Главная городская газета

«Екатерина» как зеркало русской революции

  • 17.03.2017
  • Владимир Калашников
  • Рубрика Политика
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Политика

Строителям велено слушаться

Вчерашнее пленарное заседание Законодательного собрания Санкт-Петербурга подхватило жаркий тон полемики, заданной на прошлой неделе. Читать полностью

Общее древо культуры

Вчера в Петербурге завершила работу 137-я Ассамблея Межпарламентского союза. Она стала самой масштабной за всю более чем столетнюю историю МПС. Читать полностью

Австрия ставит на молодость

Досрочные парламентские выборы в альпийской республике, скорее всего, приведут к созданию «черно-синей» коалиции Читать полностью

Когда дым рассеется

Нынешним двигателем каталонского сепаратизма является сугубо экономика, которая питает большинство проблемных регионов во всех странах. Читать полностью

С миссией культурного плюрализма

Культурный плюрализм и его вклад в устойчивое развитие - такова основная тема, вынесенная на обсуждение Ассамблеи Межпарламентского союза (МПС). Читать полностью

Пришествие Бориса

Ключом к разгадке феномена Ельцина является вера российского народа в пришествие «избавителя». Читать полностью
Реклама
Реклама
«Екатерина» как зеркало русской революции |

Призыв президента Путина к осмыслению всех периодов непрерывной российской истории, безусловно, заслуживает внимания и может быть реализован в разных формах. Поводом для такого осмысления может стать и телесериал на историческую тему.

Салтычиха

Замысел авторов фильма «Екатерина» многозначен. С одной стороны, они хотели показать ряд сюжетов из истории России ХVIII века так, чтобы вызвать у зрителя чувство гордости за набиравшую силу страну, за успехи русского оружия. В этой связи отметим эпизод Чесменского боя, не придираясь к историческим деталям. Это была действительно блестящая победа русского флота над турками. Жаль, что таких сюжетов в фильме мало. С другой стороны, авторы хотели сделать «блокбастер», который можно было бы выгодно «прокатить» в России и за рубежом. Отсюда куча постельных сцен, адюльтеров и т. п. Чего стоит только фантастическая история поведения немецкой принцессы Вильгельмины (крещенной в Наталию Алексеевну), первой жены великого князя Павла. В то же время в фильме много правдивых эпизодов, отражавших реальную жизнь России, самой Екатерины II и ее двора. Именно эти эпизоды позволяют посмотреть на фильм как на художественное свидетельство, раскрывающее некоторые глубинные причины русской революции.

Первый такой эпизод связан с историей помещицы Салтыковой, виновной в изуверских издевательствах над крепостными. Обсуждая эту историю с советниками, Екатерина узнает, что издевательства со стороны помещиков были скорее правилом, чем исключением, и поднимать этот вопрос монарху опасно в силу родственных связей Салтыковой с другими влиятельными дворянскими семьями: «Москва и так недовольна». Авторы фильма ограничились только этим эпизодом и ни словом не обмолвились о восстании Пугачева, самом крупном казачье-крестьянском восстании в истории императорской России. Оно совсем не случайно произошло в царствование Екатерины. Ее Золотой век был золотым для дворян. Для крепостных это была эпоха самого жесткого насилия. Крепостной в буквальном смысле стал рабом, лишенным человеческих прав. Отношение немалой части российской «элиты» к простому народу, как к «быдлу», не исчезло с отменой крепостного права. Оно сохранилось надолго и стало одной из фундаментальных причин русской революции. Народ не хотел быть «быдлом» и в подходящий момент отплатил господам за многовековое насилие. В февральские дни 1917 г. это ярко проявилось на кораблях Балтфлота, где матросы убили около сотни морских офицеров. В действующей армии таких эксцессов не было. Почему? Потому, что уже в 1914-м, в первый год войны, солдаты тихо расправились с теми, кто унижал и раздавал зуботычины. И офицеры в окопах прекрасно понимали, что на войне ударить солдата уже нельзя, ибо можно не пережить очередную атаку. Большинство кораблей Балтфлота в боях не участвовало, и зуботычины на флоте процветали. В результате в феврале 1917-го одних командиров экипажи защищали, а других убивали. Часто ярость была слепой и падала на лично невиновного представителя офицерского корпуса. Многовековой раскол на «мы» и «они» стал и одной из главных причин кровавой Гражданской войны. Фильм показал его истоки.

Государыня

Актриса, сыгравшая Екатерину, внешне не похожа на свою героиню. Однако ее образ воссоздала неплохо. Но вот вопрос: а этот образ и поступки императрицы вызывают у зрителей симпатию? Думаю, что далеко не всегда и не у всех. Как, впрочем, и образ Елизаветы Петровны, раскрытый в ранних сериях. Вспомним, что Елизавета заточила в темницу законного императора младенца Ивана Антоновича и всю его семью (отца, мать, братьев и сестер). Екатерина действовала еще более жестко. Она, по сути, спровоцировала убийства Петра III и Ивана Антоновича, оправдав их государственными интересами, а на деле устранив законных носителей императорской власти.

А был ли Петр III таким уж сумасшедшим, каким его рисует историография со времен Екатерины? За 186 дней своего царствования он издал 192 указа, ряд которых был призван покончить с самыми неприглядными сторонами русской жизни. В их числе: ликвидация Тайной канцелярии с ее пытками; указ о веротерпимости и равенстве всех религий в империи; о превращении монастырских крестьян в государственных и наделении их землей в вечное пользование; указ о вечной ссылке помещика за убийство крестьянина; запрет наказаний солдат и матросов батогами и кошками.

В отличие от распространенной легенды об изначальном нежелании Петра жить семейной жизнью с Екатериной именно она изменила мужу вскоре после вступления в брак. Затем всю жизнь меняла любовников. А как оценить решение Екатерины отнять родившегося внука Александра у его родителей? Вряд ли этот поступок вызвал симпатии у зрителей. А как оценить ее разрешение помещикам ссылать крепостных на каторжные работы «за дерзость» и раздачу своим фаворитам в крепостные почти миллиона государственных крестьян?

Русская история дала много примеров того, что бесконтрольная и неограниченная власть монарха дорого обходится подданным. Англия за сто лет до воцарения Екатерины вступила на путь конституционной монархии и именно на этом пути превратилась и в центр мировой науки, и в «мастерскую мира», и в крупнейшую империю. Анахронизм и ущербность бесконтрольной власти в России были вполне осознаны обществом к 1917 г., что и стало еще одной причиной русской революции. Она привела к стремительному падению монархии. Царя никто не защищал. Корни многих событий следует искать в прошлом. Показанное в фильме отношение Екатерины к законным наследникам престола помогает понять и расстрел царской семьи летом 1918 г. Большевики действовали в рамках вековой традиции: исходили из того, что любой законный наследник престола опасен для новой власти, особенно если ее легитимность не всеми признавалась. Любой член династии Романовых на каком-то этапе разгоравшейся Гражданской войны мог стать знаменем монархической контрреволюции. Это могло затянуть братоубийственный конфликт и добавить тысячи жертв. Цесаревич Алексей, сын Николая II, повторил судьбу Ивана Антоновича. В императорской России личность монарха никогда не была по-настоящему сакральной: слишком много дворцовых переворотов.

Монарх и церковь

Российское самодержавие всегда имело религиозную подкладку, опиралось на византийскую традицию. Ее русскую редакцию ярко изложил Иван Грозный: царь ответственен только перед Богом и больше ни перед кем. Ни перед церковью и уж, конечно, ни перед своим народом: «Мы, смиренный Иоанн, – царь и великий князь всея Руси по Божьему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению».

Петр Великий открыто сделал церковь придатком государства, заменив патриарха Синодом, и распоряжался церковным имуществом так, как считал нужным: переливал колокола на пушки, заставлял монастыри строить корабли и т. п.

Екатерина так же относилась к иерархам церкви, как государь к подданным. Не очень стесняла себя заповедями, которые были установлены для правителей в православном обществе. В фильме эта тема в основном сведена к личной жизни: Елизавета и Екатерина открыто жили с мужчинами невенчанными, а потом тайно вступали в незаконный брак. В какой-то момент Екатерина провозгласила наследником внебрачного сына от Григория Орлова. Характерны сцены фильма, которые показывают, как смело, если не сказать больше, вел себя Орлов с церковными иерархами. В его поведении нет ни грана преклонения перед их авторитетом. Фактически он предложил иерархам сделку и получил согласие на венчание с Екатериной. Оно не состоялось не из-за позиции иерархов. Показателен предмет сделки. Речь шла об ограничении церковной политики Екатерины, которая закрыла две трети монастырей, проводила аресты оппозиционных епископов, забрала монастырские земли с 2-миллионным населением, хотя сразу после свержения Петра III на время отменила его указ о передаче монастырских земель в казну. Архиепископ Гавриил не зря бросил царице упрек в протестантских замашках. Это и понятно. Она воспитывалась в Германии в протестантской вере, а суть протестантизма – отрицание роли традиционной церкви и священников как необходимых посредников между Богом и верующими. М. Лютер учил, что только верой и только милостью бога (благодатью) спасется человек. И только в Писании, а не в поучениях иерархов содержится слово Божье.

Протестантизм трудно примирить с православием. И возникает вопрос: насколько искренне православными становились германские принцессы, воспитанные в детстве в лютеранском духе и так легко менявшие веру при выходе замуж? Как отражался этот акт смены веры на действительном отношении к церкви внутри царской семьи? Ведь он свидетельствовал о том, что жена монарха и мать наследника престола ставила политическую целесообразность выше религиозного чувства, а религия и церковь рассматривались просто как инструмент государственного управления. По сути, Екатерина действовала как протестант Генрих IV, который принял католичество, чтобы стать королем Франции, и заявил, по преданию, что «Париж стоит мессы».

Известны и близкие контакты Екатерины и Вольтера – того самого, который выразил свое отношение к церкви известной фразой: «Разрушьте здание обмана. Раздавите гадину».

Была ли Екатерина истинно православной государыней? Не все историки готовы дать положительный ответ. В свою очередь и иерархи церкви в фильме показаны небезгрешными. Они не только склоняли головы перед императрицей и ее фаворитами. Екатерина справедливо упрекала иерархов за то, что они не защищали крестьян от помещичьего произвола. В фильме есть и другие сюжеты, которые заставляют сделать вывод о том, что официальная идеология российского самодержавия, выраженная в уваровской триаде «православие, самодержавие и народность», плохо отражала действительность.

Эти наблюдения авторов фильма разрушают ту благостную картинку дореволюционной жизни, которую активно проповедуют некоторые круги в современной России, сочиняя сказки о «народной монархии», крестьянстве, процветавшем в лоне православной церкви, возглавляемой безгрешными иерархами. В рамках такой концепции действительные причины русской революции не просматриваются и никакого глубокого осмысления русской истории не происходит.


Ранее по теме:

«Екатерина. Взлет»: от великого до смешного

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook