Больше не фигуристка? Алина Загитова стала телеведущей

Олимпийская чемпионка Пхенчхана-2018 Алина Загитова (на снимке) дебютировала в новой роли телеведущей – она ведет теперь шоу «Ледниковый период» на «Первом канале» в паре с другим популярным в прошлом фигуристом Алексеем Ягудиным. При этом на соревнованиях ученицу Этери Тутберидзе мы не увидим как минимум в этом сезоне, а скорее всего, и никогда, хотя формально Загитова все еще остается действующей спортсменкой.

Больше не фигуристка? Алина Загитова стала телеведущей | Фото Валерия Шарифулина/ТАСС

Фото Валерия Шарифулина/ТАСС

Здесь и возникает главный вопрос. Дело не в том, хороша Загитова как телеведущая или нет – пусть об этом спорят зрители и телекритики, а сама 18-летняя студентка тем временем совершенствует дикцию и занимается исправлением других недочетов, превращаясь в новую телезвезду. На новом поприще ей можно пожелать только удачи, но хотелось бы понять – она таки остается фигуристкой или уже нет?

Напомню, еще в декабре прошлого года Алина заявила, что прекращает участие в соревнованиях, однако информацию о завершении карьеры поспешила опровергнуть. «Ни о каком «уходе» или «завершении» я даже не думаю. Я хочу быть на высшем пьедестале, а для этого мне надо тренироваться еще больше и еще сильнее, – заявила она. – Я по-прежнему в сборной России и по-прежнему могу выступать за свою страну на международных соревнованиях».

С тех пор олимпийская чемпионка еще много раз говорила о том, что тренируется, в том числе работает над четверным прыжком, анонсировала свое участие в контрольных прокатах сборной страны (что, между прочим, подтверждали ответственные сотрудники национальной федерации фигурного катания на коньках) и даже оказалась в центре скандала, вспыхнувшего в сентябре между Этери Тутберидзе и кланом Евгения Плющенко, у которого своя школа по подготовке фигуристов. В прессу попала частная переписка, и из нее следовало, что Плющенко якобы переманивал талантливую фигуристку в свою группу. Но все это в моем представлении было ложью от начала до конца – Плющенко не мог переманивать Загитову, поскольку такой спортсменки уже не существует. Алина стала студенткой и начала карьеру телеведущей, что с большим спортом (тем более по жестким стандартам Тутберидзе) никак не сочетается. В итоге на контрольных прокатах Загитова не выступила и вряд ли собиралась в них участвовать, поскольку элементарно не могла успеть поставить программы. Не увидим Алину мы и на соревнованиях – она не заявлена ни на Кубок России, ни на этапы «Гран-при».

История неновая – похожие загогулины мы наблюдали в исполнении, например, Аделины Сотниковой, а пионером этого подхода стал Евгений Плющенко. После Олимпиады в Сочи он несколько лет официально числился действующим спортсменом, получая соответствующее финансирование от Минспорта, а в реальности занимался только своими шоу. Конечно, все это не совсем красиво или даже совсем некрасиво – на этой ставке ведь мог оказаться какой-то реальный спортсмен, действительно нуждающийся в поддержке. Однако на ту же ситуацию можно посмотреть и по-другому. Представим, что это просто дополнительная пенсия для олимпийских чемпионов. Разве они ее не заслужили? Что до многочисленных, скажем так, не совсем достоверных сведений о тренировках и будущих соревнованиях, то их можно считать продуманными рекламными ходами. Мы ведь не ждем от рекламы одной только правды и ничего кроме правды, как на судебном заседании. Реклама хороша, если она повышает продажи, все остальное вторично. Шоу должно не только продолжаться, но и продаваться.

Под тем же углом можно посмотреть и на проблему «конвейера Тутберидзе», который поставляет сначала 15-летних чемпионок, а потом 18-летних пенсионерок. О бесчеловечности такой системы и других ее минусах говорят уже не один год и даже предлагают ввести возрастной ценз. Если исключить из взрослых соревнований девочек-подростков, имеющих объективные преимущества в прыжках, то женское одиночное катание наверняка вернется к прежним временам.

Однако критики этого конвейера видят ситуацию слишком узко, забывая о том, что такое фигурное катание. Это ведь не только и не столько спорт, сколько шоу-бизнес –многочисленные ледовые шоу играют основную роль. В прежние времена это даже подчеркивалось на уровне языка – спортивное фигурное катание считалось «любительским», а уход в шоу называли «переходом в профессионалы».

Сейчас, конечно, спортсменов любителями не называют, но сами процессы нисколько не изменились. Завершение спортивной карьеры это не конец, а скорее, время как раз расцвета карьеры в фигурном катании. Поэтому в 18 лет ученицы Тутберидзе отнюдь не выбрасываются на свалку – они просто раньше других получают возможность перейти к новой жизни. А раз так, то конвейер Этери Георгиевны совсем не стоит называть бесчеловечным. Это своеобразная ледовая «фабрика звезд», которая поставляет для многочисленных шоу все новых раскрученных исполнительниц. И если та же Загитова за пару лет в большом спорте стала суперзвездой, то зачем ей истязать себя еще пять лет? Пришло время других девушек становиться такими же звездами, Алине же нужно продолжать эксплуатировать, а заодно всячески «прокачивать» свой замечательный бренд. Чем она теперь с успехом и занимается...

#спорт #фигурное катание #Алина Загитова

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (6779) от 07.10.2020 под заголовком «Шоу должно продаваться».


Комментарии