Наш Зинченко. Легендарный форвард «Зенита» отмечает 70-летие

Сегодня исполняется 70 лет Анатолию Зинченко (на снимке). В прошлом форвард «Зенита» и первый советский футболист, выступавший за зарубежный клуб, сегодня занимает пост генерального директора федерации футбола Санкт-Петербурга.

Наш Зинченко. Легендарный форвард «Зенита» отмечает 70-летие | ФОТО из архива редакции

ФОТО из архива редакции

Если сегодня речь заходит о футболе и звучит фамилия Зинченко, все вспоминают Александра из «Манчестер Сити», не так давно перебравшегося в Англию из «Уфы». Но у нас, болельщиков старшего поколения, свои кумиры, и Зинченко для нас — это прежде всего Анатолий. Простите, теперь уже Анатолий Алексеевич. Хотя на трибуне во время матчей «Зенита» мы в свое время называли его независимо от разницы в возрасте просто Толя или еще более фамильярно Зина. Благодаря светлой шевелюре (как, кстати, и у нынешнего Зинченко) нашего Зинченко легко было найти на поле, даже сидя на самом верхнем ряду стадиона имени Кирова. Впрочем, в «Зените» 1970-х, за который было сыграно 125 матчей, он выделялся прежде всего своими действиями на поле. Атаковать любил из глубины поля, таких в то время называли оттянутым форвардом, с удовольствием делился мячом с партнерами, но мог и обыграть соперника один в один, хорошо играл головой, бил с обеих ног. Забил в итоге не так уж много, но и «Зенит» тогда не решал в чемпионате тех задач, что теперь.

Про сегодняшний «Зенит», кстати, Анатолий Алексеевич для прессы разговаривать не любит. Может, из профессиональной солидарности — он ведь тоже одно время тренировал команду под началом Юрия Морозова, может, потому, что был не согласен с политикой клуба — до последнего времени командой руководили исключительно иностранные специалисты. Между прочим, Зинченко в свое время зарубежный футбол знал, как никто другой в нашей стране. Причем не теоретически, а, можно сказать, на ощупь. Он вошел в историю как первый советский легионер, причем играл за сильный европейский клуб вместе со звездными футболистами вроде австрийца Ханса Кранкля и чеха Антонина Паненки (это в его честь по сей день называется издевательская для вратаря манера исполнения пенальти). В венском «Рапиде», первом в Австрии футбольном клубе для рабочих, всегда чтили традиции пролетариата, команду поддерживала газета австрийских коммунистов «Фольксштимме», и именно она инициировала приглашение футболиста из СССР. Ждали, правда, сначала Олега Блохина, затем еще кого-то из киевского «Динамо», а приехал в конце 1980 года с подачи Госкомспорта Зинченко из Ленинграда.

И нашел на чужбине то, чего не имел на родине. «Я дважды выиграл чемпионат Австрии и один раз - национальный кубок. Дома у меня таких достижений не было - я не выиграл ни одного трофея», - вспоминает Анатолий Алексеевич, игравший за «Рапид» и в еврокубках, причем против таких команд, как ПСВ и мадридский «Реал». «Но, конечно, этот период жизни запомнился не только и не столько голами и победами. Хрущев обещал, что к 1980 году все советские люди будут жить при коммунизме, - грустно шутит Зинченко. - Так вот, предсказание генсека сбылось только для меня и моей семьи».

Может быть, именно поэтому советская пресса практически не афишировала отъезд нашего футболиста в капиталистическую страну, но выступление самого Зинченко, заглянувшего как-то во время отпуска к активистам Клуба любителей футбола в ДК Капранова у Московских ворот, имело по тем временам эффект разорвавшейся бомбы. Сегодня он может рассказать еще больше, и все это есть в книге, которая написана им в соавторстве со спортивным журналистом Александром Кузьминым к 70-летнему юбилею. Название интригует - «Зенитовский «шпион» на Диком Западе».

#Зенит #футбол #спорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (6498) от 08.08.2019 под заголовком «Наш Зинченко».


Комментарии