Наука забивать. Почему Евро-2020 оказался результативным
Евро-2020 бьет все рекорды по результативности, а команды радуют зрителей яркой игрой. И это не простое совпадение – есть целый ряд причин, по которым атакующей стороне стало проще находить пути к чужим воротам. Попробуем разобраться.
Фото Dmitri LOVETSKY/AP Photo/ТАСС
ВАРеная защита
На первый взгляд, система видеопомощи арбитрам (ВАР) на этом турнире нисколько не помогает высокой результативности – скорее, наоборот. Пенальти назначаются редко и в основном арбитрами в поле, а реализуются еще реже. Голы благодаря ВАР гораздо чаще отменяются, чем назначаются. Словом, одни минусы.
На самом деле ВАР все-таки в большей степени помогает атаке – просто мы этого не замечаем. В отличие от ЧМ-2018 защитники уже привыкли к этой системе и знают, что даже мелкое нарушение будет замечено и оценено по достоинству. Потому и вынуждены вести борьбу в штрафной более аккуратно. Мелкие зацепы, хватания за футболку и тому подобная грязь, которая в недавние времена казалась неотъемлемой частью игры (особенно при стандартах) – все это практически ушло в прошлое. Нападение получило больше свободы – отсюда и голы.
К тому же система ВАР при ее правильном применении (а именно такое мы видим на Евро-2020) повышает зрелищность игры и другими способами. Даже скорость – и та возросла. Судьи сейчас допускают жесткую борьбу, причем этому стилю тоже помогает «телевизор». Ведь прежде арбитры нередко страховались в спорных ситуациях, боясь пропустить нарушение, теперь же могут свистеть только явные фолы. Меньше остановок, выше темп – растет и зрелищность. Что до пауз на сами видеопросмотры, то их благодаря правильной технологии удалось сократить почти до нуля.
А еще мы видим резкое сокращение количества симуляций и споров с арбитрами – и то и другое потеряло всякий смысл. Конечно, привычку так просто не истребить, но ее проявления уже выглядят бессмысленным рудиментом. В этом смысле запомнился «нырок» датского нападающего Миккеля Дамсгора в игре с Бельгией. Юный форвард получил заслуженную желтую карточку и сокрушенно покачал головой, поняв, какую глупость сотворил. Даже если бы судья «купился», пенальти все равно бы отменили. Получается, и предупреждение получил, и возможную опасную атаку загубил – одни минусы.
Больше того, сейчас форвардам нет смысла падать даже в том случае, если был реальный контакт с защитником. Назначат пенальти или нет, еще неизвестно, к тому же это почти не зависит от того, упадет ли нападающий, – бригада ВАР проверит сам факт нарушения. Так что если есть возможность остаться на ногах, надо это делать и продолжать атаку. Футбол от этого только выигрывает.
Позиционное нападение
Но, конечно, высокая результативность объясняется не только ВАР. Невозможно не заметить, насколько выросла сама организация атак у большинства сборных. Даже не самые великие команды знают путь к чужим воротам и умеют забивать не только за счет чужих ошибок или в контратаках, но и честно преодолевая массированную оборону. В каком-то смысле напрашиваются сравнения с баскетболом, где хорошая команда за 24 секунды почти любую атаку может довести до разумного броска из неплохой позиции. Будет ли реализован этот бросок – это уже вопрос удачи и мастерства, но организация должна быть такой.
В футболе, конечно, не каждую атаку получается довести до опасного удара, но по крайней мере до опасного момента или хотя бы до так называемого подхода к воротам добираться стали заметно чаще. Налицо, конечно, и прогресс тренерской мысли, и новшества в подготовке игроков – футбол в мире вообще не стоит на месте. Но я бы выделил еще одну важную причину: игроки в сборных стали гораздо лучше понимать друг друга, поскольку начали больше вместе играть.
Напомню, что всего три года назад появилась Лига наций УЕФА, призванная заменить товарищеские матчи. Поначалу многие воспринимали новый турнир скептически, однако очень быстро он доказал свою жизнеспособность. Интерес публики к матчам оказался несопоставим с товарищескими встречами, посещаемость в доковидную эпоху превысила все прогнозы – словом, дебют получился удачным. Словом, идея заставить играть между собой исключительно близкие по силам команды сработала на все сто.
Но помимо успеха самого турнира мы видим и долгосрочный эффект. В былые времена между чемпионатом мира и Европы сборные проводили только отборочный турнир, во время которого ведущим командам пришлось бы напрягаться лишь в нескольких встречах – остальные игры получались проходными. Что до товарищеских встреч, то они, как известно, никогда не могли по накалу борьбы сравниться с официальными. Где тут выработаться настоящим взаимодействиям?
Теперь же помимо отбора команды успели сыграть в двух розыгрышах Лиги наций, то есть провести по 10 важных встреч с равными по классу соперниками. А финалисты турнира, соответственно, играли еще больше. В итоге по уровню взаимопонимания сборные сильно приблизились к клубам, если не догнали их. Понятно, что в клубах футболисты все равно проводят гораздо больше времени, но там и кадровая текучка выше – в сборную новичка на новую позицию не купишь.
Получается, атакующий прогресс европейских команд закономерен. Жаль только, что сборная России оказалась исключением из этого правила – прогресса в позиционном нападении у нас незаметно. Возможно, одной из причин стало недостаточно серьезное отношение тренерского штаба к Лиге наций – Станислав Черчесов не раз подчеркивал, что считает этот турнир значительно менее важным, чем даже отборы на чемпионаты мира и Европы. Уверен, сыграй сборная решающие матчи Лиги наций с соответствующим настроем, ей и на Евро-2020 было бы проще показать свой максимум.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (6959) от 06.07.2021 под заголовком «Наука забивать».
Комментарии