Команда молодости Наза

СКА сегодня вечером проведет редкий для этого месяца домашний матч. Соперник принципиальный – московское «Динамо». Как для петербургской команды в целом, так и для ее главного тренера – именно в составе этого столичного клуба 17-летний Андрей Назаров 24 года назад провел свою первую игру в чемпионате страны.

Команда молодости Наза  | Андрей Назаров всегда готов выпрыгнуть с тренерского мостика на лед.<br>ФОТО Юрия СМИКТЮКА/ТАСС

Андрей Назаров всегда готов выпрыгнуть с тренерского мостика на лед.
ФОТО Юрия СМИКТЮКА/ТАСС

Челябинец Назаров за родной «Трактор» играл только по юношам. Во взрослом хоккее дебютировал в 16 лет в местном «Мечеле», но вскоре покинул родные края. Тренеры-селекционеры «Динамо» пригласили в Москву. В столице по тем временам хоть как-то платили, и над приглашением долго раздумывать не пришлось.

Большую часть того сезона нападающий юниорской сборной России провел за вторую команду. Руководил ею только-только завершивший карьеру защитника Зинэтула Билялетдинов. Набрав в сорока матчах 19 (13 + 6) очков и успев отметиться в двух встречах за первый состав заброшенной шайбой, следующий сезон Назаров начал хоккеистом основы.

В становлении хоккеиста Назарова «Динамо» сыграло серьезную роль. Возможно, в истории мирового хоккея и не появилось бы такое словосочетание, как «российский тафгай», если бы не наставник «бело-голубых» Петр Воробьев. Начинающий в ту пору 41-летний главный тренер требовал от габаритного нападающего жесткости. Дерзкий Назаров, задумавший обратить на себя столичные взоры, усовершенствовал тренерское ЦУ. Он не только вбивал в борта оппонентов, но и систематически бил их. Драки в отечественном хоккее тех лет были явлением, выходящим за общепринятые рамки, так что Назаров своего доБИЛся – о нем заговорили.

– Однажды он сцепился с Сергеем Бутко из «Спартака», – вспоминает одноклубник Назарова по «Динамо» Александр Прокопьев. – И хотя Андрюха был на шесть лет младше, еще в полной маске выступал, постоял за себя удачно.

Несмотря на голодное постперестроечное время, те три сезона в «Динамо» Андрей Викторович по сей день вспоминает с удовольствием, называя ту команду «самой дружной в карьере». Денег платили ровно столько, чтобы к «базовому» пайку добавить пару ежедневных бутербродов и иметь более-менее сносную одежду. Мотивировать коллектив в таких условиях непросто, и за Воробьева сыграл юношеский задор и амбиции подопечных, чей средний возраст составлял двадцать лет и девять месяцев. Они, конечно, стонали от фирменных воробьевских нагрузок, но, выдержав их, стали впоследствии культовыми игроками – Сергей Сорокин, Александр Карповцев, Сергей Гончар, Дарюс Каспарайтис, Сергей Петренко, Равиль Якубов, Игорь Королев, Андрей Николишин, Алексей Яшин, Виктор Козлов.

18-летний Назаров в 52 матчах своего первого полноценного сезона на высшем уровне набрал 12 очков, став с восемью шайбами шестым снайпером команды и вторым (после Карповцева) ее штрафником – 87 минут. Тогда же он добыл свое первое и последнее в карьере чемпионство, завоевав с командой «золото» и Кубок Межнациональной хоккейной лиги (МХЛ) – аналога КХЛ тех лет.

Тот сезон стал хорошим трамплином для старта заокеанской карьеры. «Сан-Хосе», заприметив задиристого габаритного хоккеиста, выбрало его на драфте НХЛ 1992 года под элитным 10-м номером (первым тогда ушел чешский защитник Роман Хармлик, из россиян выше котировались лишь друзья-динамовцы: под вторым номером «Оттава» заполучила Яшина, пятым «Айлендерс» взял Каспарайтиса). И несмотря на то что в «Сан-Хосе» хватало людей, способных профессионально помахать кулаками – Джефф Оджерс, Марти Максорли, Джим Кейт, Доди Вуд, – главный тренер «Акул» Кевин Константин решил пополнить этот штат некогда техничным силовым российским форвардом, получившим за океаном прозвище Грязный Наз. Сегодня же Андрей Викторович впервые в равном бою (ранее Назаров с командами чемпионского уровня не работал) сойдется с клубом своей молодости. Начало в Ледовом в привычные 19.30.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (5544) от 15.09.2015.


Комментарии