Игры в СССР. Почему столицей Олимпиады-1980 выбрали Москву?
ФОТО Олега ПОРОХОВНИКОВА/ТАСС
Этим летом будет ровно сорок лет, как в Москве проходили игры XXII Олимпиады, первые в нашей стране. По этому поводу планировалась большая праздничная церемония с проводами в финале российской сборной на Олимпийские игры в Токио.
К сожалению, случилась пандемия, но «Санкт-Петербургским ведомостям» никто не в состоянии помешать начать цикл публикаций о тех памятных не только для наших соотечественников соревнованиях. Начнем с рассказа о том, как Москву выбирали олимпийской столицей.
Сессия Международного олимпийского комитета (МОК), на которой Москву избрали городом - организатором игр XXII Олимпиады, проходила в Вене в октябре 1974-го. Единственным соперником столицы СССР являлся американский Лос-Анджелес, направивший свою заявку «на флажке» контрольного срока, 31 марта, по фототелеграфу - оригинал в это время еще находился в пути над Атлантикой на борту самолета. Москва и Лос-Анджелес, кстати, конкурировали и четырьмя годами ранее, когда выбирали столицу Олимпийских игр-1976. Тогда в споре участвовал также Монреаль, который и добился права провести Игры.
К новому конкурсу городов Москва подошла капитально. Летом 1973-го в Белокаменной проводились Всемирные студенческие игры, и посетить их пригласили всех членов МОК во главе с президентом этой организации ирландским бароном лордом Майклом Килланином. Тогда почетного гостя принял в Кремле председатель Совета министров Алексей Косыгин. Спорткомитет СССР организовал пресс-тур ведущих спортивных журналистов различных стран, им показали не только Москву, но и Ленинград, Киев, Тбилиси, Баку, города Узбекистана. Корреспондентов принимали с истинным русским гостеприимством, им удалось даже побывать в домах и квартирах звезд советского спорта. Так что в Вене заявка Москвы считалась более весомой, нежели поданная в последний момент лос-анджелесская, на которую американский город потратил, как сообщалось в прессе, 54 тысячи долларов.
На 75-й сессии МОК в 1974-м обсудили проблему «любитель - нелюбитель - профессионал». Именно на ней открыли путь к коммерциализации олимпийского спорта, предоставив право международным федерациям использовать в рекламных целях имена или фотографии атлетов. Но главным вопросом повестки дня, как подчеркнул на открытии лорд Килланин, являлось избрание олимпийских столиц-1980 - зимней и летней. По обыкновению, делегации городов-кандидатов прибыли на сессию с сувенирами для членов МОК. Тогда скромными - наши привезли альбомы с видами Москвы и предметы с хохломской росписью. Оберточная бумага была в дефиците, поэтому ее закупили уже в Вене. Ложки, миски, кружки упаковывали и обвязывали ленточками в гостиничных номерах, ради чего пришлось пожертвовать несколькими часами сна.
22 октября претенденты «сдавали экзамен». Член исполкома МОК, председатель национального олимпийского комитета Константин Андрианов представил делегацию Москвы. Глава Комитета по физической культуре и спорту СССР, председатель подготовительного комитета Сергей Павлов заверил в желании большинства жителей страны принять мировой праздник спорта. Председатель исполкома Моссовета Владимир Промыслов убеждал, что Игры подготовят и проведут в соответствии со всеми необходимыми требованиями, а финансовых проблем не будет. Прозвучали четкие ответы на заданные вопросы, после чего президент МОК попросил высказаться о своих предпочтениях руководителей международных федераций. Итог в пользу советской столицы оказался убедительным: четырнадцать - за, шестеро воздержались и только один был за Лос-Анджелес.
Голосование участников сессии МОК проходило на следующий день. 61 член МОК в Гербовом зале ратуши пометил на полученном листке розового цвета выбранный город и опустил бюллетень в специальную урну. На процедуру и подсчет голосов ушло примерно четверть часа. Считать доверили двоим - маркизу Эксетеру из Великобритании и князю Францу Иосифу из Лихтенштейна. Решение огласил Килланин. В переполненном конференц-зале лорд степенно вынул изо рта трубку, положил ее в карман и принял из рук членов счетной комиссии листок протокола. Никаких чисел на нем не было, только названия городов. Подойдя к микрофону, президент МОК произнес: «Организатором Игр XXII Олимпиады избрана... Москва». Это произошло в 9.37 по местному времени, в Москве до полудня оставалось 23 минуты. Зимние Игры достались Лейк-Плэсиду, который был выбран единогласно, поскольку остальные кандидаты ранее отозвали заявки по финансовым соображениям. Что касается Москвы, то она выиграла со счетом 39:20, как сообщила немецкая пресса - МОК на сей счет никаких официальных заявлений не делал.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 094 (6692) от 03.06.2020 под заголовком «Голосование в венской ратуше».
Комментарии