Борьба за честь! Ушел из жизни Александр Иваницкий

Для советского спорта Александр Иваницкий был настоящей глыбой. Недаром Александр Владимирович, пережив в детстве блокаду Ленинграда, проявил себя не только на борцовском ковре, где стал олимпийским чемпионом и многократным чемпионом мира. После завершения карьеры он много лет руководил спортивным телевидением СССР, преподавал, писал книги. А его жизнь трагически оборвалась на 83-м году, в дни сорокалетнего юбилея Московской олимпиады-80, к которой Иваницкий имел непосредственное отношение – как организатор трансляций и комментатор церемоний открытия и закрытия Игр.

Борьба за честь! Ушел из жизни Александр Иваницкий | ФОТО Виктора КОШЕВОГО/ТАСС

ФОТО Виктора КОШЕВОГО/ТАСС

«Это навсегда. Внук просит: «Расскажи, дед», – а я не могу. Не поймет. Как рассказать сегодняшнему человеку, что такое 125 граммов хлеба на день?» – говорил в свое время Александр Владимирович о блокаде нашим коллегам из «Спорт-Экспресса». Будущий борец действительно не раз находился на волосок от гибели – и когда голодал в блокаду, и когда отправился с семьей в эвакуацию.

«Ночью по Дороге жизни переправились через Ладогу, мороз лютый. Хозяйки в хаты не пускают. В нашем грузовике были и полуживые, и трупы. Всю дорогу мне что-то кололо в бок. Выяснилось – патефон. А хозяин его по пути умер. Так за патефон нас пустили в дом, уложили на печь. Не было бы мертвеца – не было бы сейчас и меня. Замерзли бы. Мы уже не говорили, не ходили. Водянка – тронешь пальцем, и на теле ямка», – вспоминал он в том же интервью.

Иваницкий не просто выжил, он стал одним из героев поколения «детей войны». Вернувшись в Ленинград вместе с семьей после снятия блокады, он занялся борьбой далеко не сразу – только в середине 1950-х, в 17-летнем возрасте. И практически сразу стал чемпионом города по самбо, а затем увлекся и вольной борьбой, перебравшись в столицу вслед за своим тренером Сергеем Преображенским. Первые серьезные спортивные успехи пришли к нему на рубеже 1950 – 1960-х, а с 1962-го по 1966-й борец доминировал в тяжелом весе на крупнейших мировых стартах – четырежды стал чемпионом мира и выиграл Олимпийские игры-1964 в Токио.

Именно Иваницкий вместе с трехкратным олимпийским чемпионом Александром Медведем изменили мир борцов-тяжеловесов. До них в этой категории боролись «бесформенные толстяки» весом под 200 кг. «И тут выходим мы – поджарые, как борзые собаки. Техничные, как мухачи...», – рассказывал Александр Владимирович. Ему, кстати, принадлежит уникальное достижение: на официальных турнирах он ни разу не проиграл иностранным соперникам не только схватки, но даже одного балла. Позволив ощущать себя боксером, не пропустившим ни одного удара. Во многом, кстати, не только благодаря своему совершенному техническому мастерству, но и тактической гениальности.

В те времена спортивную карьеру обычно завершали рано, так что Иваницкий ушел из спорта еще до тридцати лет. Но отдохнуть после борцовских подвигов не получилось – он сразу же занялся административной, спортивно-массовой работой, в том числе организацией сверхпопулярных в Советском Союзе подростковых соревнований «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». А в начале 1970-х возглавил главную редакцию спортивных программ Гостелерадио СССР, более четверти века определяя развитие советского, а затем и российского спортивного ТВ. Именно при нем оно менялось, развивалось – в частности появились крупные планы.

«Я отвечал за весь спорт: радийный и телевизионный. Делал Московскую олимпиаду. Был главным человеком, ответственным за производство всей международной телевизионной картинки для всего мира», – рассказывал он во время одного из своих недавних публичных выступлений. Тогда же он поведал и историю своего ухода с телевидения: «Чемпионат мира по легкой атлетике мы показывали в два часа ночи, чемпионат мира по борьбе в три часа ночи. Я пришел к нашим руководителям: «Нужно вернуть спорт на достойное место». Мне ответили: «На достойное место мы будем ставить те программы, которые приносят рекламу». На что я сказал: «Тогда у публичной библиотеки нет никаких шансов выиграть у публичного дома». И получил волчий билет».

Естественно, он был хорошо знаком со многими советскими знаменитостями – как в спортивной, так и в творческой среде, с кем-то дружил. Вместе с тем даже со знаменитостями Иваницкий умел быть жестким. Порой на него обижались за строгость, но ценили за хладнокровие, взвешенные решения и отсутствие снобизма. При этом, хотя Олимпийские игры принесли ему славу как спортсмена и раскрыли талант телевизионщика, он в последнее время не стеснялся критиковать их, скажем так, современную версию. В частности, называл Олимпийские игры в их нынешнем варианте тупиковой ветвью развития спорта и огромным мыльным пузырем. Что ж, действительно коммерциализация современного олимпийского движения достигла уже такого уровня, что закамуфлировать ее даже никто особо и не пытается. Иваницкий призывал заниматься поиском в России альтернативных спортивных решений, более близких идеям бескорыстного, не испорченного большим бизнесом спортивного движения.

Кроме того, недавно была опубликована его автобиографическая книга «Ломаные уши», получившая литературную премию по разделу прозы. По названию может показаться, что книга о борьбе, но на самом деле она о нашем городе. «О детстве на Лиговке. О блокаде. О Питере. Периодически туда возвращаюсь, и для меня главное наслаждение – сесть на катер в белую ночь. Прокатиться по каналам. Смотришь на город снизу, и это точка восхищения!» – рассказывал Иваницкий о любимом Ленинграде – Петербурге. Он любил жизнь, и в возрасте за восемьдесят оставался очень активным, не боявшимся физических нагрузок и трудностей. Страстный грибник, он порой без труда переплывал речку, чтобы добраться до любимых грибных мест. На днях он также пошел за грибами и, вероятно, также собирался переплыть речку, но случилась трагедия...

#спорт #Олимпийские игры #смерть

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (6727) от 27.07.2020 под заголовком «Борьба за честь!».


Комментарии