Почему снесли «Башню мира» на Сенной площади?

Десять лет назад на Сенной площади была снесена восемнадцатиметровая «Башня мира», подаренная французами Петербургу к 300-летию (на снимке). На ее прозрачных стенах слово «мир» было начертано на 32 языках.

Почему снесли «Башню мира» на Сенной площади? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Подарок, созданный на спонсорские средства, был сделан по инициативе писателя и общественного деятеля Марека Хальтера, который много делает для развития российско-французских отношений. Башню спроектировали скульптор Клара Хальтер и архитектор Жан-Мишель Вильмотт. Ее открыли 27 мая 2003 года. Разобрали летом 2010 года из-за деформации металлических конструкций и разрушения нескольких стеклянных панелей. Возможными причинами повреждений назывались тогдашняя жара, вибрации от метро и ошибки в расчетах при проектировании.

Горожане восприняли это событие равнодушно. Многие борцы за чистоту исторического центра даже позволили себе высказывания типа «туда ей и дорога». Сейчас уже набрана достаточная временная дистанция, чтобы по-иному оценить произошедшее в 2010 году.

Начнем с того, что обещание городских властей установить «Башню мира» где-то в другом месте не выполнено. Да и нет уверенности в том, что это собирались делать. Хотя бы потому, что реставрация этого подарка требовала серьезных затрат.

Но что мы видим сейчас. На Сенной площади хозяйничают автомобили. Похоже, что специально для них до предела сужен «островок», на котором находилась башня.

Все предложения о создании на Сенной площади пешеходного пространства, выхода людей из тоннелей и опускания туда транспорта остались на бумаге. Да и признаемся честно: в основном эта красивая идея содержалась в учебных студенческих проектах, хотя иногда эскизы делали и петербургские архитектурные мэтры.

Снос «Башни мира» был не борьбой за сохранение исторического облика центра Петербурга, как некоторые наивно думали, а жирным крестом на всех попытках превратить Сенную площадь в дружелюбное место для встреч и общения. Нынче это транспортный придаток к вечной Апрашке и Сенному рынку. Вечной, поскольку все проекты ее преобразования находятся примерно в том же месте, где покоятся эскизы пешеходной Сенной площади.

Есть и еще один важный сюжет. «Башня мира» напоминала о советском названии места – площадь Мира, которое просуществовало 40 лет. Площадью Мира она стала в 1952 году, в самом начале гонки ядерного оружия, и давала надежду, что оно больше не будет использовано. Как абориген тех мест, хорошо помню это ощущение. И синий цвет в оформлении станции метро «Площадь Мира», которая открылась в 1963 году, был выбран не случайно, этот цвет традиционно символизирует миротворческое движение. В 1992 году площади вернули историческое название. И было интеллигентно, по-петербургски и по-ленинградски, соединить его и «Башню мира», напоминающую о недавнем топониме.

Кстати, о топонимах. На Сенной площади находятся три станции метро, но все носят разные названия – «Сенная площадь», «Садовая», «Спасская», что выглядит познавательно, но совершенно дезориентирует гостей Петербурга. В любом крупном метрополитене мира, сколько бы линий ни сходились в одной точке, название станций всегда единое. Ключом служит цвет каждой линии.

#скульптура #снос #общество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (6762) от 14.09.2020 под заголовком «Ни мира, ни башни».


Комментарии