Как изменятся цены на проезд в Петербурге в 2021 году?
Недавнее сообщение Смольного о том, что с 2021 года проезд в подземном и наземном общественном транспорте подорожает, если и стало для горожан новостью, то вполне ожидаемой. О росте тарифов вкупе с принципиальным изменением тарифного меню говорили на протяжении всего 2020-го – в том числе и в связке с готовящейся транспортной реформой. Открытым оставался лишь один вопрос – на сколько?
ФОТО пресс-службы Смольного
Грядущее повышение цен нам подали под удобоваримым «социальным» соусом: заметнее всего подорожание проезда по Петербургу ударит по кошелькам туристов. Льготников не заденет вовсе. А основную массу обычных горожан – пользователей «Подорожника» – совсем чуть-чуть, почти неощутимо.
«Что касается цен, то для петербуржцев они вырастут, но незначительно: в среднем рост стоимости билетов длительного пользования составит 8%, – сообщил на днях председатель комитета по транспорту Кирилл Поляков. – Для гостей города не видим основания субсидировать поездки».
Так, с нового года разовый проезд в метро по «Подорожнику» – электронному кошельку будет стоить 41 рубль, в наземном транспорте – 36 рублей (сейчас, соответственно, 38 руб. и 33 руб., рост – 9 и 8%). Электронную карту «Подорожник» с записанным на нее проездным или электронным кошельком используют 44% пассажиров общественного транспорта.
Разовый билет, а также платеж по банковской карте (кроме «МИР» и ЕКП) подорожает на 5 рублей и будет стоить в метро не 55, как сейчас, а все 60, в автобусе, трамвае и троллейбусе – не 50, а 55. Этот самый «дорогой» тариф теперь решили так и называть – гостевым. Ведь, по подсчетам транспортного ведомства, в нынешнем году покупали жетоны в метро или билеты у кондуктора всего 10% граждан, еще 4% пользовались банковскими картами, и это были в основном туристы. Но не только. Совершенно очевидно, что среди «разовых» пассажиров немало тех, кто совершает поездки в метро или социальном автобусе нечасто, отклоняясь от привычного маршрута, либо вообще редко пользуется общественным транспортом. Им придется платить «по полной» либо обзаводиться «Подорожником» и носить его всегда при себе. Еще вариант – расплачиваться в метро банковской картой «МИР» либо по банковскому приложению единой карты петербуржца – для них в 2021 году будут сохранены скидки (правда, размеры их пока не озвучиваются).
Более 42% горожан оплачивают проезд именными льготными билетами. Как говорят в Смольном, этой категории пассажиров беспокоиться нечего. Пенсионеры не заметят роста тарифов, ведь они ежемесячно получают дополнительную «транспортную» выплату, равную цене льготного проездного. Соответственно – на сколько вырастет цена билета, на столько увеличится и такая выплата.
Не раскрыты Смольным и планы по новому тарифному меню, от которого прежде нам обещали множество выгод и удобств. Судя по всему, удобства решили отложить до 2022 года – старта перенесенной транспортной реформы. Например, ожидаемую горожанами возможность по бесплатной пересадке с одного маршрута на другой обещают внедрить именно в 2022-м...
Пока же это самое меню только сократят, ликвидировав некоторые «наименее востребованные» тарифы. «Принято решение упростить билетно-тарифное меню для петербуржцев, которые пользуются проездными билетами на постоянной основе. Для пользователей электронных билетов, оформляемых на карту «Подорожник», вместо нынешних 25 тарифов появится 6 тарифных групп по направлениям», – так обрисовал грядущие в следующем году новации Кирилл Поляков.
Повышение тарифа обосновано расчетами, говорят чиновники. И еще жизнью... Проезд в общественном транспорте дорожал всегда и порой куда жестче. Вспомним: проезд в метро с 1961 года стоил 5 копеек за одну поездку, в 1991-м – уже 15 копеек. В 1992-м в несколько приемов цена выросла до 3 рублей. В 1993-м – до 40 рублей, в 1994-м – до 300, в 1995-м – до 800, в 1996-м – до 1500 рублей (как мы помним, это был период дичайшей инфляции, когда самые скромные зарплаты исчислялись миллионами, цены соответствовали). С 1998 года, после тысячекратной деноминации, цена на проезд в метро вернулась в нормальное русло – 1,5 рубля. Правда, уже осенью она повышается до 2 рублей за одну поездку. Далее как по маслу: 1999 год – 3 рубля, 2000-й – 5 руб., 2002-й – 6, 2003-й – 7, 2004-й – 8, 2005-й – 10, 2006-й – 12, 2007-й – 14, 2008-й – 17, 2009-й – 20, 2010-й – 22, 2011-й – 25, 2012-й – 27, 2013 – 2014 гг. – 28, 2015-й – 31 рубль за одну поездку. То есть полтора десятилетия с начала двухтысячных тарифы росли практически ежегодно, но довольно сдержанно – на 1 – 2 – 3 рубля. Более ощутимый скачок в 4 рубля дал 2016 год – проезд в подземке стал стоить 35 руб. Еще круче нас «порадовал» 2017-й – подорожание составило сразу 10 рублей – до 45 руб. за одну поездку (эта цена и продержалась целых три года). Нынешний год добавил нам еще десяточку – разовый проезд подорожал до 55, в 2021-м – до 60 рублей.
В итоге имеем трехкратный рост стоимости проезда в метро за десять лет и двукратный – с 2014 года. Параллельно дорожал и наземный транспорт. Спросите себя: удвоились ли за этот период ваши доходы, дорогие читатели?..
А вот расходы транспортников, судя по всему, растут как на дрожжах и оплачивать их предстоит прежде всего нам, пассажирам. По информации комитета по транспорту, себестоимость перевозки одного пассажира в метро в прошлом году составляла 53,2 руб. (45,8 руб. – в автобусах и 50,1 руб. – в троллейбусах-трамваях). В январе – марте нынешнего года себестоимость одной поездки под землей составила уже 62,1 руб. (в наземном транспорте – 52,7 руб.). Платили же пассажиры в среднем, с учетом разнообразных скидок и льгот, соответственно, 30,7 и 20,6 руб. По некоторым оценкам, падение пассажиропотока в условиях пандемии может поднять себестоимость до 70,2 и 62,5 рубля.
Так что то ли еще будет...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (6798) от 03.11.2020 под заголовком «Что в тарифном меню».
Комментарии