Кому бы довериться? «В Петербурге количество киберпреступлений выросло на 11% в 2024 году»
Об очередном способе цифрового обмана поведали специалисты управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий. Так называется подразделение МВД, которое было создано в 2022 году.
ФОТО Mimi Thian on Unsplash
Цель «цифровых» мошенников — взломать личные страницы граждан на «Госуслугах», на сайтах интернет-магазинов, где заказывают и оплачивают товары. Информация личных страниц может использоваться сразу или служить ценным товаром для других мошенников. Так что последствия такого взлома могут проявиться не сразу, а лишь после перепродажи личных данных.
В управлении рассказали, как могут развиваться события. Чтобы приступить к взлому, мошеннику требуется первоначальная информация: имя, фамилия, отчество «клиента», номер телефона и прочие личные данные. Достать их, как все уже поняли, не так уж сложно, перекупив (или перехватив) базу данных из разнообразных источников. Мошенник «забивает» известные ему данные в форму для входа в личный кабинет, «упирается» в пароль и нажимает «кнопочку» «забыл». Далее система просит ввести разовый код, который она направляет на телефон хозяина кабинета для его идентификации.
Не будьте слишком доверчивы. Кто чаще всего попадает на уловки телефонных мошенников?А дальше — прямо‑таки игра нервов и выдержки. Мошенник звонит гражданину и начинает разговор. Он может быть каким угодно. «Ваша интернет-покупка застряла на границе. Сейчас к вам придет код, прочитайте его». «Мы заметили, что с вашего номера поступает слишком много жалоб. Это вы звоните или вас взломали? Если не вы, то продиктуйте цифры, которые мы сейчас вам пришлем…» А в последнее время крайне модной стала тема индивидуальных кодов для домофона: мол, свой код будет у каждого жильца, и потому ему надлежит прямо сейчас сообщить те несколько цифр, которые он получит в SMS.
Как видно, разговоры незамысловатые. Могут подействовать разве что на слабые нервы, которые не выдерживают натиска и скорости «общения». Среднестатистическому гражданину, который к тому же является пользователем разнообразных интернет-ресурсов, нужно примерно три секунды, чтобы раскрыть мошенника. К тому же поступивший на телефон разовый код всегда сопровождается информацией: откуда он прислан, как его использовать и «никому не сообщайте»…
И тем не менее все еще находятся те, кто попадается. Как сообщил начальник регионального ГУ МВД Роман Плугин, в Петербурге в 2024 году количество киберпреступлений выросло на 11 %, а общий ущерб от действий преступников превысил 13 миллиардов рублей. В зоне риска — пожилые граждане, пользователи интернет-банкинга, государственные структуры и даже банки.
Так, сотрудники московского управления на днях в Пензенском крае задержали двоих 20‑летних парней, промышлявших в интернет-магазинах. Они использовали номера телефонов постоянных клиентов магазина (откуда конкретно взяли, пока неизвестно). Все выглядело так, что владельцы телефонов приобретают товары в рассрочку. Посредником в таких сделках являлся банк, имеющий соответствующий контракт с магазином… Банк‑то и пострадал: оформлял займы, которые никто не собирался выплачивать. А парочка мошенников, получая товары, тут же перепродавала их с выгодой для себя. Полиция официально признала кредитную организацию пострадавшей стороной, лишившейся более 1,5 миллиона рублей.
Данный случай, признаться, выглядит веселым анекдотом: граждане не пострадали, для банка 1,5 миллиона рублей не деньги, да и мошенники найдены. Но бывают и настоящие трагедии, разобраться в которых непросто.
Несколько дней назад в Барнауле полицейские задержали троих друзей 21, 22 и 24 лет, искавших людей, соглашающихся за деньги оформлять на свое имя банковские карты и симки. На эти карты приходили средства граждан, обманутых с помощью разговоров с «левых» телефонных номеров. В квартирах троицы изъяли 34 банковские карты и 11 мобильников. По информации МВД РФ, на одном из смартфонов следователи нашли переписку с петербургским юношей, который покончил с собой 7 февраля. Судя по ней, мошенники выманили у молодого человека более полумиллиона отцовских рублей. Когда парень осознал, что его развели, он записал видео, адресованное родителям, и свел счеты с жизнью.
Похоже, следствие еще не вполне разобралось в этой истории. Каким образом парень смог получить доступ к отцовскому банковскому счету? Почему вообще вступил с незнакомцами в контакт на тему денег?
Ну и остается главный вопрос — один на всех обманутых: почему они доверились мошенникам?
Читайте также:
Навести страх на мошенников. Цифровые технологии помогают бороться с аферистами
В кредит с холодной головой. Совфед одобрил закон, призванный защитить граждан от мошенников
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 41 (7863) от 10.03.2025 под заголовком «Кому бы довериться?».




Комментарии