали, но теперь больше открытой информации, можно тщательнее подойти к процессу. Появились определенные пищевые добавки, различные коктейли, помогающие спортсменам восстановиться. Технологии во всех направлениях развиваются.

- А как раньше восстанавливались?

- Спали. Оттренировался - поел - лег спать. Проснулся - пошел на другую тренировку. Жизнь советского хоккеиста...

- Разнообразия немного. Поэтому, наверное, свобода, появившаяся у многих из них в НХЛ, нередко била по мозгам...

- Там действительно никто не ходил по пятам, не проверял. Потренировался - делай, что хочешь. Другой мир - другие правила. Ну а что такого мы могли натворить при этом?

- Ну напиться, допустим...

- А смысл? Ужин в поездках был командным. За столом сидели вместе с тренерами. Опустошить при них две бутылки пива считалось нормой. Когда разрешено, мысли делать это тайком не возникает. Хочешь - пей, не хочешь - не пей. Твое дело.

- А словацкие журналисты вон сенсацию устроили из посиделок сборной России в пивбаре во время ЧМ-2019.

- Это вообще смех был... Взрослые ребята, профессионалы - все понимают, что можно, что нельзя. Здоровым мужикам, столько сил отдавшим в игре, покушать и выпить два-три пива только на пользу.

- Благо потом не появилось заголовков «Пропили «золото».

- Ну это вообще было бы маразмом. У нас хорошая команда была. Все - первоклассные исполнители, почти все атакующие. И побеждать команда должна была за счет атаки. Другое дело, что современный хоккей заставляет всех отрабатывать назад: пятеро бегут в атаку, пятеро возвращаются в оборону. Один защитник в любом случае должен идти четвертым помогать впереди, а нападающие отрабатывать назад. Теперь без этого никак. Три впереди, два сзади давно в прошлом.

НАША СПРАВКА

Анатолий Семенов

Родился 5 марта 1962 года в Москве.

Хоккеист, амплуа - центральный нападающий.

Игровая карьера: «Динамо» (Москва), «Эдмонтон», «Тампа-Бэй», «Ванкувер», «Анахайм», «Филадельфия», «Баффало», «Динамо-Энергия» (Екатеринбург).

Достижения: чемпион мира среди юниоров (1980), бронзовый призер молодежного ЧМ (1981), чемпион Европы (1987), серебряный призер ЧМ (1987), финалист Кубка Канады (1987), олимпийский чемпион (1988), обладатель Кубка Стэнли (1990).

Тренерская карьера: «Серебряные львы» (СПб), ХК ВМФ / «ВМФ-Карелия» (СПб), «Югра» (Ханты-Мансийск), МХК «Динамо» (СПб).

#хоккей #НХЛ #спортсмены

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 027 (6625) от 14.02.2020 под заголовком «С хоккеистов не сводят глаз».


Комментарии