Арбитр Евгений Рахлин - о дзюдо и Олимпиаде в Токио

Никакой ясности с тем, выступят ли и на каких правах российские спортсмены этим летом на Олимпийских играх, по-прежнему нет, но наши в Токио в любом случае обязательно будут среди тех, кому предстоит судить главные соревнования четырехлетия. Одним из претендентов на участие в Олимпиаде является Евгений РАХЛИН (на снимке) - председатель коллегии судей федерации дзюдо Санкт-Петербурга остается действующим арбитром, причем одним из лучших не только в стране, но и в мире.

Арбитр Евгений Рахлин - о дзюдо и Олимпиаде в Токио | ФОТО Марины МАЙОРОВОЙ предоставлено «Клубом дзюдо Турбостроитель»

ФОТО Марины МАЙОРОВОЙ предоставлено «Клубом дзюдо Турбостроитель»

- Евгений Анатольевич, претензии, что имеются сегодня к российскому спорту, не могут коснуться наших судей?

- Нет, мы находимся в привилегированном положении в отличие от спортсменов, потому что никак не зависим от решения арбитражного суда или МОК. Арбитры для работы на олимпийских соревнованиях отбираются не от страны, а от международных федераций. В нашем случае Международная федерация дзюдо выдвигает кандидатуры лучших, а МОК в свою очередь их принимает, не заглядывая в паспорта. И прецедент уже был - на последней Паралимпиаде в Рио сборная России не участвовала, а наши судьи соревнования обслуживали. Причем всюду было указано, что они из России и название нашей страны фигурировало во всех документах.

- Так, значит, благодаря вам Россию увидят и услышат в Токио, как бы все ни сложилось для наших олимпийцев...

- По крайней мере на турнире дзюдоистов точно кто-то из наших судей будет. Помимо меня на поездку в Токио претендует Василий Смолин из Владимира. С началом олимпийского цикла, то есть с 2017 года, была собрана группа из 50 человек, отбор шел со всех континентов. Со временем круг претендентов сузился наполовину, а работать на олимпийском турнире дзюдоистов будут 16 судей, из них шесть или семь из Европы. По одному от страны, так что кто-то из россиян обязательно будет.

- Кто еще претендует?

- У нас свой рейтинг, за каждый турнир в зависимости от уровня судейства получаем очки. Думаю, обязательно поедут финн, грузин, француз, испанец и итальянка, предстоит выбор между белорусом и венгром. Окончательное решение должно быть принято после майских соревнований «Большого шлема» в Париже.

- Среди коллег вы назвали итальянку. Женщины судят дзюдо наравне с мужчинами?

- Да, Международная федерация дзюдо за гендерное равенство, никакого разделения у нас нет. Мужчины судят женские соревнования и наоборот, никаких проблем на сей счет не возникает. Женщин на Олимпиаде в судейском корпусе будет пять или шесть.

- Но у дзюдоистов, безусловно, есть любимые судьи, фартовые и нефартовые?

- Вполне может быть, но мне в этом никто не признавался, хотя мир у нас довольно узкий и все друг друга отлично знают, потому что знакомы не только по соревнованиям. Когда дзюдоисты собираются в тренировочных лагерях, где у них проходит так называемое набарывание, туда обязательно приезжаем и мы, судьи, чтобы помочь спортсменам разобраться в спорных ситуациях, понять наше восприятие той или иной ситуации, наконец, арбитры всегда могут проконсультировать по правилам.

- В футболе разобраться в спорных ситуациях с недавних пор помогает ВАР, у теннисистов есть «соколиный глаз», в хоккее и волейболе тренеры берут видеопросмотры, а что в дзюдо с новыми технологиями?

- У нас это все гораздо раньше началось, еще лет десять назад. У боковых судей на столе стоят мониторы, есть рация для связи. И если, по мнению этих судей, арбитр на татами ошибся, можно просмотреть эпизод. Есть еще судейская комиссия, которая тоже вправе вмешаться. А на крупных турнирах спорные ситуации транслируют на табло и объясняют публике, почему поменяли решение. Специально акцентируют внимание на моменте, чтобы на трибунах не было никакого недоумения.

- Спорные моменты в дзюдо обычно какого рода возникают?

- Как правило, это касается критерия оценки - иппон (чистая победа) или вазари, условно это полпобеды. Другой вариант - вазари и вообще ничего. Арбитр может и не разглядеть каких-то тонкостей, а камеры - они установлены с разных сторон - помогут разобраться, действительно ли спортсмен упал на спину или был, например, отставлен локоть. А бывает, имело место запрещенное действие, которое просто не увидеть вживую, но на трансляции в повторе оно очевидно. Кроме того, судья на ковре вправе обратить внимание на ситуацию, если она показалась ему спорной, но сам он не вправе в отличие от футбола и хоккея смотреть повтор по видео. Анализирует ситуацию и выносит окончательное решение судейская комиссия, по рации сообщает его арбитру, и он уже доводит все до участников.

- Профессиональные судьи в дзюдо есть?

- Практически нет. На те деньги, что они получают, просто не прожить, надо еще чем-то заниматься. Но работа должна быть такая, чтобы можно было отлучаться. Как правило, все судьи связаны со спортом, работают тренерами или в федерации. Так что это хобби, которое, правда, отнимает довольно много времени

- Прежде не имевшие отношения к дзюдо могут стать судьями в вашем виде спорта?

- Опыт подсказывает, что из не занимавшихся единоборствами судей не получится. Чувство борьбы необходимо, надо знать нюансы, понимать, когда возможен бросок, что может произойти в той или иной ситуации. Только со стороны знать дзюдо недостаточно. Приходили люди «с улицы», теоретически подкованные, с желанием учиться. Вроде бы и правильно все делали, но будто машины какие-то. Так что практический опыт необходим, хотя бы что-то схожее - самбо, джиу-джитсу - в жизни прежде должно быть. В Петербурге, пополняя судейский штат, мы отказались от приглашения людей «с улицы», работаем с теми, кто нам знаком, - формируем группы и проводим обучение, экзаменуем и только после этого допускаем в коллегию судей. Проекту семь лет, и первые судьи, прошедшие нашу школу, уже имеют российскую категорию. Обновлять ряды и проводить ротацию необходимо, для общего роста уровня судей нужна конкуренция.

- И желающие стать судьями по дзюдо появляются?

- Этой осенью на сайте городской федерации дзюдо мы сделали объявление, откликнулись около 25 человек. Учим жестам, командам, разбираем нюансы наказаний, смотрим видео ситуаций, знакомимся с работой секретариата. Первый практический опыт новички получили, работая на лиге дзюдо «Аврора». А для более опытных коллег, и не только петербургских, всего было порядка 80 участников, в январе мы провели судейско-тренерский семинар. На нем доводили решения международного семинара, что недавно проходил в Катаре, разбирали ситуации, которые возникают на татами, просматривали видео. Те, кто постарше, с удовольствием делились опытом с молодежью, но и сами, надеюсь, узнали что-то новое.

В ТЕМУ

В коллегию судей Санкт-Петербурга сегодня входят один судья международной категории лицензии А (Евгений Рахлин), три судьи международной категории лицензии В (Кристина Блит, Вано Дзамашвили, Артем Ильин), два почетных судьи международной категории (Алексей Левицкий, Вячеслав Мужиков), 12 судей всероссийской категории, порядка 30 судей первой, второй и третьей категорий в возрасте от 17 до 70 лет.

#дзюдо #арбитр #Олимпийские игры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 015 (6613) от 29.01.2020 под заголовком «Вазари + вазари = иппон».


Комментарии