Кокорин и компания. Кто еще из футболистов «Зенита» переходил в «Спартак»?
Уход Александра Кокорина из «Зенита» в «Спартак» (пусть и с промежуточной остановкой в «Сочи», куда нападающий был отправлен на какое-то время в аренду) стал главным событием футбольного межсезонья в России. Но случай, надо признать, отнюдь не уникальный – зенитовцы и прежде частенько переходили в эту московскую команду. Как напрямую, так и окольными путями.
Фото: Wikimedia Commons / Вячеслав Евдокимов / Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported Фото: Wikimedia Commons / Вячеслав Евдокимов / Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Первопроходцем в этом плане стал легендарный нападающий Сергей Сальников. Хотя в «Зенит» воспитанник спартаковской футбольной школы попал во многом случайно – 18-летний игрок во время Великой Отечественной войны присоединился к тренировкам ленинградской команды в Подмосковье, куда были эвакуированы зенитовцы. Своими голами Сальников внес более чем весомый вклад в завоевание ленинградцами Кубка СССР-1944, отыграл за «Зенит» еще сезон, но затем все же вернулся в родные спартаковские пенаты, где выступал (с перерывами) вплоть до 1960-го, выиграл несколько чемпионатов и Кубков страны, а в составе сборной СССР стал олимпийским чемпионом Мельбурна.
Именно Сальников, кстати, поспособствовал переходу в «Спартак» своего бывшего партнера по «Зениту» Бориса Чучелова (оба забили по голу в победном финале Кубка против ЦДКА), когда в ленинградской команде затеяли омоложение состава. В «Спартаке» Чучелов провел, правда, лишь один, зато яркий и результативный сезон-1948, после чего вернулся в Ленинград, но только в «Динамо». Два года спустя в «Спартак» из «Зенита» перешел еще один талантливый форвард Александр Орлов, но из-за травмы его «красно-белая» карьера не сложилась.
В те времена переходы из «Зенита» в «Спартак» не считались чем-то экстраординарным и воспринимались футбольными болельщиками совершенно спокойно. В шестидесятые транзитом через другие клубы в «Спартак» из «Зенита» перешли защитник Владимир Мещеряков и знаменитый вратарь Анзор Кавазашвили. Правда, у Кавазашвили между зенитовским и спартаковским периодами карьеры прошло восемь лет, которые он провел в «Торпедо». Напрямую в «Спартак» перешел защитник Валерий Рудь, но он из-за проблем со здоровьем уже не попадал в 1968-м в зенитовскую основу. Да и в «Спартаке» почти не играл.
Вот вокруг перехода в начале 1980-х в «Спартак» форварда Сергея Швецова было много шума. Уроженец Кутаиси прибыл в Ленинград еще тинейджером к знаменитому тренеру Юрию Морозову и довольно быстро заслужил доверие главного тренера «Зенита». В сезоне-1980, когда зенитовцы завоевали «бронзу», 19-летний Швецов провел 18 матчей, забил четыре гола, и казалось, что будет радовать ленинградскую футбольную публику еще много-много лет. Но сезон-1981 Сергей начал уже в «Спартаке» у Константина Бескова, хотя до этого опровергал возможность такого перехода. Неудивительно, что в Ленинграде восприняли его «побег» крайне болезненно – как простые болельщики, так и партийное руководство. Швецова окрестили предателем и, как он позже вспоминал, лишили звания мастера спорта, исключили из комсомола и не дали завоеванную с «Зенитом» бронзовую медаль. «Снаряженные в наш город многоопытные «гонцы с полномочиями» увезли в один из декабрьских дней в столицу Швецова с женой и наглядно продемонстрировали им на месте материальные преимущества, – писала в январе 1981 года «Ленинградская правда». – Нам, конечно, неведомо, долго ли Сергей сопротивлялся «змию-искусителю» или сразу был сражен квартирно-гарнитурным соблазном, но заявление с его подписью о желании перейти из «Зенита» в «Спартак» вскоре поступило в Федерацию футбола СССР». В «Спартаке» Швецов поначалу много играл и забивал, но тяжелейшая травма на тренировке фактически остановила его карьеру на взлете.
Примечательно, что ровно десять лет спустя по маршруту «Зенит» – «Спартак» последовал 20-летний талантливый форвард Дмитрий Радченко, чей уход в нашем городе восприняли спокойно – «Зенит» к тому моменту уже выбыл из высшей лиги и влачил довольно жалкое существование. Было очевидно, что талантливому местному воспитаннику надо развиваться, останься он в Ленинграде, не было бы, наверное, сборной России и чемпионата мира 1994 года. А в «Спартаке» Радченко быстро стал одним из лидеров, за два с половиной сезона забил почти три десятка мячей, после чего был продан в испанский «Расинг».
Один из самых популярных зенитовцев восьмидесятых – чемпион СССР-1984 в составе «сине-бело-голубых» Сергей Дмитриев также успел поиграть за «Спартак». Пусть и провел за московскую команду лишь шесть игр в сезоне-1997, зато выиграл с ней чемпионат России. Олег Романцев, кстати, нашел Дмитриева в «Тюмени», куда тот отправился завершать карьеру. В 2003-м в «Спартак» после года в «Ростсельмаше» проследовал и зенитовский полузащитник Максим Деменко, но ничем себя особо не проявил.
Однако самый громкий переход из «Зенита» в «Спартак» датирован все же 1 июля 2005 года. Владимир Быстров тогда считался одним из самых перспективных атакующих полузащитников страны, но в 21 год был продан в стан «красно-белых» за 4 миллиона евро после того, как у футболиста серьезно ухудшились отношения с главным тренером Властимилом Петржелой. Фанаты «сине-бело-голубых» восприняли продажу Быстрова крайне болезненно, да и сам игрок подогрел ажиотаж своими высказываниями о том, что с детства болел за «Спартак», а потом и своим эпатажным поведением на поле во время противостояний команд. Неудивительно, что, когда в 2009-м он вернулся в «Зенит», фанаты на протяжении многих месяцев устраивали ему публичные обструкции.
В 2010-м в «Спартак» перешел 19-летний вратарь Николай Заболотный, но петербуржец ни разу не сыграл за основу «Зенита», только за молодежку. Да и в «Спартаке» провел всего несколько игр, теперь он в «Сочи». А последняя и в чем-то похожая на кокоринскую история перехода зенитовца в стан «красно-белых» связана с полузащитником Романом Широковым. В феврале 2014-го пошли разговоры о конфликте Широкова с Лучано Спаллетти, и в конце месяца он отправился до конца сезона в аренду в «Краснодар». Строптивый футболист не устроил и нового наставника зенитовцев Андре Виллаш-Боаша, поэтому летом того же года на правах свободного агента подписал контракт со «Спартаком» по схеме «2+1», но не отработал его до конца.
В ТЕМУ
Примечательно, что переходы из «Спартака» в «Зенит» случались реже. Первопроходцем в этом смысле стал в 1965-м сын испанских беженцев Немесио Посуэло. Из других экс-спартаковцев отметим Василия Кулькова, проведшего в «Зените» полтора сезона в конце девяностых, Павла Погребняка, перебравшегося в «Зенит» после скитаний по футбольной России, и, конечно же, Артема Дзюбу – он, напомним, стал зенитовцем пять лет назад.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 141 (6739) от 12.08.2020 под заголовком «Перебежчик в красно-белом».
Комментарии