Разыгрывающий в роли связного. Капитан сборной России по баскетболу выступит за петербургский «Зенит»

Прошлый сезон завершился для баскетбольного «Зенита» откровенной неудачей — в полуфинале плей-офф Единой лиги команда уступила будущему чемпиону УНИКСу, а в серии за третье место не смогла оказать сопротивление ЦСКА. Такое не должно повториться, а потому состав сине-бело-голубых претерпел определенные изменения. Среди новичков — 26‑летний разыгрывающий Тимофей ГЕРАСИМОВ из красноярского «Енисея». В недавних матчах с Ираном именно он был капитаном российской сборной.

Разыгрывающий в роли связного. Капитан сборной России по баскетболу выступит за петербургский «Зенит» | Тимофей Герасимов (слева) уже играл в Петербурге. Но против «Зенита»./ФОТО Валентины ПЕВЦОВОЙ/ТАСС

Тимофей Герасимов (слева) уже играл в Петербурге. Но против «Зенита»./ФОТО Валентины ПЕВЦОВОЙ/ТАСС

Могли бы выйти из группы

— Тимофей, сейчас много разговоров о том, как влияет отсутствие международной практики на российский спорт. Что показали товарищеские встречи с Ираном?

— Очень рад, что федерация устраивает какие‑то товарищеские матчи, чтобы мы могли прочувствовать международный уровень. Тем более что встречались с ­командой, которая пробилась на чемпионат мира. Интересно было сравнить наш уровень, хотя официальные соревнования, конечно, дают более полное представление о возможностях соперников. Наша сборная к тому же заметно омолодилась, костяк составляют игроки в возрасте 23 – 26 лет, у которых еще только идет становление. И еще один момент — у российских баскетболистов сейчас появилась возможность занимать более важные роли в своих клубах, что очень важно.

— В сборную не пригласили ни одного игрока старше 26 лет, значит ли это, что главный тренер Зоран Лукич начал уже работу на дальнюю перспективу?

— Как вы понимаете, в официальных турнирах мы, вероятно, не будем участвовать в ближайшее время, и крайне трудно сегодня предсказать, в каком состоянии — моральном и физическом — окажутся ветераны, когда все нормализуется. Вот Зоран и прощупывает молодежь, думаю, это правильный ход.

— Президент РФБ Андрей Кириленко считает, что российская сборная на чемпионате мира как минимум вышла бы из группы. Согласны?

— Кириленко настоящий профессионал, и стоит прислушиваться к его мнению. Наверное, с таким составом мы действительно претендовали бы на выход из группы. Разве что побольше времени стоило бы провести вместе, чтобы толком сыграться.

— Кто‑то из российских спорт­сменов уже участвует в международных соревнованиях, а у игровиков, в том числе бас­кетболистов, ничего, кроме «товарняков». Не обидно?

— Обиды нет, скорее — разочарование. Время идет, спортивный век недолог. Любой атлет хотел бы представлять свою страну на международных соревнованиях, а у нас сейчас эту возможность отняли. Все переживают по этому поводу.

Ночные перелеты выбивают из колеи

— Вы в свое время уже играли у Зорана Лукича в «Нижнем Новгороде». Какой стиль он прививает своим командам, традиционный югославский?

— Конечно, ведь он серб. Сейчас и в нашей сборной баскетбол максимально детализирован, тренер акцентирует внимание на тактике, на нюансах игры. Только если все делается правильно, строго выполняются указания наставника, команда смотрится хорошо. Но если кто‑то из игроков выпадает из этой системы, общий рисунок сразу смазывается. Зоран может из любого игрока вытащить его лучшие качества и заставить максимально отрабатывать во всех точках площадки.

— Как Лукич аргументировал назначение вас капитаном сборной?

— Это произошло еще в прошлом сезоне в февральском «окне», когда мы отправились со сборной на ряд матчей в Сербию с клубами местной лиги. Зоран после тренировки объявил меня капитаном, сказал, что я готов к этой роли, могу вести за собой партнеров. И объяснил, что капитан — это связной между тренером и игроками. Кстати, как и разыгрывающий.

— Что для вас подразумевается под словом «капитан»? Надо уметь «стукнуть по столу» в раздевалке, сказать зажигательную речь или достаточно вести парт­неров за собой на площадке?

— Все, что вы перечислили — подбодрить в сложной ситуации, когда на площадке что‑то не клеится и кто‑то опустил руки. А если у тебя, наоборот, прет, этим зарядом, своей энергией ты должен поделиться. Иногда, конечно, нужно и прикрикнуть, особенно если ты постарше, что‑то подсказать.

— «Енисей», где вы выступали последние два года, — единственный клуб в лиге из Сибири. Что труднее переносить: сибирские морозы или дальние путешествия?

— Честно сказать, к морозам я был привычен и по Нижнему Новгороду, где играл прежде. Да, в Красноярске столбик падает до минус сорока. Но если ты тепло оделся — все хорошо. Самый большой минус — ночные перелеты, с разницей во времени — они просто выбивают из колеи. Ка­кое‑то время не высыпаешься, и требуются сутки, чтобы прийти в себя. Мне кажется, что человек просто теряет год своей жизни при таком графике.

— Когда узнали об интересе к вам со стороны «Зенита»?

— Разговоры начались еще в середине сезона, я же хотел обязательно закончить чемпионат в «Енисее», мы сохраняли шансы на попадание в плей-офф. А летом уже «Зенит» предложил конкретные условия, и, зная, какой меня ждет тренер, какие партнеры, я, конечно же, согласился.

Люблю отдавать красивые передачи

— Сомнений не возникло, переходили все‑таки из клуба-середняка в состав одного из грандов Единой лиги?

— Каждый спортсмен стремится сделать шаг наверх, к чемпионству. Очень хотелось оказаться в топ-клубе, где работают легендарные европейские тренеры, есть отличные игроки. Хочется многому у них научиться и внес­ти какой‑то вклад в следующие победы.

— В «Зените» очень высокая конкуренция. Готовы ли вы, непререкаемый лидер «Енисея», к тому, что теперь игрового времени станет меньше, часто придется выходить на площадку со скамейки?

— Без конкуренции не может быть прогресса. Любой спортсмен стремится двигаться вверх, значит, буду доказывать, что меня не зря пригласили, что могу играть и на таком уровне. Отлично понимаю, что придется непросто.

— Вы наверняка обращали внимание на «Зенит» в предыдущие сезоны. Какая, на ваш взгляд, главная отличительная черта сине-бело-голубых?

— Это тренерская команда. Мы только приступили к занятиям, но уже заметил, что очень много внимания уделяется тактическим моментам, очень быстрый баскетбол — испанский по стилю. На любых участках площадки есть движение, все делятся мячом, бегут в отрыв. Есть позиционное нападение против всех вариантов защиты.

— Принято считать, что у Паскуаля на первых местах — дисцип­лина и тактика. А разыгрывающему, наверное, необходимы свобода и возможность импровизировать?

— Повторюсь, что разыгрывающий по своему амплуа провод­ник между тренером и игроками. Тренер внедряет какие‑то опции, схемы, а ты должен их применить. Но если наставник допускает какой‑то креативный шаг, ты должен быть к этому готов.

— В финал плей-офф прошлого сезона не попали два главных фаворита — «Зенит» и ЦСКА. Снизился уровень этих команд или конкуренты приблизились к грандам?

— Даже сложно сказать, выше стал уровень чемпионата или ниже. Мне кажется, за последние два сезона он усреднился. Любая команда может обыграть любую. Все намного интереснее — для болельщиков, самих игроков интрига в концовках матчей. Если вспомнить минувший плей-офф, то чуть ли не все серии заканчивались седьмой игрой. Думаю, в предстоящем сезоне всем клубам придется еще сложнее. Нужно к каждому сопернику готовиться серьезно, нельзя никого недо­оценивать.

— На последнем матче звезд вы выступали в конкурсе трехочковых бросков, едва не став победителем. А что вам приносит большее удовольствие: точное попадание издали или удачный пас?

— Я любил и люблю отдавать красивые передачи, которые потом реализуются партнерами, но нравится забивать и дальние мячи, те же трехочковые. Главное — быть эффективным на паркете и чтобы это приносило результат. Когда меня спрашивали, на кого хотел бы быть похож, я всегда выделял уже завершившего карьеру канадца Стива Нэша из НБА.

С супругой познакомился через забор

— Ваш отец и старший брат связаны с баскетболом. Шанса заняться другим видом спорта не было?

— В детстве я каждый день играл на улице в футбол и только после этого шел на тренировку по баскетболу. Так что футбола поначалу было намного больше. А моим первым тренером в «Локомотиве-Кубани» был Игорь Куделин, и на первой же тренировке мы начали с футбола: он сказал, мол, покажите ребята, что умеете. Я и показал, и Куделину, судя по всему, понравилось, раз он вслух заметил: «Игровик обычно хорош во всем, наверное, у тебя и в баскетболе получится».

— В Ростове-на-Дону, откуда вы родом, футбольные традиции, кстати, намного крепче баскетбольных. А когда вы переехали в Краснодар?

— В 17 лет. Мог оказаться в «Локомотиве-Кубани» и раньше, но родители настояли, чтобы закончил школу — за что я им очень благодарен. Кстати, 10‑й и 11‑й классы провел в лицее при университете, что мне помогло хорошо сдать ЕГЭ и поступить в Кубанский политехнический университет.

— Серьезный вуз. Вы его закончили?

— Да, по специальности «Машиностроение оборудования в неф­тяной промышленности».

— То есть физика, математика были на первом месте?

— В школе — да. А когда уже спорт вошел непосредственно в мою жизнь, все остальное отошло на второй план.

— Но учиться в техническом вузе профессиональному спортсмену тяжело?

— Да, непросто. Первые два года удавалось как‑то совмещать со спортом, какие‑то преподаватели шли навстречу, давали задание на дом. Конечно, одногруппники помогали. А уже на третьем-четвертом курсах все шло само собой, хотя баскетбол отнимал почти все время. Но как‑то худо-бедно учебу закончил.

— Но зато вы теперь в случае чего не пропадете и без баскетбола.

— Да, пойду скважины качать (смеется).

— Вы родом из Ростова, ваша супруга — из Архангельска. Как же вы встретились?

— Это долгий рассказ… Поэтому вкратце. Моя мама родом из Адлера, у нас там большой дом, и рядом живет мой дядя. У него, когда нам было еще по 6 – 7 лет, моя будущая супруга с родителями снимала комнату на лето. Так через забор и познакомились. После этого долго не виделись, у каждого шла своя жизнь. Нашли друг друга через Интернет уже в 18 лет — решили пересечься. И вот после этой встречи все завертелось-закрутилось.

— Как супруга относится к кочевой жизни профессионального баскетболиста?

— Отлично. Она у меня понимающая, поддерживает во всех ситуациях. Очень это ценю, люблю ее. Да, это сложно, когда постоянные переезды. Но надеюсь, что в Питере задержимся надолго.

— В свое время вы коллекционировали монеты и кроссовки. По-прежнему это ваше хобби?

— Да, коллекционирую, но уже не так активно — не охочусь за раритетами, не скупаю. Сейчас же все переходят на карточки, настоящих денег все меньше и меньше. Друзья и родственники, которые знают, что я нумизмат, иногда, правда, что‑то дарят. А еще мог в свое время похвастать большой коллекцией кроссовок.

— Расстались с ней?

— Как‑то у меня болела стопа, побывал у одного врача, кстати, в Петербурге. Он говорит: парень, у тебя размер ноги побольше, чем обувь, которую ты носишь. И все на этом закончилось — пришлось что‑то подарить, распродать, выбросить. Обидно было начинать по новой. Да и купить что‑то сейчас стало сложнее… Сегодня мое главное увлечение — дочка. Стараюсь с ней проводить все время.



#баскетбол #Зенит #капитан

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (7500) от 13.09.2023 под заголовком «Разыгрывающий в роли связного».


Комментарии