Кризис жанра. Как проходили летние Олимпийские игры-1980

Вчера исполнилось ровно 40 лет со старта Олимпийских игр-1980 в Москве (и частично в Ленинграде). Летние Игры в СССР ознаменовались рекордами и яркими победами, но не обошлись без бойкота со стороны западных стран и поставили все олимпийское движение под угрозу. Что ж, тогда с кризисом олимпийского жанра благополучно удалось справиться, но сейчас главные спортивные соревнования в истории столкнулись, скажем так, с новым серьезнейшим вызовом.

Кризис жанра. Как проходили летние Олимпийские игры-1980 | ФОТО Игоря БЕЛЯЕВА/ТАСС

ФОТО Игоря БЕЛЯЕВА/ТАСС

Пандемия коронавируса и финансовые сложности на днях привели к форс-мажору – переносу (а фактически отмене) юношеских Олимпийских игр-2022 в Сенегале. Да и с Олимпиадой в Токио, отложенной на год, окончательной ясности до сих пор нет.

На рубеже веков, а затем и в нулевые борьба за проведение Олимпийских игр шла отчаянная. От городов-кандидатов, причем весьма респектабельных, с правительственными гарантиями и широкой поддержкой населения не было отбоя. Игры считались лучшей рекламой для спортивного и не только туризма, а также придавали новый импульс развитию городов, регионов и целых государств. Но в последние годы восторженный подход сменился рациональным. Жители многих потенциальных столиц олимпиад не только перестали изъявлять желание стать гостеприимными хозяевами Игр, но и на референдумах говорили решительное «нет». Почему? Громоздко, дорого, не слишком удобно для «аборигенов» и с далеко не гарантированной отдачей.

К тому же начал блекнуть и престиж олимпиад. Общественность и многочисленные долгоиграющие скандалы раздражали, когда олимпийское «золото» начали перераспределять много лет спустя после фактического завершения турнира на основании перепроверки допинг-проб. Причем не всегда в роли жертв оказываются россияне, бывает и наоборот. К примеру, на днях борец вольного стиля Билял Махов превратился из бронзового призера Игр-2012 в Лондоне в их чемпиона – золотого и серебряного призеров поймали на допинге...

Между тем экономический эффект не от всех, но от многих Игр получился спорным. И это еще в относительно спокойные, благополучные времена. К примеру, зимние игры, которые должны состояться в Пекине зимой 2022-го изначально хотел принять едва ли не десяток городов, но в итоге члены МОК выбирали лишь между двумя – столицей Китая и Алма-Атой. При выборе столицы Игр-2026 также было два претендента – выигравшая Италия (Милан и Кортина-д,Ампеццо) и Швеция (Стокгольм и Оре). А олимпиады 2024 и 2028 годов достались, соответственно, Парижу и Лос-Анджелесу фактически на безальтернативной основе – между этими городами их просто поделили. В общем, регресс по числу соискателей олимпиад был налицо и до пандемии. Сейчас же ситуация и вовсе может кардинально ухудшиться.

Понятно, что человечеству рано или поздно удастся справиться с коронавирусом. Но неопределенность все равно пугает. Особенно на фоне всевозможных ограничений, карантинов, закрытия границ, прекращения авиасообщения... Все поняли, что проведение Олимпиады – вовсе не обязательно сказка со счастливым концом. И пример Токио, уже понесшего из-за пандемии серьезнейшие убытки, – перед глазами. К тому же понятно, что коронавирус в любом случае больно ударит по олимпийскому движению. Во-первых, снизится популярность олимпийского туризма – от прежней беззаботности по поводу гигантского скопления людей со всего мира в любом случае, даже при действенной вакцине, на долгое время не останется и следа. Во-вторых, дополнительные медицинские сложности будут нести страны-организаторы. В-третьих, пандемия ударила не только по здоровью людей, но и по их кошельку. А также по бюджетам подавляющего большинства государств. Что, естественно, заставит еще более осторожно относиться к спортивным мегапроектам, к коим и можно причислить в первую очередь как раз олимпиады. То есть теоретически в обозримом будущем не исключены варианты, когда число желающих принять Игры вообще снизится до нуля.

Конечно, в МОК все это прекрасно понимают. Если еще совсем недавно самым острым казался вопрос со статусом олимпийцев из России (напомним, что Всемирное антидопинговое агентство настаивает на четырехлетнем лишении наших атлетов на крупнейших стартах флага и гимна, впереди слушания в Спортивном арбитражном суде в Лозанне), то теперь, по сути, на повестке выживаемость самого олимпийского движения. Перенос Игр в Токио на год вперед и так стал весьма болезненным не только для организаторов, но и для МОК. Однако возможная отмена Олимпиады-2020 станет и вовсе если не нокаутом, то очень серьезным нокдауном. И когда на этом фоне публикуются результаты различных опросов, по которым жители Токио противились проведению Игр, нервозности это отнюдь не уменьшает. Есть, конечно же, вопросы и сомнения и у спонсоров.

Хотя глава МОК Томас Бах и старается показать, что все находится под контролем, получается пока так себе. Тревожный звоночек прозвучал на виртуальном заседании исполкома МОК. «Сенегал и МОК решили отложить юношеские Олимпийские игры с 2022 года на 2026 год. Это предложил сделать президент Сенегала Маки Салл в разговоре со мной. Я приветствую это решение. Отсрочка поможет Сенегалу спокойно подготовиться к Играм», – заявил Бах. Вот так, просто и буднично Международный олимпийский комитет отказался от проведения своего любимого детища. Ведь юношеские Игры, которые впервые состоялись в Сингапуре в 2010-м, считались важным плацдармом в налаживании отношений олимпийского движения с современной молодежью. Здесь регулярно пробовали новые и оригинальные дисциплины, форматы, давали старт восходящим звездочкам вроде петербургского пловца Андрея Минакова. Но теперь новое поколение тинейджеров фактически лишили их Олимпиады-2022. Ведь в 2026-м в Дакаре выступать будут совсем другие ребята.

Кстати, член МОК Ричард Паунд высказал серьезную обеспокоенность по поводу «цепной реакции» отмены олимпиад. Дав понять, что если из-за коронавируса не состоятся Игры в Токио, то в 2022-м и зимняя Олимпиада в Пекине также будет поставлена на грань срыва. Если все так произойдет, нас, увы, ждет олимпийский хаос. Хотя Бах и уверяет: «Ситуация с юношескими Олимпийскими играми не может быть никак связана с Играми в Токио и не может повлиять на их проведение. Мы полностью уверены в том, что в июле следующего года мы будем праздновать начало Олимпиады в Токио». Но в том-то и беда, что сейчас ни в чем нельзя быть полностью уверенным. А Олимпиада – это не этап «Формулы-1», теннисный «Большой шлем» или национальный чемпионат по футболу. Тут речь идет о десятках тысяч спортсменов и тренеров со всего мира в одном месте. И о гигантской армии болельщиков, без которых Игры не только потеряют свой колорит, но и станут глубоко убыточными.

Губернатор Токио Юрико Коикэ, кстати, не настолько уверена в проведении Олимпиады в 2021-м, хотя и пообещала «приложить 120 процентов усилий», дабы обеспечить ее проведение и сделать безопасной как для иностранцев, так и для жителей японской столицы. Но добавила, что, если эпидемия не ослабнет, Игры могут не состояться. Однако пока все стараются по примеру Баха сохранять оптимизм – оргкомитет Токио-2020 представил на виртуальной сессии МОК утвержденный график и перечень мест проведения соревнований, которые должны состояться с 23 июля по 8 августа 2021-го. Хотя, даже если события будут развиваться по позитивному сценарию, олимпийское движение наверняка вскоре ждет переформатирование – уход от гигантизма, оптимизация и изменения программы и так далее и тому подобное. Президент МОК Бах как раз заявил, что намерен в 2021 году переизбираться на новый срок, так что проводить необходимые реформы наверняка предстоит именно под его руководством.

#Олимпийские игры #история #спорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 124 (6722) от 20.07.2020 под заголовком «Кризис олимпийского жанра».


Комментарии