Кнут больше не нужен. Генменеджер мужской сборной России по волейболу - о том, как изменилась игра команды

43-летний Сергей ТЕТЮХИН (на снимке), участник шести олимпиад, в том числе и победных Игр-2012 в Лондоне, по праву считается лучшим игроком в истории российского волейбола, да и в масштабах всего отечественного спорта это серьезная величина. Чуть больше года назад он завершил карьеру и стал генеральным менеджером мужской сборной России.

Кнут больше не нужен. Генменеджер мужской сборной России по волейболу - о том, как изменилась игра команды | ФОТО Романа КРУЧИНИНА/ТАСС

ФОТО Романа КРУЧИНИНА/ТАСС

- Сергей Юрьевич, в западной спортивной культуре генеральный менеджер - это функционер, без которого не решается ни один важнейший вопрос. Каковы ваши функции, плотно ли общаетесь с новым наставником сборной России Туомасом Саммелвуо?

- С Туомасом мы находимся в самом близком, прямом и постоянном контакте, обсуждаем с ним кандидатуры игроков, состав, консультируемся по вопросам, касающимся быта волейболистов в расположении сборной. Мы все делаем совместно, хотя от бытовых вопросов Саммелвуо я все же пытаюсь по возможности оградить. Он должен концентрироваться на решении задач непосредственно на площадке, на общении с игроками. Но и я не все делаю сам - у меня в команде есть ребята, которые помогают в решении организационных задач.

- Стало ли для вас сюрпризом предложение занять пост генменеджера?

- На самом деле все действительно произошло очень неожиданно. Я даже взял небольшую паузу на раздумье - хотел понять и оценить, что это за работа. Но в итоге принял положительное решение, поскольку чувствую в себе силы помочь сборной, ребятам - дать совет, что-то подсказать.

- С некоторыми волейболистами, к примеру, с Максимом Михайловым или Дмитрием Мусэрским, вы вместе выступали в сборной на протяжении многих лет. Ваша нынешняя должность что-то изменила во взаимоотношениях?

- Нет, в человеческом плане ничего не поменялось. Мы остаемся старыми друзьями - как общались, так и продолжаем общаться.

- Многие были уверены, что вы по окончании игровой карьеры сразу начнете тренерскую, тем более что заманчивые предложения были. Почему отказались?

- Очень сложный вопрос, над которым думал целый год. Тем не менее не решился тренировать. Дело в том, что я не готов все бросить и полностью посвятить себя тренерской работе. Считаю, для этого требуется огромное желание, понимание чего, как и зачем хочу делать как наставник. Плюс этим надо заниматься круглосуточно - и днем, и ночью. Человек должен полностью и глубоко погрузиться в профессию, для этого необходимо соответствующее состояние души. А я пока этого не чувствую и себя в роли тренера не вижу. Что и объяснил Геннадию Яковлевичу Шипулину, который предлагал мне возглавить «Белогорье».

- Тренерскую карьеру вы так и не начали. Но совсем недавно казалось, что и спортивную карьеру не закончите никогда. Весной 2018-го решение приняли спонтанно?

- Уже в начале заключительного для себя сезона я отчетливо понимал, что он будет для меня последним. И до этого были порывы завершить карьеру, но что-то внутри говорило: «Ты можешь еще поиграть!». На самом деле я мог еще пару лет, скажем так, «поковыряться» и физически еще бы потянул. Тут все же дело даже не в здоровье, а в эмоциональном выгорании.

- Уже в начале заключительного для себя сезона я отчетливо понимал, что он будет для меня последним. И до этого были порывы завершить карьеру, но что-то внутри говорило: «Ты можешь еще поиграть!».

- Легендарный хоккеист Яромир Ягр старше вас на три с лишним года, но до сих пор играет...

- Ягр - большой молодец. Но на самом деле таких, как он, совсем немного. Да и моя карьера все равно получилась очень длинной. Так что ушел вовремя, когда понял, что наигрался в волейбол. Между прочим, встать на коньки было мечтой детства. Но не мог себе это позволить, поскольку профессионально относился к волейболу и не хотел рисковать - боялся получить травму. Так что впервые прокатился по льду в 43 года и месяца два тренировался по четыре раза в неделю, затем стал потихоньку поигрывать в хоккей. Горные лыжи освоил - тоже с юных лет мечтал на них кататься. В последние три месяца, правда, не только с горными лыжами, но и с хоккеем пауза - постоянно нахожусь со сборной, ни на шаг не отхожу от команды.

- Сборная России завоевала путевку на Игры в Токио, выиграв квалификационный турнир в Петербурге. Причем при переполненных трибунах. Ожидали такого ажиотажа в городе, где волейбол на высшем уровне возродился буквально пару лет назад?

- На самом деле очень здорово, что топ-команды возвращаются в города с такой волейбольной историей - раньше был «Автомобилист», сейчас появился «Зенит», но, поверьте, традиции Вячеслава Платонова никто не забыл. Тренеров и игроков, таких как Вячеслав Зайцев, знал и ценил весь мир. И даже не в лучшие времена Академия Платонова забивалась битком. Что касается «Сибур-арены», где играет «Зенит» и проходил олимпийский квалификационный турнир, играть на ней очень комфортно и уютно. Есть много хороших залов, которые не подходят для волейбола по каким-то нюансам - расположению трибун или освещению. Но «Сибур-арена» для волейбола практически идеальна. Жаль, мне как игроку не довелось на ней сыграть - в моем последнем сезоне «Зенит» принимал «Белогорье» в Академии Платонова.

- Сейчас в сборной России появилось много молодых талантливых игроков, которым, по общему мнению, очень подходят методы работы тренера-демократа Саммелвуо. Но ведь и Владимира Алекно, при котором была выиграна Олимпиада, нельзя назвать тренером-диктатором?

- Все-таки у Владимира Романовича чуть другой стиль управления коллективом, чем у Туомаса. Алекно пожестче, хоть и не скажу, что он какой-то деспот - волейболистам при нем многое дозволялось. Возможно, пять - десять лет назад сборной требовался как раз такой тренер. Сейчас же идеальной кандидатурой выглядит Туомас, поскольку новое поколение волейболистов видит мир по-другому. Демократическая атмосфера, которую обеспечивает Саммелвуо, приносит свои плоды - ребята отвечают на доверие хорошей работой. Не было ни одного серьезного «залета», все ведут себя вне площадки профессионально. Волейболисты готовы работать на полном доверии, кнут, какие-то рамки, жесткая дисциплина были нужны моему поколению, но сейчас все это абсолютно лишнее.

- На олимпийскую квалификацию в сборную вернулись несколько ветеранов. Но можно ли все равно говорить, что российская команда, грубо говоря, на вырост?

- На сто процентов. У нас собрана команда с прицелом и на Игры-2024, и на чемпионат мира 2022 года в России - 80 процентов этих ребят должны сыграть на домашнем первенстве. Правда, лично мне очень жаль, что такой волейбольный центр, как Белгород, не попал в список городов, которые примут матчи ЧМ. Ведь в сборной всегда есть воспитанники белгородского волейбола, уже строится волейбольный стадион... Поверьте, сейчас весь город в шоке!

- До чемпионата мира в нашей стране еще три года, зато Олимпиада-2020 уже следующим летом. Мы сможем участвовать в борьбе за «золото»?

- Это совершенно нормальные ожидания, поскольку болельщики привыкли не только к участию сборной России в олимпиадах, но и к медалям. Мы видим потенциал команды, так что бороться за награды любого достоинства вполне реально.

#волейбол #игра #спорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (6517) от 04.09.2019 под заголовком «Кнут волейболистам больше не нужен».


Комментарии