Только на сайте

Петр Свидлер: «Телефон обыграл меня уже давно»

В ЦПКиО имени Кирова на минувших выходных прошел фестиваль «Литература. Музыка. Парк».

Петр Свидлер: «Телефон обыграл меня уже давно» | Фото предоставлено ЦПКиО им. Кирова

Фото предоставлено ЦПКиО им. Кирова

Для юных шахматистов был организован сеанс одновременной игры. В поединок вступил международный гроссмейстер, обладатель кубка мира, трехкратный чемпион Европы и восьмикратный Чемпион России – Петр Свидлер.

Шахматист остался доволен «спаррингом» с юными игроками: «Здорово, что у нас в городе есть такие одаренные дети. Я сделал две или три ничьи, потому что просто не мог ходить! Так что, спасибо ребятам. Хорошие растут».

Наша газета поговорила с Петром Свидлером о талантливых детях, возможной карьере стримера и о прошедшем Кубке Синкфилда.

— Любите работать с детьми, как например, сегодня?

— Тренерской работой, по сути, я не занимаюсь. А есть ли это в моем будущем? Об этом мне судить трудно, я не могу ничего по этому поводу сказать. Тренерская работа, безусловно, очень отличается от практики, к этому нужно быть способным. Недостаточно просто быть сильным шахматистом, необходимо иметь некий склад ума для этого. Я не уверен, что он у меня есть. 

Я даже не говорю о любви к детям. Нужно иметь педагогическую жилку, нужно понимать, как подавать материал. Но что жизнь готовит, я, увы, не знаю. Тренерство тоже нельзя исключать.

— Почему вы решили отказаться от участия в чемпионате России? Неужели было какое-то особое желание прокомментировать Кубок Синкфилда?

— Вы знаете, это своего рода разнообразие, не более. 

— Тогда к чему у вас больше лежит душа: к комментированию или все-таки к игре?

— Это, безусловно, разные вещи. Мне очень хочется верить, что пока не пришел момент окончательного выбора, но и то, и другое, конечно, имеет свои положительные и отрицательные стороны, особенно на иностранном языке. 

Кубок Синкфилда я комментировал на родном языке, как ни странно. На русском я не обозревал, кажется, с 2012 года. С одной стороны, странно ехать в Америку, чтобы комментировать игры на родном языке, но приятно было в течение трех недель хотя бы вспомнить, как это делается.

— Ваш английский очень хорош. Насколько известно, вы даже «Твиттер» ведете на этом языке! Если бы не шахматы, то, наверное, вы бы занимались «языками»?

— Да, была такая мысль. Но это все немного в пользу бедных. Я точно не знаю, что бы из меня вышло в языковом плане. Но это было бы самое очевидное, чем бы я хотел заниматься.

— А какое направление? Все тот же английский язык?

— Изучал бы английский. Другим мне было бы лень заниматься. Я кроме английского-то ничего и не знаю.

— Многие называют «шахматы Фишера» (Шахматы-960 – вариант игры, в котором начальная расстановка фигур выбирается случайным образом с ограничениями – прим.ред.) игрой на везение. Как считаете, есть ли такое?

— Шахматы – это игра с полной информацией. Как бы не стояли фигуры, тут нет «элемента везения». О таком можно было бы говорить, если бы мы играли одну позицию белыми, скажем, а потом все менялось. И тогда кто-то мог пожаловаться, что ему досталась плохая расстановка черными, а белыми абсолютно идеальная. Система такая, что каждый игрок делает ход и белыми, и черными, поэтому все в равных условиях. 

— Мы часто скачиваем шахматы на телефон, скажем, для досуга. Вы играете в них на смартфоне?

— Телефон обыграл меня уже давно, поэтому с ними я больше не играю.

— Можно ли назвать шахматы азартной игрой?

— Шахматы сами по себе не особо азартная игра, потому что азартная игра – это та игра, в которой есть доля шанса. Мое представление. В шахматах, как я уже говорил, везения нет. То есть ты полностью ответственен за то, что происходит. Нет какой-то внешней силы, которая могла бы как-то повлиять.

— Что вам ближе: рапид, блиц или классика?

— В последнее время я сдвигаюсь в сторону рапида и блица, потому что в некотором смысле проще и меньше приходится готовиться. Меньше дергаешься. Но это пока на данном этапе моей карьеры, поскольку я сейчас нахожусь в столь странном положении. Вроде всего, чего мог, я добился, того, чего не добился, в общем-то не совсем понятно, как добиваться. А так, всю свою жизнь я считал классику вершиной игры. Я за то, чтобы всего было больше. При этом не хочу, чтобы классика существовала в ущерб рапиду и блицу. И не считаю наоборот. В идеале к такой модели мы и движемся . Турниров со всеми форматами становится больше.

— Вас сложно найти в социальных сетях. Мы нашли только подтвержденный Twitter-аккаунт. Где вы еще зарегистрированы?

— У меня есть Twitter- и Facebook-аккаунты для связи и чтения разных материалов. Я, может, не особенно много пишу, но много чего читаю. Это касается «Фейсбука». В «Твиттере» же я общаюсь и подписан на тысячу с лишним человек.

— В вашем аккаунте мы увидели скриншоты из игры Hearthstone (карточная онлайн-игра – прим.ред.). Вы ей правда так сильно увлекаетесь? Делали трансляции?

— Да, я увлекаюсь Hearthstone, стримил на Twitch (видеостриминговый сервис, специализирующийся на тематике компьютерных игр – прим.ред.). Хотелось бы продолжить это дело, но в конкретный момент у меня проблемы с оборудованием. Просто оба моих компьютера, которыми я пользуюсь, в любое время могут «умереть». Делать трансляции, когда стрим может закончится не по твоей вине в любую секунду – безответственно, поэтому я этого не делаю. Но, возможно, в будущем что-то с этим и получится.

#шахматы #дети #Елагин остров #интервью

Комментарии