Родители со школьной парты. Как в Орловской области «борются» с демографической проблемой

Родители со школьной парты. Как в Орловской области «борются» с демографической проблемой | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

В советское время, помнится, был такой неполиткорректный вопрос: что общего между «Запорожцем» и беременной восьмиклассницей? Ответ: то и другое — позор для семьи. Не спорю — тогдашнее пуританство сильно отдавало ханжеством. Когда в конце 1960‑х такое случилось с моей 14‑летней одноклассницей, об этом говорил весь наш маленький город (хотя мы, сопляки, еще толком не понимали, что это такое). Родители девочки вынуждены были переехать в другое место, где ей «организовали» преждевременные роды, и после этого, насколько я знаю, детей у нее больше не было.

Жизнь есть жизнь, и в ней бывает всякое. Даже такое, что не укладывается в рамки традиционной морали. Но надо все‑таки отличать, где «казнить», а где — руку помощи протянуть. Согласен — граница эта подвижная, зависит от того, «какое, милые, у нас тысячелетье на дворе». Сейчас, с наших нынешних позиций, тогдашнее отношение к моей однокласснице можно расценивать как дикость. Девочке нужно было помочь, а ее буквально растоптали, поломали ей жизнь.

Ныне мы живем в другую эпоху. И Петербург «прозрел» раньше других. Именно у нас впервые в постсоветской России был открыт специальный приют «Маленькая мама», где как раз таким девочкам оказывают социальную, медицинскую и материальную помощь. Да, конечно, никто не говорит, что ранняя беременность — это здорово: обзаводиться детьми стоит в отведенный природой срок, когда женщина к этому готова как психологически, так и физически. Но если уж такое случилось, мораль читать поздно. Тем более что появившийся на свет младенец уж точно ни в чем не виноват и должен быть обеспечен всем необходимым наравне с другими детьми.

Есть, однако, отдельно взятые товарищи, которые в буквальном смысле пытаются бежать впереди прогресса. 20 марта губернатор Орловской области Андрей Клычков подписал указ о выплатах 100 тыс. руб. для школьниц, вставших на учет по беременности. Как и можно было ожидать, неординарный ход был воспринят обществом неоднозначно. Кое-кто заметил, что здесь могут возникнуть вопросы с точки зрения Уголовного кодекса — для того, кто вовлечет девочку «в нехорошее», там есть весьма суровые статьи.

Г-н Клычков, впрочем, намеки на возможное беззаконие отметает, ссылаясь ни много ни мало на приказ Минтруда № 57 от 11 февраля 2025 года. «Федеральный орган рекомендовал всем регионам принять такую норму, и, насколько я знаю, более 40 регионов России ее уже приняли. Уверен, что остальные субъекты от этих рекомендаций тоже не отступят», — написал он в своем телеграм-канале.

Губернатор призвал воспринимать свой указ как еще одну меру социальной поддержки для жителей региона в «непростой жизненной ситуации», а не как «сомнительный инфоповод для громких заголовков».

Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. Открываем данный приказ. Называется он «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий региональных программ по повышению рождаемости, подлежащих софинансированию из федерального бюджета». Речь там идет о женщинах, обучающихся по очной форме обучения. И, справедливости ради, надо сказать, что орловский губернатор предвосхитил Минтруда. Еще 12 декабря 2024 года он издал указ № 717 об установлении единовременной денежной выплаты именно этой категории женщин. А 20 марта просто внес в него изменение: «…по очной форме обучения в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования».

Надо ли говорить, что при столь расширительном толковании министерского приказа под его действие подпадают и школьницы. Но… в п. 5 данного документа прямо говорится: «При определении порядка и условий осуществления мероприятий не рекомендуется существенно изменять условия их предоставления… в частности: снижать предельный возраст получателей меры поддержки».

Не будем гадать — то ли орловский губернатор невнимательно читал министерский приказ, то ли пренебрег указанным предостережением, надеясь, что предложенные им меры обеспечат взрыв рождаемости в регионе и за это ему небольшую вольность простят. Усомнимся также в ссылке на 40 регионов — это, на минуточку, почти полстраны, и мы бы уже нововведение как‑то почувствовали.

Показательно, что в верхних эшелонах власти служебное рвение орловского губернатора, похоже, не оценили. Комментируя его решение, председатель Комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина, заявила, что дети не должны «становиться родителями в школе». И правда: борьбу за демографические показатели лучше начать с пап и мам этих детишек. Если им создать соответствующие условия, с решением демографической проблемы они, пожалуй, справятся.

Читайте также:

Преступления «не видим»: некоторые нерадивые правоохранители уклоняются от возбуждения уголовных дел

Молчание — золото? Как в ходе предварительного следствия применяется статья 51 Конституции РФ


#демография #выплаты #закон #Орловская область

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 58 (7880) от 02.04.2025 под заголовком «Родители со школьной парты».


Комментарии