Все дело в крыше

Сегодня в Русском музее состоится заседание Совета по культурному наследию при правительстве Петербурга, посвященное острой теме перекрытия атриумами двух внутренних дворов Михайловского дворца. Ожидается острая дискуссия, но итог обсуждения предрешен.

Все дело в крыше | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Идея перекрытия дворов на несколько этажей для музейных целей (лифт, конференц-зал, зона отдыха, школьный кабинет и т. д.) обсуждается почти 15 лет. В активную фазу «дело об атриумах» вошло два года назад, когда Всемирный банк и российское правительство решили поддержать проект, причем 90% из необходимых 30 млн долларов расходов на создание крыши берет на себя федеральный бюджет.

Но дальше события стали развиваться, мягко говоря, странным образом. Тайно от всех, в том числе от КГИОП и профессиональной общественности, компания «ЛенПолпроект» подготовила проект перекрытия дворов с разделением податриумного пространства на три этажа. Это потребует закрытия всего Михайловского дворца для посетителей на 2 - 3 года.

29 октября 2015 года Минкультуры согласовало проект атриумов и положительный акт историко-культурной экспертизы на него, составленный аттестованным экспертом Светланой Шуньгиной. Причем в документах отсутствует перечень предметов охраны Михайловского дворца, без которого не должно даже начинаться проектирование.

Важная деталь: еще 17 октября 2015 года распоряжением российского правительства полномочия по государственной охране федерального памятника Михайловский дворец переданы от Минкультуры в КГИОП. Точнее, возвращены ему после пятилетнего перерыва. Еще и по причине нестыковки дат Минкультуры не имело права согласовывать проект атриумов. Позже в ответ на обращение граждан прокуратура Петербурга сообщила им о незаконности действий министерства.

Тем не менее 20 февраля 2016 года проект (по-прежнему без предметов охраны) был одобрен Главгосэкспертизой.

У любого непредвзятого наблюдателя складывается впечатление, что эта спецоперация разрабатывалась в высоких столичных кабинетах. Понятно, что утверждение предметов охраны Михайловского дворца сильно усложнит атриумное строительство. Дворы могут попасть в охраняемые списки и стать неприкосновенными. Но кому-то очень нужно, чтобы атриумы в Михайловском дворце были построены. Последующие события показывают, что интересант не Русский музей.

14 марта 2016 года в музее состоялось совещание с министром культуры Владимиром Мединским. Было признано, что закрытие Михайловского дворца на длительный срок невозможно. Поэтому проект делится на два этапа. Сначала создается атриум над одним двором, левым, если смотреть со стороны площади Искусств. Это позволяет не закрывать дворец для посетителей. Тема атриума для правого двора откладывается на неопределенный срок.

Через некоторое время директор Русского музея Владимир Гусев собрал журналистов и сообщил, что будет подготовлен новый проект на один двор. Ему потребуется новые историко-культурная и государственная экспертизы. Но уже 23 апреля 2016 года музей получил письмо от первого заместителя министра культуры Владимира Аристархова. В нем говорится, что проектные решения по выделению очередей (этапов) в части конструктивных и архитектурно-планировочных решений не должны выходить за рамки проектной документации, разработанной в 2015 году. Иными словами: определяйте предметы охраны, проводите экспертизы, но суть проекта не трогайте.

По источникам, 21 сентября 2016 года Русский музей представил в КГИОП модифицированный проект, созданный «ЛенПолпроектом» при участии Архитектурной мастерской Сахновского.

В нем предложено разделить левый двор площадью 10 х14 метров на три этажа. На первом расположить конференц-зал на 84 места, на втором - экспозиции, на третьем этаже и в мансарде - реставрационные помещения и хранилища. Все пространства от цокольного этажа до мансарды должен связать лифт, работающий как для посетителей музея, так и для его сотрудников.

В представленных в КГИОП документах по-прежнему нет списка предметов охраны, и комитет не видит для себя возможности согласовать создание атриума. Но вопрос вынесен на Совет по культурному наследию, чтобы эксперты могли вместе обсудить все возможные решения.

Эксперты считают, что если Русскому музею требуется лифт для маломобильных, то его можно вставить во двор без крепления к историческим стенам. Даже перекрыть двор, но не делить его на этажи, которые исказят облик памятника. Подобные конструкции используются в мировой практике при приспособлении под музеи исторических зданий. Например, именно так недавно построен лифт в венском музее «Дом музыки».


#реконструкция #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (5829) от 14.11.2016.


Комментарии