На автодроме «Игора Драйв» прошел второй этап Российской серии кольцевых гонок

В минувшие выходные новый автодром «Игора Драйв» прошел полноценное боевое крещение – здесь состоялся второй этап Российской серии кольцевых гонок. Дебют получился ярким, и особенно порадовала зрителей последняя взрослая гонка со множеством зрелищных обгонов и аварий. Правда, для петербуржцев именно она обернулась разочарованием – два наших земляка лишились верных побед, причем в самом престижном классе «Туринг» Клим Гаврилов потерял первое место уже после награждения и традиционного обливания шампанским.

На автодроме «Игора Драйв» прошел  второй этап Российской серии кольцевых гонок | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Зато самую первую победу на новом автодроме одержал 19-летний петербуржец Павел Кузьминов, уверенно выигравший в субботу на мокрой от дождя трассе гонку в классе «Спортпрототипы CN». А в воскресенье утром Кузьминов оформил «золотой дубль» в одной из самых зрелищных гонок этапа. Павел выдал фантастический старт, прорвавшись с пятого места на первое, а затем все 20 минут вел отчаянную борьбу с москвичом Иваном Пугачевым. На прямых машина Пугачева ехала быстрее, зато в поворотах Павел отыгрывал. Гонщики многократно обходили друг друга, но последний обгон на финишном круге совершил Кузьминов, а затем удержал преимущество на финишной прямой, опередив соперника лишь на 34 тысячные секунды.

Такая борьба стала отличной рекламой не только для трассы, но и для нового класса спортпрототипов, который появился в календаре Российской серии кольцевых гонок (РСКГ) с нынешнего сезона. Эти немножко смешные машинки обходятся без всего лишнего, даже без кабины – гонщиков защищает только каркас безопасности. Однако у них есть свои плюсы.

– Машина еще новая, достаточно часто ломается, мы пока не нашли правильные настройки ни на сухую трассу, ни на мокрую, – рассказал мне после второй гонки Павел Кузьминов. – В целом же у машин этого класса есть неоспоримые преимущества: они очень быстрые и очень дешевые. Сама машина стоит около миллиона, а если со сборкой, то миллион 300 тысяч.

Цена машины – важный фактор для многих участников, не у всех есть собственные или родительские миллионы. Тому же Кузьминову, к счастью, помогают спонсоры, поддерживая талантливого питерского гонщика. В целом же спортпрототипы не так уж доступны – таких машин пока в стране очень мало, счет идет на десятки. Впрочем, с появлением этого класса в календаре РСКГ их количество наверняка возрастет.

В этом сезоне в кольцевых гонках дебютирует еще один класс – GT4 (спортивные автомобили класса «Гран-туризмо»). Это прямая противоположность прототипам во всем, кроме скорости – машины GT4 самые быстрые (на прямой далеко за 200 км/ч) и самые дорогие в серии. В календарь их ввели с целью привлечения любителей, причем любителей непростых. Например, оформивший победный дубль на «Игоре» Денис Ременяко – основатель и глава крупной московской компании. По собственным словам, в автогонки он пришел так: сначала купил дорогую спортивную машину, а потом понял, что на обычных дорогах гонять на ней негде – только на автодромах.

Что ж, такие люди автогонкам нужны, во многом на них-то все и держится. Хотя петербуржец Александр Масленников, дважды ставший третьим в этом классе, все-таки профессионал – с финансированием ему помогают отец и спонсоры. Бороться с Ременяко наш земляк не мог, а вот за второе место в обеих гонках отчаянно сражался с Александром Вайнтрубом. Остальные соперники были далеко позади – в этом классе конкуренция пока невысока.

– Дело в том, что класс очень новый, а со временем и здесь начнется плотная борьба, – поделился после финиша Масленников. – Что до меня, то результатом скорее разочарован, хотелось большего. В первой гонке до вто рого места не хватило совсем чуть-чуть, во второй помешали технические проблемы. Зато сама трасса очень понравилась – скоростная, с большим перепадом высот. Очень хорошо, что в дождь все быстро высыхает...

– То есть эту трассу будет не так сложно переделать под «Формулу-1», о чем сейчас все чаще говорят?

– На мой взгляд, она уже соответствует этому уровню. Я гонялся на сочинском автодроме – трасса в «Игоре» не хуже.

Напомню, что в этом году наш новый автодром надеялся принять гонки нескольких международных серий, но помешал коронавирус. Во время же пандемии, конечно, лучше начинать с национальных соревнований. Кстати, меры санитарной безопасности были умеренными – масочный режим носил полуофициальный характер и соблюдался далеко не всеми. Впрочем, на открытом воздухе польза масок сомнительна.

Гонки1_Ше-Ма.jpg

ФОТО Марии ШЕРИХ

А вот 10-процентное ограничение на вместимость трибун организаторы выдержали четко. При этом на автогонках нехватка зрителей ощущается не так сильно, как на футболе, – шум здесь создают не зрители, а моторы. Пожалуй, именно ради этого шума и ощущения скорости люди и приходят смотреть на автогонки вживую. В остальном удобнее следить за нюансами борьбы по телевизору.

Впрочем, «телевизоры» есть и на «Игоре» – на автодроме установлены несколько огромных экранов, транслирующих события из разных точек автодрома. Особенно они полезны тем, кто следит за действом с оборудованных зрительных мест – здесь, по сути, видно только стартово-финишную прямую. Наиболее же продвинутые любители гонок переходят на противоположную сторону стадиона – здесь как раз под тобой расстилается основная часть трассы.

Между тем настало время самой важной гонки, которая должна была стать кульминацией всего этапа и в итоге даже превзошла ожидания. Начать с того, что одновременно на старт вышли машины двух разных классов – «Туринг» и «Суперпродакшн». Такая практика распространена в кольцевых гонках не столько для повышения зрелищности, сколько для экономии времени – в один уик-энд не так просто вместить множество гонок в разных классах, которых в чемпионате насчитывается целых семь.

Поэтому и проводят совместные гонки – машины «Туринг лайт» выходят на старт одновременно с чуть более медленными S1600, а «Туринг» объединили с классом «Суперпродакшн». Естественно, объединяют близкие по скорости классы, при этом более быстрые машины стартуют первыми – так что, по идее, пересекаться друг с другом они должны не так уж часто.

Гонки6_Ше-Ма.jpg

ФОТО Марии ШЕРИХ

Ровно так произошло, кстати, в более медленной спаренной гонке, где машины «Туринг лайт» не помешали оформить победный дубль S1600 юному петербуржцу Петру Плотникову, который теперь вышел в лидеры общего зачета. В «Туринг лайте» чемпион Петербурга Артем Фридман ограничился «бронзой» в первой гонке, а во второй финишировал шестым, хотя уходил на старт первым.

А вот в быстрых классах разные машины друг другу порой мешали. Так, «золотого дубля» на «Игоре» лишился петербуржец Андрей Петухов. Первую гонку в классе «Суперпродакшн» он уверенно выиграл и спокойно лидировал во второй, пока прямо перед ним из-за поломки рулевого управления не потерял ход лидер «турингового» чемпионата партнер Петухова по заводской команде LADA Sport ROSNEFT Кирилл Ладыгин. Андрей каким-то чудом успел среагировать, благодаря чему избежал столкновения, однако на трассу вернулся только пятым и лишь с огромным трудом все же пробился затем в тройку. В общем зачете, кстати, Петухов идет вторым, уступая лишь своему партнеру по «Ладе» Владиславу Незванкину.

Но если Петухов может утешаться первой победой, то Климу Гаврилову совсем обидно. В начале этого сезона ему вообще не везет. Сначала из-за коронавирусных ограничений он не успел вовремя получить новую машину. Поэтому на первом этапе в Смоленске пришлось гоняться на старой – и Клим даже не смог добраться до финиша из-за технических проблем. К питерскому этапу машина наконец-то пришла, но времени для ее настройки не хватало – Гаврилов стал только восьмым.

И вот наконец все вроде бы сошлось. Клима не смутил даже невиданный фальстарт Павла Калмановича, который рванул с места на несколько секунд раньше и улетел вперед, после чего, разумеется, вынужден был вернуть все «неправедно нажитое», оказавшись в хвосте пелотона. Гаврилов же со своего четвертого места стартовал спокойно, но уже к концу третьего круга вырвался в лидеры, совершив три непростых обгона. При этом преимущества домашней трассы у Гаврилова фактически не было.

– Мы до сезона успели сделать здесь лишь пару тестов, – рассказал он мне. – Но тогда здесь еще было пыльно, а теперь трассу очень сильно накатали. Поэтому все настройки изменились, их пришлось заново искать. Вообще трасса крутая, она непростая по пилотажу. Здесь есть места, которые можно проехать по-разному, разные траектории найти. Но я думал, что будет чуть проще с обгонами. Я нашел для себя только один поворот, где можно обгонять. Именно там я совершил два обгона, а еще один раз мне помогла ошибка соперника.

Казалось, все в этой гонке помогает петербуржцу. Из-за аварий позади него и появившейся на трассе машины безопасности он несколько кругов спокойно ехал впереди, а в оставшейся части гонки удержал лидерство, несмотря на новые аварии и валявшиеся на трассе обломки.

– В первой гонке у меня были проблемы в поворотах, у меня проносило машину. А сейчас все было идеально, мы наконец-то нашли оптимальные настройки. У меня реально был темп на протяжении всей гонки, и он позволял мне атаковать, – рассказал Клим после финиша. – И не думаю, что машина безопасности помогла мне. Мой автомобиль был настроен так, чтобы проехать в таком темпе всю гонку и не терять скорости.

Увы, уже после победного финиша и даже после церемонии награждения облитый шампанским Гаврилов все же лишился первого места – за контакт с Рустамом Фатхутдиновым нашему земляку судьи выписали штраф, отодвинув его на третью позицию. Будем надеяться, уж на этом-то черная полоса талантливого питерского пилота закончится, и на следующих этапах победы у него никто не отнимет.

#гонки #автомобили #спорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (6728) от 28.07.2020 под заголовком «Автогонки – это драйв!».


Комментарии