Главная городская газета

«Екатерина. Взлет»: от великого до смешного

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Спектакль с вишневым вареньем

Театр на Литейном одним из первых открыл новый сезон - 109-й по счету. Читать полностью

Его пианиссимо тает в воздухе

Музыкальный мир потерял выдающегося пианиста, профессора Консерватории, народного артиста РФ Павла Григорьевича Егорова. Читать полностью

Миростроение Джорджа Мартина

Cостоялась пресс-конференция американского писателя, сценариста и продюсера Джорджа Р. Р. Мартина. Читать полностью

От неолита до модерна

Ткани окружают людей с первого до последнего дня, но мало кто знает об их истории и жизни. Читать полностью

«Король шаманов» у Шереметевых

«Музыки мира» покоряют молодых Читать полностью

Живописцы, окуните ваши кисти...

Первый всероссийский пленэр «Санкт-Петербург - столица Российской империи» открылся в зале Градостроительных советов. Читать полностью
Реклама
«Екатерина. Взлет»: от великого до смешного |

Завершился второй сезон сериала о русской императрице Екатерине Второй.

Два года назад состоялась премьера первой части этого амбициозного телепроекта. Его составили 12 серий, которые завершались восхождением новоявленной государыни на российский престол. Именовался сериал просто - «Екатерина», а как иначе, собственно, можно было его назвать? Нынче, после того как продюсеры сменили значительную часть постановочной бригады вплоть до некоторых актеров и режиссера (вместо Александра Баранова теперь Дмитрий Иосифов), они расширили и название. Новые серии зрелища именовались «Екатерина. Взлет».

Смысл подобных замен очевиден. Если в первой порции приключений принцессы Софии-Августы, ставшей супругой наследника русского престола будущего императора Петра III, шла речь о том, какой ценой и какими жертвами были отмечены путь наверх и превращение в ту самую Екатерину, то второй сезон (как нынче принято именовать дробление сериалов) оказался совсем про другое. И вот с этим «другим» у создателей исторических телевариаций на темы отечественной истории случились некоторые проблемы. Ключевая из них - исполнительница главной роли Марина Александрова, которая была органична в роли «восходящей» придворной интриганки. Но, к сожалению, актриса не смотрится убедительно в роли российской матушки-государыни на протяжении новых 12 серий.

Тому отчасти способствовал главный автор сериала сценарист Ариф Алиев, сумевший перепутать в фабульном изложении реальных исторических событий правду с вымыслом, сплетни и слухи с мемуарными свидетельствами, факты и даты с фантазиями на заданную тему о том, как императрица сочетала альковный досуг с решением государственных дел. Более сорока лет назад советские критики и историки нещадно бранили Валентина Пикуля, автора бестселлера «Фаворит», за подобный фривольный взгляд на отношения ключевых фигур русской истории второй половины «осьмнадцатого» столетия. В книге повествовалось о той же эпохе и о тех самых персонажах, которые явлены публике в новом сериале. Сегодня тот текст кажется детской сказкой категории «0+».

Во время просмотра меня не покидало странное ощущение: будто демонстрируется научно-познавательный фильм с эпизодами реконструкций на тему «Медицинские аспекты интимных тайн русской придворной жизни». Пересказывать подробности нет охоты, а уж тем более необходимости. Зато возникает немало вопросов о том, почему же создатели сериала решили именовать показанное «взлетом»? Нельзя сказать, что в нынешней «Екатерине» отсутствует тема войны с Турцией, борьбы за прогрессивные нововведения (вроде прививок против оспы или внедрения на русских пашнях картофеля) или заботы о правовом обеспечении собственного царствования. Время от времени, покинув покои, императрица Екатерина Вторая все-таки обращается к ближайшему кругу придворных советчиков, дабы решить насущные вопросы управления Россией. Но стоит появиться в кадре персонажам вроде двух Григориев - Орлова и Потемкина, как сюжет кренится в сторону обоих фаворитов, и государственные дела напрочь забыты.

В таких сценах Марина Александрова смотрится лучше, но в ее любовной страсти нет царского величия и силы, а есть невротические реакции современной эмансипированной дамы, не более того. Поневоле вспомнишь, как играли Екатерину II Светлана Крючкова или Вия Артмане. С нынешней телеимператрицей Россия не только не выиграла бы долгую и изнурительную войну с Турцией, но вряд ли сохранилась бы и как самостоятельный субъект международного права.

Разумеется, как все было на самом деле - должны рассказывать историки, а не творцы «телемыла». Однако, если уж последние берутся за подобные проекты, было бы неплохо соотнести показываемое с реальными историческими результатами деятельности той или иной персоны на вершине власти.

Причины «взлета» Екатерины для многих зрителей могут так и остаться тайной за семью печатями. Ведь даже такие яркие эпизоды, как выигранные на море и на суше сражения с турецкими флотом и армией, остались в сериале компьютерными картинками, обозначающими те события реальной истории, которые и в самом деле принесли нашей стране статус ведущей европейской державы, а самой императрице - титул Великая.

Как известно, от великого до смешного - один шаг. И кажется, что нынешняя теле-Екатерина его и совершила. Какой зритель в твердом уме и трезвой памяти об уроках истории в средней школе поверит, что императрица назначила Алексея Орлова командующим русским флотом, дабы отдалить от себя его брата Григория и лишить его статуса фаворита?

Польский сатирик Станислав Ежи Лец заметил в прошлом веке, что нравы падают на все более комфортабельное ложе. Судя по сериалу «Екатерина. Взлет», этот процесс стартовал в нашем Отечестве примерно два с половиной века назад и вполне успешно продолжается.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook