Кресты полетели: почему Нобоа, Кокорина и Мамману преследуют одинаковые травмы

У Кристиана Нобоа, не сумевшего доиграть матч с «Уралом», после медицинского обследования выявлено повреждение передней крестообразной связки правого коленного сустава. В ближайшее время полузащитник, как сообщает официальный сайт «Зенита», будет прооперирован, общий срок восстановления оценивается в шесть месяцев.

Кресты полетели: почему Нобоа, Кокорина и Мамману преследуют одинаковые травмы | «Зенит» — «Урал» — 4:1. Последние голы в матче хозяева забивали без участия покинувшего поле Кристиана Нобоа. ФОТО Михаила РАЗУВАЕВА/fc-zenit.ru

«Зенит» — «Урал» — 4:1. Последние голы в матче хозяева забивали без участия покинувшего поле Кристиана Нобоа. ФОТО Михаила РАЗУВАЕВА/fc-zenit.ru

Разрыв крестообразных связок колена довольно распространенная в футболе травма. Именно из-за нее уже почти полгода вне игры находятся два других зенитовца - Александр Кокорин и Эмануэль Маммана, а сборная России перед домашним мундиалем потеряла сразу двух ведущих защитников - Виктора Васина и Георгия Джикию. И у обоих тоже «полетели кресты», как выражаются на своем сленге сами футболисты.

Если посмотреть на связки колена на снимке, то получится, что они образуют крест, отсюда и такое название. Коленный сустав не только самый крупный, но и самый сложный. Он образован тремя костями, их стабильность относительно друг друга обеспечивается за счет нескольких связок, в том числе крестообразных, передней и задней. Если они не в порядке, колено просто не может функционировать в полной мере.

Травма передней крестообразной связки считается одним из самых частых повреждений в спорте вообще. В среднем за год на 100 000 человек приходится по 30 случаев, в футболе процент еще выше. Хотя у участников чемпионата России в последнее время и «летят кресты» один за другим, никакого роста травматизма у нас, как уверяют специалисты, не наблюдается. В медицинском комитете Российского футбольного союза (РФС) изучили статистику по клубам премьер-лиги и других дивизионов и выяснили: количество травм в нашем футболе точно такое же, что и в Европе. Как показывает практика, одно-два повреждения такого рода за сезон в топ-командах, в календаре у которых достаточное количество матчей, в порядке вещей.

Среди причин, которые могут привести к травме такого рода, в первую очередь - физическая готовность игрока. Как к сезону в целом, так и к каждому конкретному матчу. Если футболист толком не размялся перед игрой, то риск возрастает. Возможен и обратный вариант - перетренированность. Врач сборной России по футболу Эдуард Безуглов в группу риска относит и тех, у кого есть лишний вес, присутствует мышечный дисбаланс и ощущается физическое перенапряжение. Но в профессиональных командах за состоянием игроков сегодня следят целые группы специалистов, в обязательном порядке контролируются все эти параметры у каждого игрока.

К травмам коленного сустава могут привести и перекосы в тренировочном процессе. В советской методике, например, очень большое внимание уделялось прыжковым упражнениям, и в «Зените» был период, когда за пару месяцев пять человек «порвали кресты», будто эпидемия случилась. Установить ее причины не помогли даже консультации с травматологами, которые специализировались на этих связках. Но стоило медикам предложить главному тренеру уменьшить количество прыжков на тренировках, убрать нагрузки хотя бы на утренней физзарядке, как все пришло в норму.

Так часто критикуемые отечественные поля тоже здесь ни при чем - что Кокорин, что Нобоа травмировались на идеально ровном газоне арены «Санкт-Петербург». Разве что Мамману беда подстерегла в Ростове-на-Дону, где матч незадолго до ЧМ-2018 проходил на еще стареньком стадионе «Олимп-2». К тому же в низших лигах, где условия для игры заметно хуже, количество таких травм, как уверяют в РФС, никак не выше.

Не видит четкой связи между качеством газона и разрывом связок и Михаил Гришин. Он работал врачом в «Зените» с 1992 года, когда разыгрывался первый чемпионат России, а с этого сезона снова в команде. В начале 1990-х «Зенит» играл на ужасных полях в российской провинции, да и в Петербурге тогда с ними была беда, но травматизм не зашкаливал.

«Разрыв связок - это сугубо механическое повреждение. Футболистам по коленям, по голени часто бьют, в каждой игре масса стыков, но далеко не всегда дело заканчивается такой тяжелой травмой», - проводил для меня в свое время ликбез Гришин. Причиной чаще бывает неловкое приземление после прыжка или неправильная постановка ноги, что приводит, выражаясь научным языком, к нарушению биомеханики сустава - он получает нагрузку, к которой просто не предрасположен. Человек тренированный будет готов к любому приземлению, тело само реагирует на то, как поставить ногу. Но если даже подготовленного футболиста подтолкнуть в воздухе, он не всегда успевает правильно сориентироваться. «В свое время считали, что к разрыву крестообразных связок может привести сильный удар по колену, болезненное падение, но позже биомеханики пришли к тому, что разрыв может быть вызван даже незначительным, просто неловким движением, тем более на не самой ровной поверхности», - рассказывал зенитовский доктор.

Одним из первых пациентов Гришина с разрывом связок колена был Юрий Мамонтьев. Одаренный полузащитник считался самым талантливым в «Зените», где играли сделавшие себе позже имя в большом футболе Владимир Кулик, Максим Боков, Игорь Зазулин. Но в 21 год ему пришлось закончить карьеру - играть в полную силу и без болезненных ощущений после операции на колене он просто не мог. Тогда, в начале 1990-х, медицина еще не знала и не умела того, на что способна сейчас. За двадцать с лишним лет произошли огромные изменения в плане проведения операций и реабилитации. Но и сегодня не все так просто, хотя иные специалисты порой обещают полное восстановление даже через четыре месяца. На взгляд Гришина, требуется как минимум шесть, про полгода идет речь и в случае с Нобоа. При этом программа физических упражнений в постоперационный период должна быть четко продумана специалистом и корректироваться еженедельно, а то и чаще.

Российские травматологи и ортопеды уверены, что знают свое дело ничем не хуже, чем иностранные коллеги, тем не менее наши спортсмены предпочитают оперироваться за границей. Одно время в моде была клиника немецкого доктора Пфайфера. Первыми к нему поехали московские спартаковцы - столичный клуб часто участвовал в различных турнирах в Германии и наладил в этой стране всевозможные дружеские связи. А за игроками лучшей на тот момент российской команды потянулись пациенты и из других клубов. Тем более что процент осложнений после операций в Германии был минимален.

В последнее время у футболистов в моде клиника в Риме, где, в частности, были прооперированы и проходили восстановление Кокорин и Маммана. Если в Италию отправят и Нобоа, значит, итальянские доктора подтвердили свой класс, у обоих зенитовцев все в порядке и скоро мы увидим их на поле.

Но надо помнить, что возвращение в футбол после такой травмы проходит довольно болезненно. Дискомфорт полностью не проходит, футболисты невольно стараются беречь колено, опасаясь рецидива, начинают больше нагружать другое, здоровое колено, что сказывается на их мастерстве. Попутно возникает психологическая неустойчивость - футболисты не уверены, что смогут вернуться на свой прежний уровень. И получается это действительно далеко не у всех. Несколько раз «рвал кресты», например, Мигель Данни, но всякий раз возвращался. Тем не менее вполне вероятно, что, именно опасаясь очередного рецидива у полузащитника, которому к тому же уже было 33 года, «Зенит» прошлым летом не стал продлевать контракт с португальцем.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Без Кристиана Нобоа «Зенит» проведет свой очередной матч чемпионата России. В воскресенье в 16.30 «сине-бело-голубые» сыграют в Уфе с одноименной командой. Накануне, в субботу, состоится центральная встреча уик-энда «Спартак» - «Динамо». А откроется 5-й тур уже сегодня в 19.30 матчем «Арсенал» - «Ростов». Он будет показан в прямом эфире на «Матче ТВ», как и матч «Локомотив» - «Анжи» (16 августа, 19.00).

Футболисты «Зенита» поддержали Кристиана Нобоа в матче против «Мольде», состоявшемся в Петербурге 23 августа. Сине-бело вышли перед игрой в футболках «Мы с тобой» с изображенным пингвином и пожелали одноклубнику скорейшего выздоровления. 

Петербуржцы победили со счетом 3:1, а форвард Артем Дзюба после забитого мяча показал эту футболку трибунам.

#Зенит #травма #футбол

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 155 (6254) от 24.08.2018 под заголовком «Кресты полетели».


Комментарии