Рассекая волны. Как ленинградцы побеждали в водно-моторном спорте
Было время, когда водно-моторный спорт входил в олимпийскую программу. На Играх 1900 года в Париже гонки на судах с мотором имели статус показательных соревнований, через восемь лет в Лондоне состязания водномоторников вошли в официальную программу Олимпийских игр – 14 участников из двух государств (Франции и Великобритании) при крайне плохих погодных условиях выявили сильнейших в трех классах.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА/из архива редакции
В нашей стране первые гонки моторных судов состоялись в Санкт-Петербурге. 19 июля (1 августа по н. ст.) 1904 года водители катеров разыграли приз Петербургского речного яхт-клуба. Соревнования стали традиционными и проводились ежегодно до 1916-го. Россия была одним из учредителей Международного союза водно-моторного спорта, который вначале именовался Международной ассоциацией автомобильных яхт. Ныне в UIM (Международный водно-моторный союз) входят более полусотни национальных федераций. В СССР в начале 1960-х правила соревнований привели в соответствие со стандартами UIM, в 1969 году федерация водно-моторного спорта нашей страны вступила в Международный водно-моторный союз, и советские спортсмены получили право участвовать в официальных чемпионатах мира и Европы.
Водномоторники нашего города традиционно занимают лидирующие позиции в стране, много раз устанавливали рекорды мира. Именно в Петербурге в 1997-м зародился новый международный класс «Формула будущего». Первый чемпионат мира в этом классе прошел в июле 2000-го в Пушкине на Большом пруду Екатерининского парка. Петербург неоднократно принимал гонки чемпионата мира «Формула-1» на воде. В 2003-м, в год 300-летия города, у нас состоялся первый чемпионат мира по гонкам в классе Endurance Pneumatics Class 1/2/3/4/5 «24 часа Санкт-Петербурга» – трассу проложили вокруг Петропавловской крепости.
Из водномоторников Северной столицы первым звание чемпиона мира завоевал в 1985 году Алексей Ишутин, студент Института физкультуры имени П. Ф. Лесгафта. Он родился в сентябре 1954-го в Ленинграде. Школьником пришел в Морской клуб ДОСААФ, в 17 лет стал мастером спорта, отслужив на Балтийском флоте, снова пришел в родной спортивно-технический клуб. Участвовал во всесоюзных соревнованиях и в гонках за рубежом, выступал за спортклуб ВМФ, тренировали его Владимир Воякин и Евгений Крашенников. Установив мировой рекорд, Ишутин получил звание мастера спорта международного класса, неоднократно становился чемпионом страны. В 1984-м на чемпионате мира в Западном Берлине стал вторым в классе скутеров О 500 (до 500 куб. см), а в следующем году добился чемпионского титула в этом классе.
Чемпионат мира-1985 принимал австрийский город Грайн, расположенный на Дунае. Соперники в первую очередь ориентировались на победителя незадолго до этого завершившегося европейского первенства ленинградца Бориса Клюшникова, и Ишутин как бы пребывал в тени. В первом заезде он не стал рисковать, нескольких гонщиков на старте пропустил вперед, но затем, набрав хорошую скорость, начал уверенно обходить конкурентов, уже на третьем круге вышел вперед и сохранил лидерство до финиша. Победил Ишутин (он, как и другие ведущие гонщики страны, выступал на скутере, построенном по индивидуальному заказу на верфи ленинградского производственного объединения «Патриот» ЦК ДОСААФ СССР) и в двух следующих гонках, благодаря чему 8 сентября досрочно завоевал титул чемпиона мира. Участвовал он тем не менее и в четвертом заезде, но только для того, чтобы способствовать лучшему выступлению товарищей по команде. В итоге четыре первых места на чемпионате мира в скутерах О 500 заняли советские спортсмены! На верхней ступени пьедестала почета стоял Ишутин (его результат – 1200 очков), вторым был еще один ленинградец Андрей Берницын (925 очков).
Позднее в этом же классе Алексей еще дважды стал чемпионом мира (1987 и 1989 гг.), первым из отечественных гонщиков в 1989-м на скутере-катамаране он представлял страну на престижных гонках «Формулы-1», получив в виде исключения за заслуги в спорте суперлицензию. По завершении спортивной карьеры Алексей Иванович возглавлял городскую федерацию, являлся первым вице-президентом Федерации водно-моторного спорта России. В настоящее время входит во Всероссийский судейский корпус федерации.
Из представительниц прекрасного пола нашего города в списке чемпионок мира в водно-моторном спорте первой стоит Анастасия Варламова. В 2011 году девятиклассница 525-й школы имени дважды Героя Советского Союза Г. М. Гречко выиграла соревнования в детско-юношеском классе «Формула будущего» в Петербурге. Если же говорить о взрослых спортсменках, первая чемпионская вершина была достигнута 21 августа 2016 года. На водохранилище Тиса в Венгрии чемпионат мира проводился в классах Endurance Pneumatics. В гонке «8 часов Венгрии» в классе PR2 (с мотором до 200 л. с.) соревновались пять лодок из России, Латвии и страны-организатора. Петербургская команда с капитаном Андреем Геращенко на лодке «Буревестник-650R» с мотором Yamaha сразу захватила лидерство и на протяжении всех восьми часов наращивала отрыв. Победный результат – 301 круг без ошибок и нарушений правил.
Наши земляки чемпионами мира стали в третий раз подряд, но впервые в квартете пилотов-победителей была женщина. Нина Абросова родилась в ноябре 1983-го в Ленинграде, окончила Академию физической культуры имени П. Ф. Лесгафта и Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования, добивалась побед в боксе и кикбоксинге, а с 2010-го стала соревноваться в водно-моторном спорте. Становилась призером гонки «24 часа Санкт-Петербурга», побеждала в Кубке Европы, а на чемпионате мира-2016 вместе с Андреем Геращенко, Александром Филипповым, Сергеем Крекниным добилась чемпионского звания. Абросова первенствовала и на мировом чемпионате 2017-го.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 41 (6879) от 11.03.2021 под заголовком «Рассекая волны».
Комментарии