Концепция изменилась. Когда и где пройдет спартакиада сильнейших?

На ПМЭФ-2022 в Петербурге многие ответственные за спорт чиновники говорили о том, что из тотального отстранения российских спортсменов от международных стартов можно извлечь даже определенную пользу, резко повысив престиж внутренних соревнований. Теоретически все логично, вот только в успехе запланированной на лето спартакиады сильнейших появляется все больше сомнений…

Концепция изменилась. Когда и где пройдет спартакиада сильнейших? | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Идея‑то у нее самая благая. Раз у спортсменов и зрителей не будет чемпионатов мира, то нужно провести внутри страны нечто, что было бы сопоставимо по статусу с международными стартами. В этом плане своеобразная «мини-олимпиада», пусть и внутренняя, выглядит отличной идеей. Проведение одновременно соревнований по множеству видов спорта позволит создать ажиотаж, на который не приходилось надеяться при проведении разрозненных турниров. И рейтинги у этого действа вполне могли бы оказаться достойными, и результаты высокими, раз в Минспорта решили не экономить на призовых — победители и призеры спартакиады должны получить те же деньги, что им полагались бы на чемпионатах мира.

У нас всегда было принято считать, что российскую публику интересует исключительно борьба «наших» с «ненашими», однако национальные соревнования тоже собирают публику. На топовые матчи футбольного чемпионата страны ходят не хуже, чем на еврокубки, а баскетбольный финал Единой лиги собрал даже больше зрителей, чем встречи Евролиги. В руководстве единственного спортивного телеканала страны недавно даже признали: стоило им по‑настоящему серьезно подойти к раскрутке и показу финала футбольного Кубка России, как этот считавшийся второсортным турнир по рейтингам составил конкуренцию решающему матчу Лиги чемпионов с участием звездных игроков мирового масштаба.

Но вот здесь и возникает вопрос: как раскручивать и как показывать. Проблема не в отношении зрителей, а в подходе организаторов. На международных стартах в этом плане все строго. Во-первых, стандарты организации здесь задаются не нами, их необходимо только соблюдать. Во-вторых, у нас менталитет такой: принимая мировые соревнования, мы в лепешку расшибемся, последнюю копейку потратим, но сделаем так, что любо-дорого и участвовать, и смотреть. Достаточно вспомнить футбольный ЧМ-2018, который по организации многие называют лучшим в истории.

Увы, на внутренних соревнованиях порой бывает совсем не так — полное неуважение к зрителям, отсутствие рекламы, смена правил по ходу игры и многое другое, чего на международных стартах просто невозможно представить. Но даже на этом фоне ситуация вокруг предстоящей спартакиады выглядит странно. Впервые об этом супердействе заговорили еще в конце марта, в начале мая министр спорта Олег Матыцин озвучил подробнос­ти: и по призовым (как на чемпионатах мира), и по срокам проведения (с 20 по 29 августа) и по городам-организаторам (Москва, Казань и Петербург). Выглядело все логично. Хотя мы привыкли, что Олимпиаду формально принимает один город, на практике ему зачастую помогают другие. Так что и здесь никакого противоречия, да принять такую махину турниров в столь сжатые сроки было бы сложно любому, самому спортивному мегаполису…

Все бы ничего, вот только с тех пор прошло полтора месяца, а официальной информации до сих пор очень мало. Отдельные федерации публикуют регламенты по своим видам, но где же общая картина? Шутка ли, у спартакиады до сих пор даже нет официального сайта — во всяком случае автору этих строк обнаружить его не удалось. И сжатые сроки здесь совсем не оправдание: создать более-менее приличный сайт при желании можно за несколько дней.

В итоге информацию приходится добывать по крупицам. Так, на днях свои подробности сообщил городской спорткомитет. Судя по всему, концепция будущих соревнований за последние полтора месяца сильно изменилась. Теперь спартакиада пройдет уже с 10 августа по 2 октяб­ря сразу в одиннадцати субъектах РФ, соревноваться предстоит в сорока видах спорта. Получается, первоначальная благая идея концентрированного праздника, с которым страна жила бы в течение нескольких дней, как это бывает во время Олимпийских игр, фактически убита: спартакиада расползается и по срокам, и по ­географии, превращаясь в бесформенное соревнование, за котором при всем желании будет сложно следить. Фактически это просто множество отдельных разрозненных турниров, объединит которые, судя по всему, только общекомандный зачет по регионам.

Причины подобной смены концепции никто не озвучивает, да и в целом о подготовке спартакиады наши спортивные чиновники предпочитают не распространяться. Опять же, можно ли представить Олимпиаду, организация которой проходит в информационном вакууме? Да в этом случае МОК лишился бы половины спонсорских поступлений! Ни зрители, ни спонсоры Минспорта, похоже, не интересуют…

Петербург, как сообщается, примет в последнюю декаду августа соревнования по плаванию (центр водных видов спорта «Невская волна»), велосипедному спорту (центр «Локосфинкс») и парусному спорту (яхтенный порт «Геркулес» в Лахте). Набор, может быть, и неплохой, но это отнюдь не треть от прог­раммы спартакиады, на которую могли изначально рассчитывать болельщики. И, конечно, никакого подобия олимпийского ажиотажа из этих трех видов извлечь не получится. Неужели все идет к тому, что ­вместо крутого спортивного праздника мы получим очередной спортивный продукт для внутреннего неупотребления…


#спорт #соревнования #спортсмены

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (7201) от 01.07.2022 под заголовком «Секретная спартакиада».


Комментарии