Путешествие с факелом. Как проходила эстафета олимпийского огня в 1980 году

18 июля 1980 года я находился в плотной толпе любопытствующих у памятника Юрию Долгорукому в Москве. Ожидалось приближение олимпийского факела, для него у здания Моссовета установили церемониальную чашу. Самое непосредственное отношение к этой церемонии имел и наш город.

Путешествие с факелом. Как проходила эстафета олимпийского огня в 1980 году | 1980 год. Эстафета олимпийского огня в Ленинграде. ФОТО Олега ПОРОХОВНИКОВА/ТАСС

1980 год. Эстафета олимпийского огня в Ленинграде. ФОТО Олега ПОРОХОВНИКОВА/ТАСС

Уже позже олимпийские эстафеты не раз проходили по городам нашей страны, перед Сочи-2014 мне и самому посчастливилось пробежать с факелом в руке, а сорок лет назад это событие было новым и очень привлекательным. Зажгла огонь в чаше у Моссовета олимпийская чемпионка по плаванию Марина Кошевая, после кратких речей официальных лиц были зажжены еще четыре факела - квартету известных спортсменов предстояло путешествие с ними в другие олимпийские города страны. От Ленинграда факел принял могучий борец-олимпионик Анатолий Рощин.

Наш город, между прочим, имел самое прямое отношение к одному из главных олимпийских атрибутов. Факел для Игр-1980 создали и изготовили в Ленинграде, причем в сжатые сроки на научно-производственном объединении имени В. Я. Климова. Оборонное предприятие было ведущим разработчиком газотурбинных двигателей, а из товаров народного потребления выпускало газовые зажигалки. Группа инженеров- «климовцев» под руководством Бориса Тучина получила авторские свидетельства на изобретение и промышленный образец факела, а также на промышленный образец лампы Олимпийского огня. От обязательств по серийному производству разработанных факелов отказалась, выплатив неустойку, Япония. Вмешалась политика - из-за ввода советских войск в Афганистан ряд государств, в том числе Страна восходящего солнца, бойкотировали Московскую олимпиаду. Изготовление более шести тысяч факелов легло на плечи сотрудников завода имени Климова и еще двух ленинградских предприятий.

Эстафета олимпийского огня стартовала, по традиции, в греческой Олимпии за месяц до Игр, всего в ней приняли участие около пяти с половиной тысяч человек, из них три тысячи представляли нашу страну. Олимпийский огонь пересек государственные границы Греции, Болгарии, Румынии и СССР, куда эстафета вступила 5 июля. Первым пронес факел по советской земле легкоатлет-стайер олимпийский чемпион Петр Болотников. Право нести и сопровождать факел Игр-80 предоставлялось передовикам производства, лучшим спортсменам, победителям профсоюзно-комсомольских кроссов и соревнований комплекса ГТО. В конкурсных состязаниях приняли участие полтора миллиона человек, счастливчиков выбирали специально созданные в регионах оргкомитеты по подготовке и проведению олимпийской эстафеты, всем ее участникам факел оставался на память.

После длинной дороги и накануне ответственного дня огонь провел ночь в здании Моссовета. А 19 июля бегуны-факелоносцы пробежали от Тверской, тогда улицы Горького, к Лужникам. К большой чаше Олимпийского огня, где без труда поместился бы автомобиль «Волга», финишный путь выпало пройти двум олимпийским чемпионам - прыгуну тройным Виктору Санееву и баскетболисту Сергею Белову. К слову, трехкратный олимпионик Санеев рассматривался как главное действующее лицо, и утверждение Белова на эту роль состоялось позже, буквально за неделю до открытия Игр. «Скорее всего, по замыслу организаторов, зажигать огонь Московской олимпиады было логично доверить спортсмену-москвичу, а уроженец Сухуми Санеев жил в Тбилиси», - вспоминал позже Сергей Белов.

Виктор Санеев появился с факелом на дорожке стадиона и возле стыка западной и южной трибун, у площадки с флагами, передал огонь капитану нашей баскетбольной сборной на Играх-80 Сергею Белову. По вырастающей по мере движения «живой лестнице» из поднимаемых атлетами-статистами щитов он взбежал по восточной трибуне к чаше, поднес к ней факел и в воздух бесшумным взрывом взмыла трехметровая шапка огня.

В этот же день утром специальным вагоном экспресса «Красная стрела» огонь Игр прибыл в Ленинград. На Московском вокзале по обе стороны поезда встречающие запрудили перроны. Факел приняла трехкратная олимпийская чемпионка байдарочница Людмила Пинаева. Открытая машина в сопровождении 22 мотоциклистов проехала по празднично украшенному Невскому проспекту. У здания Ленгорсовета на Исаакиевской площади пламя вспыхнуло в церемониальной чаше. В воскресный день, 20 июля, эстафета спортсменов пронесла огонь на Стадион имени С. М. Кирова, где открывался групповой олимпийский футбольный турнир. Часть дистанции пролегала по воде, факелоносец проехал этап на катере. В стадионной чаше огонь Игр зажег олимпийский чемпион лыжник Евгений Беляев.

Ленинградский монетный двор выпустил в обращение в 1980 году специальные монеты. Одну из них, номиналом 1 рубль, украсил олимпийский факел. Сейчас антиквары продают эти монеты за 300 рублей. Московская стадионная чаша огня к тридцатилетию Олимпиады-80 установлена на аллее Славы лужниковского комплекса. Когда функционировал Стадион имени С. М. Кирова, подвергалась реконструкции чаша олимпийского огня на нем. К Играм доброй воли 1994 года основание чаши дополнили геральдические символы Санкт-Петербурга - якорь и скипетр.

#Олимпийские игры #история #соревнования

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (6702) от 18.06.2020 под заголовком «Путешествие с олимпийским огнем».


Комментарии