Кому бы довериться? «В Петербурге количество киберпреступлений выросло на 11% в 2024 году»

Об очередном способе цифрового обмана поведали специалисты управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий. Так называется подразделение МВД, которое было создано в 2022 году.

Кому бы довериться? «В Петербурге количество киберпреступлений выросло на 11% в 2024 году» | ФОТО Mimi Thian on Unsplash

ФОТО Mimi Thian on Unsplash

Цель «цифровых» мошенников — взломать личные страницы граждан на «Госуслугах», на сайтах интернет-магазинов, где заказывают и оплачивают товары. Информация личных страниц может использоваться сразу или служить ценным товаром для других мошенников. Так что последствия такого взлома могут проявиться не сразу, а лишь после перепродажи личных данных.

В управлении рассказали, как могут развиваться события. Чтобы приступить к взлому, мошеннику требуется первоначальная информация: имя, фамилия, отчество «клиента», номер телефона и прочие личные данные. Достать их, как все уже поняли, не так уж сложно, перекупив (или перехватив) базу данных из разнообразных источников. Мошенник «забивает» известные ему данные в форму для входа в личный кабинет, «упирается» в пароль и нажимает «кнопочку» «забыл». Далее система просит ввести разовый код, который она направляет на телефон хозяина кабинета для его идентификации.

А дальше — прямо‑таки игра нер­вов и выдержки. Мошенник звонит гражданину и начинает разговор. Он может быть каким угодно. «Ваша интернет-покупка застряла на границе. Сейчас к вам придет код, прочитайте его». «Мы заметили, что с вашего номера поступает слишком много жалоб. Это вы звоните или вас взломали? Если не вы, то продиктуйте цифры, которые мы сейчас вам пришлем…» А в последнее время крайне модной стала тема индивидуальных кодов для домофона: мол, свой код будет у каждого жильца, и потому ему надлежит прямо сейчас сообщить те несколько цифр, которые он получит в SMS.

Как видно, разговоры незамысловатые. Могут подействовать разве что на слабые нервы, которые не выдерживают натиска и скорости «общения». Среднестатистическому гражданину, который к тому же является пользователем разнообразных интернет-ресурсов, нужно примерно три секунды, чтобы раскрыть мошенника. К тому же поступивший на телефон разовый код всегда сопровождается информацией: откуда он прислан, как его использовать и «никому не сообщайте»…

И тем не менее все еще находятся те, кто попадается. Как сообщил начальник регионального ГУ МВД Роман Плугин, в Петербурге в 2024 году количество киберпреступлений выросло на 11 %, а общий ущерб от действий преступников превысил 13 миллиардов рублей. В зоне риска — пожилые граждане, пользователи интернет-банкинга, государственные структуры и даже банки.

Так, сотрудники московского управления на днях в Пензенском крае задержали двоих 20‑летних парней, промышлявших в интернет-магазинах. Они использовали номера телефонов постоянных клиентов магазина (откуда конкретно взяли, пока неизвестно). Все выглядело так, что владельцы телефонов приобретают товары в рассрочку. Посредником в таких сделках являлся банк, имеющий соответствующий контракт с магазином… Банк‑то и пострадал: оформлял ­займы, которые никто не собирался выплачивать. А парочка мошенников, получая товары, тут же перепродавала их с выгодой для себя. Полиция официально признала кредитную организацию пострадавшей стороной, лишившейся более 1,5 миллиона рублей.

Данный случай, признаться, выглядит веселым анекдотом: граждане не пострадали, для банка 1,5 миллиона рублей не деньги, да и мошенники найдены. Но бывают и настоящие трагедии, разобраться в которых непросто.

Несколько дней назад в Барнауле полицейские задержали троих друзей 21, 22 и 24 лет, искавших людей, соглашающихся за деньги оформлять на свое имя банковские карты и симки. На эти карты приходили средства граждан, обманутых с помощью разговоров с «левых» телефонных номеров. В квартирах троицы изъяли 34 банковские карты и 11 мобильников. По информации МВД РФ, на одном из смартфонов следователи нашли переписку с петербургским юношей, который покончил с собой 7 февраля. Судя по ней, мошенники выманили у молодого человека более полумиллиона отцовских рублей. Когда парень осознал, что его развели, он записал видео, адресованное родителям, и свел счеты с жизнью.

Похоже, следствие еще не вполне разобралось в этой истории. Каким образом парень смог получить доступ к отцовскому банковскому счету? Почему вообще вступил с незнакомцами в контакт на тему денег?

Ну и остается главный вопрос — один на всех обманутых: почему они доверились мошенникам?

Читайте также:

Навести страх на мошенников. Цифровые технологии помогают бороться с аферистами

В кредит с холодной головой. Совфед одобрил закон, призванный защитить граждан от мошенников


#мошенники #обман #кибербезопасность #МВД

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 41 (7863) от 10.03.2025 под заголовком «Кому бы довериться?».


Комментарии