Андрей Белофастов: «Места внизу нам неинтересны»

Петербург, который принято называть родиной мужского водного поло в стране, последние несколько лет обходился без профессиональной команды в этом виде спорта. Практически одновременно с распадом СССР прекратила свое существование и некогда популярная «Балтика». Ее возрождение началось в 2018 году, и вот уже питерские ватерполисты ввязались в борьбу за медали чемпионата России. С нынешнего сезона команду тренирует Андрей БЕЛОФАСТОВ (на снимке справа), человек в мире водного спорта авторитетный. Он возглавляет еще и мужскую сборную страны, а женскую вместе с Александром Гайдуковым приводил к бронзовым медалям Олимпиады в Рио‑де-Жанейро.

Андрей Белофастов: «Места внизу нам неинтересны» | Фото Евгения ВАСИЛЬЕВА

Фото Евгения ВАСИЛЬЕВА

Просто «помогать» уже не было желания

Андрей Владимирович, ваше появление у руля «Балтики» стало довольно неожиданным, даже притом что в последние годы вы входили в тренерский штаб команды.

— Хочу напомнить, что я еще три года назад оказался в «Балтике». Приехал как консультант по просьбе Сергея Горового, генерального менеджера петербургского клуба. Посмотрел ребят, поработал с вратарями, в прошлом сезоне официально еще не работал главным тренером, но вел все игры во второй половине чемпионата.

И решили официально возглавить тренерский штаб?

— Наверное, это действительно немного удивительно. Все‑таки финансовые возможности «Балтики» достаточно скромны. Но я остался во многом из‑за Горового, с которым давно дружен. Коллектив молодой, захотелось с ним поработать, но уже по‑настоящему. Просто «помогать», если откровенно, уже не было никакого желания.

Что собой представляла «Балтика» три года назад?

— Я точно пришел не к разбитому корыту. Горовой и бывший наставник Иришичев провели уже всю основную работу. Это ему принадлежит идея о возрождении «Балтики», здесь он заканчивал как игрок, знал все нюансы питерского спорта. Можно вспомнить, что с Горовым связана победа в Кубке России над казанским «Синтезом» четыре года назад. Тогда в команде находились очень талантливые ребята, но трое, к сожалению, перебрались в другие клубы, потому что никто их не смог удержать — финансирование было на низком уровне.

Потери удалось восполнить?

— Сейчас команда немного другая, есть и опытные, и молодые игроки — 2001 – 2004 годов. До последнего времени нам удавалось проводить сборы в Сербии с клубами, которые участвуют в Лиге чемпионов, и это бесценный опыт, позволяющий ­расти. Понятно, что есть вопросы, которые мы хотим улучшить: хочется развиваться, улучшать условия и материально-техническую базу.

Вопрос упирается в деньги?

— Взаимопонимание с городским спорткомитетом есть, благодаря его участию команда еще жива и существует. И я не стал бы говорить, что все так плохо. Сейчас на сбор национальной команды из «Балтики» едут шесть человек. Нам удалось пригласить двух игроков сборной — Романа Усова и Данилу Иванникова, опытного Игорь Плискевича, с которым два года работал в «Синтезе».

Делаем ставку на молодежь

Это несомненное усиление…

— Но и есть костяк молодежи, которая, надеюсь, будут прибавлять — хотелось бы, чтобы быстрее. У нас времени нет. И Петербург хочет медаль, и мы! Понятно, что для ее завоевания надо очень много сделать, некоторых вещей не хватает. Но мы сами себе поставили завышенную планку. Стараемся, надеемся, что у нас в этом сезоне шанс появится, и постараемся его использовать.

Как я понимаю, питерские школы водного поло — а их сейчас три — работают продуктивно.

— Да, и это здорово. И «Невская волна», и «Экран» поставляют нам талантливых игроков 2003 – 2004 годов рождения, с которыми, правда, надо много работать. Успехи в чемпионатах России по юношам и юниорам еще не гарантия, что эти ребята будут точно играть в составе взрослой команды. Хотя некоторые из них уже вызываются мной в национальную сборную.

Насколько все‑таки реально удерживать талантливую молодежь? Ведь в Казани и Волгограде условия, наверное, намного лучше.

— Сложно, очень сложно! Хочется достучаться, найти какого‑то титульного спонсора, считаю, клуб из Петербурга этого заслуживает. И не такие у нас гигантские деньги по сравнению с тем, что необходимы в других видах спорта. Нас еще спасает, что некоторые ребята сейчас учатся в институтах и по этой причине не оказались в других командах. Что греха таить, все идут туда, где лучшие условия.

Реалии нашего времени.

— Поэтому Питер и делает ставку на молодежь. Уже чудо, что в этом году нам удалось пригласить Усова и Иванникова. Определенное стечение обстоятельств помогло, и то, что я тренирую сборную, тоже повлияло.

Вы известны как тренер-максималист. Игрокам тоже приходится менять менталитет, они должны привыкнуть бороться за медали?

— И наш руководитель Горовой — максималист, места внизу ему неинтересны, как и мне — хочется двигаться наверх. Может, нам чуть легче тем, что ребята, которые к нам приходят, уже чемпионы России в своих возрастах и у них уже формируется какая‑то психология победителей. Конечно, перестраивать голову людей, которым под тридцать, а они в жизни ничего не выигрывали, — очень сложная работа. И далеко не всегда это получается.

С молодежью проще начинать путь к вершине?

— Сейчас и качество тренировочного процесса в «Балтике», и методики значительно изменились. Мы и подбираем игроков в какой‑то степени под эти градации, хотя, повторю, пригласить ватерполиста, которого хотим, — практически нереально. Их не так много, и все они «закрыты» контрактами в других клубах. Вот и город в лице руководителя спорткомитета Антона Шантыря вынашивает идею ставки на своих воспитанников.

Это реально?

— Так мы уже к этому и приближаемся. Сейчас в команде почти 70 процентов воспитанников городского ватерполо — 10 человек из 15.

Бронзу в Рио взяли чудом

Поставлена ли какая‑то четкая задача на сезон перед командой?

— Мы и в прошлом сезоне ставили цель бороться за медали и были близки к ее выполнению. К сожалению, уступили в матчах за бронзу, хотя в регулярном чемпионате заняли третье место. В этом году предстоит еще более серьезная борьба. Волгоград и Казань — две команды, которые выше нас: и по уровню, и по мастерству, но играть с ними можно и нужно.

В этом сезоне вы уже «пощипали» фаворитов…

— Мы со всеми соперниками, превосходящими нас и по силам, и по бюджету, боролись наравне. Это было по матчу в Волгограде видно. Немного не дожали, но это, скорее, из‑за молодости, неопытнос­ти игроков. Главная борьба нам предстоит за третье место. В соперниках клубы из Москвы и Астрахани. У той же Астрахани опытная команда, которая выступает в одном составе уже семь-восемь лет, имеет свой бассейн, достаточно неплохую базу. А у нас самый молодой по возрасту коллектив в чемпионате.

Вы — один из немногих российских тренеров, которые на высоком уровне работали и с мужчинами, и с женщинами. Для вас нет разницы, кто перед вами в бассейне?

— Разница в психологии. Мне повезло, что тренерскую карьеру начал изначально с девочками, стал тренером молодежной сборной — выиграл с ними очень крупное соревнование — первые Европейские игры в Баку в 2015 году. А в 2016 году после нашего фантастического результата на Олимпиаде в Рио — бронзовых медалей — начал тренировать и мужчин, уже в клубах. А в женской сборной, которую возглавил мой друг Александр Гайдуков, исполнял роль помощника. Считаю, работа с мужчинами мне помогла, мы очень многие вещи успешно перенесли в подготовку девушек.

Четвертое место сборной в Токио — это все‑таки закономерный результат или медаль должны были брать?

— В Рио чудом взяли бронзу. Венгерки реально были хороши, сильнее нас. Мы же многие матчи вырывали на последних секундах, по серии пенальти. С нами было все — и удача, и вера. А в Токио уже ехали как одни из фаворитов турнира. И игра, которую мы показали с австралийками в четвертьфинале, — лучшая за время нашей работы. Два периода встречи с американками в полуфинале — тоже блестящий момент. Мы просто не дожали их, могли, должны были выигрывать.

Тем не менее без критики не обошлось. В том же киришском «КИНЕФе», многократном победителе женского чемпионата России, достаточно негативно реагировали на вашу работу.

— Да, но мне, да и, думаю, Гайдукову тоже было совершенно все равно на эту реакцию. Когда приступаешь к такой работе, не стоит обращать внимание на то, что о тебе думают. Ставилась задача спасти команду и выйти на Олимпийские игры, что мы и сделали. Всегда найдутся люди, которые к тебе будут негативно относиться. Зависть в человеческой природе всегда присутствует. Помню, никто в свое время не хотел брать женскую сборную, с которой мы выиграли Европейские игры. А после успеха в Баку все начали говорить, мол, команда была уже готовая, Белофастову ничего и делать не требовалось.

С учетом того, что игроки ­«КИНЕФа» составляли костяк сборной, вы пришли в итоге с киришским клубом к общему знаменателю?

— В свое время, когда еще как игрок выступал за «Синтез», мы выигрывали Кубок России в Киришах. Благодаря Вадиму Сомову в этом городе создан клуб международного уровня, есть великолепный комплекс, местные девочки несколько лет тащили наше женское водное поло вперед. Сомов выстроил мощную команду, но сейчас она нуждается, на мой взгляд, в реорганизации.

Не хотели бы поработать в ­«КИНЕФе»?

— Конечно, хотел. Но там есть свои специалисты, пусть они там и трудятся.


#спорт #спортсмены #Чемпионат России

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (7314) от 08.12.2022 под заголовком «Андрей Белофастов: «Места внизу нам неинтересны»».


Комментарии