Новым президентом Международной федерации хоккея стал Люк Тардиф
Выборы нового президента Международной федерации хоккея (ИИХФ), прошедшие в Петербурге, завершились неожиданно – пост достался Люку Тардифу. Выиграл француз, но его победу называют канадской...
ФОТО Википедии / Jice38 / CC BY-SA 3.0
На президентское кресло нашлись пять претендентов, Тардиф (как и Хенрик Бах-Нильсен из Дании и белорус Сергей Гончаров) не был фаворитом выборной гонки – главные ставки делались на немца Франца Райндля и чеха Петра Бржизу. Однако бывший голкипер сборной ЧССР отсеялся уже после первого тура, а Райндль, которого, к слову, поддерживала Россия, уступил в решающей схватке. Кого-то из этих двоих видел своим преемником и руководивший мировым хоккеем последние 27 лет Рене Фазель. Швейцарец обещал, что на новый срок не пойдет, и слово сдержал.
Во главе ИИХФ обычно встают люди не из самых хоккейных стран, чтобы в определенных ситуациях можно было избежать конфликта интересов. Может быть, именно поэтому быстро и сошел с пути Бржиза, зато чеху достался пост первого вице-президента ИИХФ. Тардиф – второй в истории француз, вставший во главе хоккейной федерации, сразу после ее создания ИИХФ с 1908-го по 1912 год руководил Луи Манью. Впрочем, несмотря на французский паспорт, Тардиф родом из канадского городка Труа-Ривьер, и гражданство этой страны он тоже сохранил. Так что трудно вести речь о полной нейтральности нового президента.
Его карьера нападающего начиналась в местной команде юниорской лиги Квебека, однако большим игроком в большой хоккейной стране Тардиф не стал. Уже в 22 года он выступал в посредственном чемпионате Бельгии, затем во Франции за «Шамони» и «Руан», где сделался настоящей звездой, раз за разом становясь лучшим бомбардиром чемпионата. Тоже, впрочем, довольно скромного по европейским меркам.
Завершив в 37 лет игровую карьеру, Тардиф работал с юниорскими командами «Руана», в начале нового века возглавил уже весь французский хоккей, в 2012 году был избран в совет ИИХФ, где занимал должность казначея. Сборная Франции при президенте Тардифе если и имела успехи, то эпизодичные. К ним можно отнести победы над командами России и Канады на чемпионатах мира, попадание в четвертьфинал ЧМ-2014 (одного из слабейших по составу участников), появление французских хоккеистов в НХЛ. На данный момент таких в главной хоккейной лиге мира трое, еще один, имеющий соответствующий опыт, – Стефан Да Коста – выступает в чемпионате КХЛ. Но, как правило, французы боролись либо за то, чтобы попасть в топовые турниры, либо за то, чтобы не вылететь в низший дивизион затем.
Как раз по низшим дивизионам у Тардифа имеется любопытное предложение в плане их реформирования. Он предлагает объединить 12 команд второго и третьего дивизионов ЧМ с четырьмя худшими командами элитного дивизиона. Таким образом, считает он, в элите станет меньше проходных матчей, а в низах – больше баланса. В остальном особых предпосылок к тому, что к власти в ИИХФ пришел революционер, нет. Тем более что имеют место откровенно нелепые предложения – внедрение, например, хоккея в формате три на три в олимпийскую программу ради привлечения молодой аудитории. Именно в таком формате сейчас играются овертаймы, и такого полудворового хоккея, как считают специалисты, вполне достаточно. В остальном тезисы Тардифа родственны тому, за что боролся Фазель: долгосрочное соглашение с НХЛ, продвижение хоккея в нехоккейных странах, организация в них семинаров с участием топовых тренеров, улучшение качества ЧМ как главного продукта ИИХФ. Одно из обсуждавшихся решений, между прочим, уже принято – все крупные международные турниры будут проходить отныне на площадках канадского размера (60 х 26 м).
России после многих лет тесной дружбы с Фазелем за отношения с Тардифом опасаться, судя по всему, не стоит. Француз тепло отзывается о российском хоккее и даже надеется провести в Париже матч чемпионата КХЛ. «Нельзя быть президентом международной федерации и не взаимодействовать с такими федерациями, как российская, – говорит Тардиф. – Наша идея провести в Париже матч чемпионата КХЛ по-прежнему актуальна. Отложили ее из-за ковида. Также есть вопрос по арене, потому что у «Берси», где проходил ЧМ-2017, график плотно расписан концертами. Создание команды из лучших французских игроков в КХЛ пошло бы на пользу нашей сборной. Как только победим ковид, мы возобновим работу по этому вопросу».
На то чтобы реализовать свои идеи, у Тардифа есть четыре года. Сейчас ему 68, и он едва ли пойдет на второй срок. А 71-летнему Фазелю за многолетнюю любовь к России тем временем прочат должность в КХЛ либо ФХР с перспективой на взаимодействие как раз с новым руководством ИИХФ. Пока же швейцарец переваривает случившееся, попутно принимая комплименты за многолетнюю работу на благо хоккея. Накануне Фазель стал первым с 2002 года человеком, вошедшим в Зал славы ИИХФ вне традиционной церемонии на ЧМ, кроме того, был избран почетным президентом ИИХФ. А в число почетных членов совета организации вошли россиянин Владислав Третьяк, финн Калерво Куммола, представитель Гонконга Томас Ву и американец Тони Росси.
КАК ЭТО БЫЛО
В первом туре выборов президента ИИХФ лидерство разделили Райндль и Тардиф – оба набрали по 29 голосов (для победы одного из кандидатов требовалось не менее 53 голосов). Третий результат на этом этапе показал Гончаров (19), четвертый – Бах-Нильсен (18), последним оказался Бржиза (8). Во втором туре Тардиф, набрав 38 голосов, вышел в лидеры, вторым был Райндль (34), третьим Гончаров (21), Бах-Нильсен с 12 голосами отсеялся. Для досрочной победы в третьем туре Тардифу не хватило малости – он набрал 51 голос, у Райндля было 34, отсеялся в этот раз Гончаров (20). Соотношение голосов в финале – 67/39 в пользу Тардифа.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (7018) от 28.09.2021 под заголовком «Хруст багета со льдом».
Комментарии