Полмиллиарда за год. СКА назван самым прибыльным клубом КХЛ

Петербургский СКА назван самым прибыльным клубом КХЛ. «СПАРК-Интерфакс», опубликовавший финансовую отчетность за 2018 год, уверяет, что чистая прибыль хоккейного клуба составила 543 миллиона рублей.

Полмиллиарда за год. СКА назван самым прибыльным клубом КХЛ |

Коммерческая успешность спортивных клубов в российских реалиях - это нонсенс. Подавляющее большинство, вне зависимости от вида спорта, существует за счет дотаций из госбюджета или госорганизаций вроде крупных нефтегазовых компаний. Стать коммерчески успешным клубом у нас трудно уже из-за диссонанса между низким в целом уровнем доходов населения и высокими окладами спортсменов. Болельщики не в состоянии массово закупать дорогостоящую атрибутику вроде оригинальных хоккейных свитеров по 200 - 300 долларов, как это принято, допустим, в Северной Америке или выкладывать по 100 - 200 долларов за билеты. В этой связи инструменты заработка, которые работают у заокеанских клубов, при «дисконтных» российских ценниках несостоятельны. Отбивать ими щедрые оклады спортсменов, а уж тем более выходить в плюс нереально.

Тем не менее аналитики «СПАРК-Интерфакс» уверяют, что СКА стал исключением. По их данным, петербургский хоккейный клуб получил за 2018 год чистую прибыль 543 миллиона рублей. А ведь еще по итогам 2017-го они же фиксировали у СКА миллиардный убыток - скачок впечатляющий! По сравнению с 2017 годом, уверяет информационно-аналитическое агентство, выручка питерского ХК увеличилась с 7,68 млрд до 8,05 млрд. Для сравнения: у ЦСКА, действующего обладателя Кубка Гагарина, «СПАРК-Интерфакс» насчитал наибольшие убытки среди всех профессиональных спортивных клубов страны - 2,67 млрд рублей. Притом что доходы москвичей обозначены на прежнем уровне...

Так с чего же СКА вдруг стал таким прибыльным? Не секрет, что основной строкой дохода петербургского клуба являются так называемые рекламные контракты со своим генеральным спонсором «Газпромом» и его дочерними компаниями. Речь, в частности, о «Газпром Экспорте», Газпромбанке, G-Energy (это бренд «Газпром нефти»). По нему хоккейный клуб получает те самые миллиарды, большая часть которых идет на зарплаты хоккеистов. Никакой продажей атрибутики и билетов этот пункт расходов не отбить - цифры разных полюсов. По бухгалтерским отчетностям, которые служат основой для данных «СПАРК-Интерфакс», перечисления газпромовских структур тоже числятся как «приход». А значит, чтобы понять реальную картину клубных заработков, ее нужно рассчитывать без этих отчислений.

В СКА процентное соотношение траншей генерального спонсора с остальными доходами сообщать не стали, сославшись на коммерческую тайну, но очевидно, что они составляет львиную долю бюджета клуба. Три года назад в СМИ была озвучена цифра 1,18 млрд рублей, которые «Газпромэкспорт» направлял СКА в начале года в рамках годичного спонсорского контракта. Не секрет, что клуб получает деньги от разных «дочек» «Газпрома», которые они отправляют в разное время и в разном количестве, и 1,18 млрд были лишь одним из таких траншей.

Данные финансовых аналитиков ко всему прочему не самым лучшим образом коррелируются с деятельностью хоккейного клуба. Сезон у хоккеистов продолжается с сентября по апрель, в то время как «СПАРК-Интерфакс» оценивает календарный год, и если крупный транш генерального спонсора пришел, допустим, в декабре, он учитывается в старом календарном году, а если в январе - в новом. Порой случается, что за один календарный год может прийти сразу два таких транша - за разные сезоны, что делает картину доходов/расходов совсем некорректной. Отсюда, скорее всего, и столь серьезный минус у ЦСКА - «Роснефть» едва ли «обижала» своих хоккеистов в чемпионский сезон, иначе бы они не выиграли.

Однако при всем при этом коммерческая эффективность СКА в последние годы растет - так называемые собственные доходы клуба увеличиваются. В первую очередь - за счет билетных программ, продаж атрибутики, работы официальных магазинов и появления других спонсоров, пусть и поскромнее. В плане собственных доходов особенно удачным для СКА, кстати, вышел минувший сезон, и главных причин тому две: в полную мощь заработал многофункциональный центр «Хоккейный город», была задействована и футбольная арена на Крестовском.

«Хоккейный город», помимо того что является базой СКА, работает и на благо простого народа. В частности, там можно арендовать лед (75 минут - около 20 тыс. руб.) и раздевалки, тренажерные залы, площадки для игры в баскетбол и мини-футбол. Данные услуги пользуются популярностью не только у профессиональных спортсменов, но и у любителей. Сыграть в «Хоккейном городе» считается престижным. Даже сейчас, летом, арендовать лед можно только в выходные, когда основная масса горожан за пределами города.

Проведенные на «Газпром-арене» матчи тоже дали СКА значительный финансовый «выхлоп». Напомним, что, согласно официальным данным, две игры на футбольном стадионе - сборной в рамках Кубка «Первого канала» и армейское дерби - посетили в общей сложности 139 151 зритель, которые, разумеется, не только купили билеты, но еще ели, пили, приобретали сувениры непосредственно на арене. И, как организатор обеих встреч, СКА получал от них и доходы, и, видимо, неплохие, раз сейчас в клубе задумываются над проведением аналогичных матчей в новом сезоне.

#СКА #хоккей #КХЛ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 151 (6504) от 16.08.2019 под заголовком «Хоккеисты не сбились со счета».


Комментарии