Дорогого стоят

Умопомрачительная сумма (222 миллионов евро), заплаченная недавно французским ПСЖ за бразильца Неймара, шокировала весь футбольный мир. Многие до сих вопрошают, как можно платить такие огромные деньжищи за трансфер одного, пусть и очень хорошего, игрока?! Ничего, со временем поймут, привыкнут. Ведь полвека назад покупка футболиста даже за миллион долларов или фунтов стерлингов казалась фантастическим, нереальным событием. А сейчас — это банальность, обыденность. Так что и покорение трансферной планки в миллиард евро явно не за горами. По крайней мере нас этому учит вся почти полуторавековая трансферная футбольная история...

Дорогого стоят | ФОТО Александра ЯКОВЛЕВА/ТАСС

ФОТО Александра ЯКОВЛЕВА/ТАСС

— Я слежу за финансовым развитием в футболе с критической точки зрения. Суммы, которые клубы тратят на трансферы, недостижимы для простого человека. ФИФА и УЕФА необходимо исправить правила, чтобы поддерживать баланс между клубами, а не следить, как суммы трансферов становятся все больше, — заявила на днях футбольная болельщица канцлер Германии Ангела Меркель.

Но, поверьте, даже такой влиятельный человек не способен повернуть «трансферную реку» вспять. Футбольным первопроходцем на трансферном рынке считается английский клуб «Астон Вилла», который в 1893-м заплатил «Вест Бромвичу» за нападающего сборной Шотландии Вилли Гроувза 100 фунтов стерлингов. Сумма не потрясает воображение, даже с учетом накопленной инфляции — сейчас она составила бы порядка 10 тысяч долларов. Но тогда, на заре профессионального футбола, это был настоящий прорыв. Хотя и прорыв вынужденный. Как и трансфер Неймара из «Барсы» в ПСЖ, переход Гроувза получился скандальным. Изначально Вилли хотели заполучить вообще бесплатно, но вмешалась федерация футбола Англии, заставившая «Астон Виллу» не только раскошелиться на сотню фунтов, но и заплатить штраф. Оценить успешность этого вынужденного трансфера сложно — с одной стороны, Гроувз помог новому клубу выиграть чемпионат Англии, с другой — покинул «Астон Виллу» уже после пары сезонов. Да и вообще жизнь Вилли не сложилась — он довольно рано закончил карьеру из-за туберкулеза, а умер в 38-летнем возрасте в нищете.

На заре прошлого века британский футбол оставался мировым лидером. Поэтому неудивительно, что и трансферные рекорды били исключительно британцы. Отметку 1000 фунтов первым покорил в 1905-м английский полузащитник Альф Коммон. Переход бравого усача из «Сандерленда» в «Мидлсборо» тогда обсуждала вся страна. Естественно, из-за запредельной, по мнению обывателей и экспертов, суммы трансфера. Но в 1928-м клубы уже начали оперировать пятизначными суммами — за английского форварда Дэвида Джека лондонский «Арсенал» раскошелился, по разным оценкам, на 10 или 11,5 тысячи фунтов.

Первым, кто разрушил британское «господство» на рынке, стал аргентинский «Ривер Плейт», заплативший за нападающего Бернаби Феррейру 23 тысячи фунтов. И «Ривер» не прогадал — аргентинский форвард провел за команду почти две сотни матчей, причем забивал в среднем больше гола за игру. «Я предпочитаю уйти из футбола раньше, чем футбол уйдет из меня», — поэтично попрощался в 29 лет с любимой игрой Бернаби. И действительно ушел, отказавшись от всех предложений перейти на тренерскую работу. А установленное им трансферное достижение продержалось рекордные до сих пор 17 лет, пока в 1949-м «Дерби Каунти» не приобрел за 24 тысячи фунтов Джонни Морриса.

Рубеж 100 тысяч фунтов первым преодолел итальянский «Интер», купивший у «Барселоны» в 1961 году Луиса Суареса. Да-да, тогда за «Барсу», как и сейчас, играл Луис Суарес, только не уругвайский форвард, а испанский полузащитник. Трансфер потянул на 250 миллионов лир (142 тысячи фунтов) и также оказался весьма успешным — Луис играл за миланский клуб почти десять лет, помог выиграть три «скудетто» и несколько международных трофеев. А историческую «отметку» миллион фунтов в 1973-м едва не преодолел легендарный Йохан Кройф, но все же его переход из «Аякса» в «Барселону» потянул «лишь» на 922 тысячи фунтов.

Так что честь стать первым игроком, купленным за семизначную сумму, принадлежит итальянцу Джузеппе Савольди. «Наполи» в 1975-м заплатил «Болонье» 1 миллион 200 тысяч фунтов (2 миллиарда лир!). Форвард провел в «Наполи» четыре сезона, выиграл с клубом Кубок Италии, стал любимцем фанатов, но чем-то выдающимся так и не отметился. Девять лет спустя, в 1984-м, «Наполи» установил еще один рекорд — выложил «Барселоне» 5 миллионов фунтов за аргентинца Марадону. Примечательно, что великолепный Диего Армандо двумя годами ранее уже бил трансферное достижение, когда перебрался из «Бока Хуниорс» в клуб из столицы Каталонии за 3 миллиона фунтов.

На рубеже восьмидесятых — девяностых годов прошлого века самыми дорогими футболистами становились сначала голландец Рууд Гуллит, затем итальянец Роберто Баджо, но 10 миллионов фунтов первым заплатили за француза Жан-Пьера Папена, перебравшегося в 1992-м из «Марселя» в «Милан». Однако из-за проблем с адаптацией в Италии и травм нападающий так и не смог проявить себя на Апеннинах. В том же году «Милан» заплатил «Торино» 13 миллионов фунтов за форварда Джанлуиджи Лентини, но клубу и игроку не повезло — вскоре футболист попал в серьезную аварию и так и не смог вернуться на прежний уровень. Дважды трансферные рекорды бил ныне располневший Зубастик Роналдо — в 1997-м бразилец перебрался из «Барселоны» в «Интер» за 19,5 миллиона фунтов. Год спустя испанский «Бетис» заплатил 21,5 миллиона фунтов за перспективного бразильского полузащитника Денилсона. Однако талантливый и очень техничный игрок так и не смог полностью раскрыть свой потенциал и вывести клуб на новый уровень.

С 1999 года основной единицей в расчетах стало евро (тогда курс фунта составлял примерно 1,5 евро, сейчас — 1,1). В 1999-м «Интер» купил итальянца Кристиана Вьери у «Лацио» за 49 миллионов евро, в 2000-м — уже «Парма» приобрела аргентинца Эрнана Креспо за 55 миллионов евро. А затем на полтора десятилетия самым расточительным клубом мира стал мадридский «Реал» — португалец Луиш Фигу (2001, 62 миллиона), француз Зинедин Зидан (2001, 77,5), Криштиану Роналду (2009, 94) и, наконец, валлиец Гарет Бэйл, чей трансфер из «Тоттенхэма» в 2013-м потянул на 100 миллионов 800 тысяч евро. Казалось, строгие правила финансового фэйр-плей заставят топ-клубы притормозить эту гонку финансовых вооружений, но нет... В прошлом году «Манчестер Юнайтед» купил за 105 миллионов евро французского полузащитника Поля Погба, в этом — трансфер Неймара вывел процесс купли-продажи футболистов на новый уровень. Тот же ПСЖ уже успел арендовать у «Монако» 18-летнего француза Килиана Мбаппе с обязательством выкупа в 2018-м за 180 миллионов евро. И это, видимо, только цветочки...

Скорее к счастью, чем к сожалению, в нашей стране трансферные рекорды куда скромнее. Хотя «Зенит» и здесь впереди России всей — в 2008-м он «взорвал» рынок покупкой у московского «Динамо» португальца Данни за 30 миллионов евро, в 2012-м заплатил по 40 миллионов евро за бразильца Халка (хотя кто-то говорит и о 60 миллионах) и бельгийца Акселя Витселя. Да и вообще в активе «Зенита» пять из семи самых дорогих «покупок» в нашей премьер-лиге. С другой стороны, в нынешнем сезоне самым внушительным приобретением нашего чемпионата стал аргентинский зенитовец Леандро Паредес, потянувший «всего лишь» на 23 миллиона евро. В то же время российский рекорд продаж тоже принадлежит «Зениту» — Халк в 2016-м отправился в «Шанхай СИПГ» за 55,8 миллиона евро.

#футбол #трансферы

Комментарии