Договориться по-братски. Как изменятся зарплаты футболистов?
В условиях «коронавирусных каникул» футбольные клубы по всему миру несут огромные убытки и договариваются с игроками о сокращении зарплат. В тонкости этого процесса нашего корреспондента Леонида РОМАНОВИЧА посвятил один из ведущих агентов российского футбола Арсен МИНАСОВ.
Фото: Pixabay / derJani
- Арсен, как воспринимаете идущие по всему миру переговоры о сокращении зарплат футболистам?
- Оценить происходящее практически невозможно, поскольку ситуации очень отличаются, и не только в странах все по-разному, в каждом клубе одной страны отдельная ситуация. Где-то предусмотрено бюджетное финансирование, другие клубы поддерживаются госкорпорациями, а есть ведь еще частные - и все пострадали по-своему. Но могу сказать, что к таким переговорам я отношусь позитивно. Игроки должны понимать, что пандемия коронавируса по-настоящему страшна и коснулась всех. Да, каждый футболист подписывает договор, но корень у слова «договор» тот же, что у глагола «договариваться». Хотя у каждого может быть свое видение. Один может рассуждать так: почему я не должен соглашаться на сокращение, если мой работодатель потерял почти все доходы? А другой может сказать и так: зачем отказываться от положенных денег, если мне нужно кормить семью?
- Чаще всего речь идет о сокращении зарплат на 50 процентов, как поступили и в петербургском «Зените». Насколько справедливы эти цифры?
- На мой взгляд, 50 на 50 - это по-братски. В этом случае обе стороны берут на себя часть потерь. Смотрите, ведь в обычной ситуации игрок получает деньги за то, что выполняет свою работу, то есть тренируется и играет. Сейчас он не делает ни того ни другого, пусть и не по своей вине. Хотя лично я бы рассмотрел и другие варианты. Например, клубы могли бы вообще сейчас не платить игрокам, ограничиваясь лишь суммами в виде аванса для тех, кто будет в этом нуждаться, но при этом продлить нынешние контракты на срок вынужденного простоя, таким образом гарантируя выплаты в будущем. Ситуации ведь у футболистов разные. Да, у многих есть финансовая подушка безопасности, позволяющая спокойно прожить два-три месяца или даже больше. Но кто-то находится, так сказать, в самом начале футбольного пути, а кто-то только что вложился, например, в квартиру или ремонт. И если у игрока будут гарантии на будущее, то он сможет решить все эти проблемы.
- Кстати, о продлении контрактов. ФИФА рекомендовала клубам продлить их до фактического окончания сезона. И если сезон будет возобновлен и доигран, то клубы по идее должны компенсировать нынешние сокращения?
- Рекомендации ФИФА - это всего лишь рекомендации, они не имеют законодательной силы. По идее, конечно, все контракты
должны быть продлены, и за игру в июне-июле должны быть выплачены дополнительные деньги. Это, как и нынешнее сокращение, будет «по-братски». Но, хорошо зная ситуацию во многих клубах, могу сказать - в этом вопросе по-братски не будет.
- А какова роль агентов, в том числе и вас лично, в нынешних переговорах?
- В принципе агенты должны участвовать в любых переговорах. Однако, на мой взгляд, нынешняя ситуация - исключение. Здесь договаривается клуб с коллективом игроков и решение принимает коллектив. Это та ситуация, когда третий лишний. А если один агент выбьет своему игроку лучшие условия, то это может разрушить весь коллектив. Другое дело, что мы в состоянии помочь в юридических нюансах, в правильном составлении документов, и мы это делаем.
- Наверное, обычная трансферная работа в нынешних условиях парализована?
- Нет, она продолжается, клубы все равно ищут новичков, идут переговоры. Хотя, конечно, эта работа сильно осложнилась из-за множества неопределенностей, прежде всего касающихся статуса контрактов, которые истекают этим летом, а также зимой.
- А что будет с зарплатами и ценами на игроков дальше? По идее рынок должен резко упасть из-за общего падения доходов?
- Это весьма вероятно. Ситуация ухудшается не везде, но глобальное падение неизбежно. По сути, мы столкнулись с тройным кризисом: пандемией коронавируса, экономическим спадом и потерей зрителей. И мы уже знаем, что многие клубы по всему миру если не де-юре, то де-факто уже перестали или совсем скоро перестанут существовать. Масштабы бедствия оценивать рано, но очевидно: нас ждут большие перемены.
МЕЖДУ ТЕМ
ФИФА официально рекомендовала игрокам и клубам прийти к соглашению по сокращению зарплат. В «Зените» эту рекомендацию уже успели выполнить: по словам гендиректора клуба Александра Медведева, игроки согласились на 50-процентное сокращение по выплатам за апрель и май. На похожих условиях достигли договоренности и в ЦСКА, где после начала тренировок игроки начнут получать уже 70 процентов от зарплаты. В «Спартаке» и «Динамо» сошлись на 40 процентах, также нашли компромисс в «Уфе» и «Рубине».
В ведущих европейских чемпионатах игроки готовы нести еще большие потери. Так, в «Барселоне» игроки отказались от 70 процентов зарплаты, а вдобавок еще и согласились безвозмездно помочь клубному персоналу. Хотя все тоже было непросто, если верить Лионелю Месси: «Нас не перестает удивлять, что внутри клуба были те, кто пытался оказать на нас давление и заставить сделать то, что мы и так собирались сделать. Соглашение было отложено на несколько дней из-за того, что мы искали правильный способ помочь клубу и его работникам в эти трудные времена». В мадридском «Реале» сокращение составило всего от 10 до 20 процентов в зависимости от того, будет ли сезон доигран, но здесь речь идет о доли от годовой зарплаты. А игроки «Ювентуса» во главе с Криштиану Роналду и вовсе отказались от зарплаты на четыре месяца, с марта по июнь, оговорив, правда, некоторые выплаты в случае возобновления сезона. Отметим, что все эти жертвы не помешали тем же Месси и Роналду жертвовать миллионные суммы на борьбу с пандемией коронавируса.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 060 (6658) от 10.04.2020 под заголовком «Договориться по-братски».
Комментарии