Закон чести, завещанный предками. Как жители аула Бесленей спасли детей блокадного Ленинграда

«Ленинградские дети Бесленея» — так назывался памятный вечер в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда, посвященный подвигу жителей маленького селения в Карачаево-Черкесии. В годы Великой Отечественной войны, оказавшись в фашистской оккупации, жители аула Бесленей, что в сорока километрах западнее Черкесска, рискуя своими жизнями, спасли детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда.

Закон чести, завещанный предками. Как жители аула Бесленей спасли детей блокадного Ленинграда | Памятник «Матери-черкешенке» в ауле Бесленей. Надпись на венке, возложенном участниками молодежной экспедиции «Оборонная тропа», гласит: «Благородным черкесам — от благодарного Ленинграда».Фото 2020 г./ФОТО предоставлено экспедицией «Оборонная тропа»

Памятник «Матери-черкешенке» в ауле Бесленей. Надпись на венке, возложенном участниками молодежной экспедиции «Оборонная тропа», гласит: «Благородным черкесам — от благодарного Ленинграда».Фото 2020 г./ФОТО предоставлено экспедицией «Оборонная тропа»

Как отметила директор музея Елена Лезик, судьба детей войны — совершенно особая тема. И отдельная страница в ней — эвакуация: история о том, как принимали, спасали ленинградских детей…

Август 1942 года. Эшелон с детьми попал под бомбежку в Армавире, после чего было принято решение направить их как можно дальше от приближающегося фронта — в сторону Кавказского хребта. Детей погрузили на подводы и отправили в сторону Теберды.

Очередной привал был сделан на окраине аула Бесленей. С детьми были женщины-воспитатели, за старшего — мужчина-инвалид с пустым рукавом. «Хотим через Клухорский перевал уйти в Абхазию, но, боюсь, довезем не всех, — пояснил однорукий солдат местным жителям. — Многие, пожалуй, помрут в дороге».

На сельском сходе выступили старейшины: «Не время спорить — свои дети или чужие, не пристало нам и бояться за собственную жизнь. Значит, будем заботиться о них, как о родных. Помогать тем, кто попал в беду, — это закон чести, завещанный нам предками, а потому и обсуждать нечего».

Женщины, у которых и так были большие семьи, стали спешно разбирать по домам самых обессиленных детей. Всего приютили 32 ребенка. Жители аула знали, что приближается вражеская армия, и сделали все, чтобы укрыть ленинградских детей. Им дали черкесские имена и фамилии и записали в сельскую книгу — как рожденных в ауле. Так Алексей Сюськин стал Алексеем Патовым, Марик — Муссой Агаржаноковым, Владимир Жданов — Владимиром Цеевым, Витя Воронин — Рамазаном Адзиновым, Катя Иванова — Фатимой Охтовой, Володя Лисикий — Володей Охтовым…

Буквально через несколько дней в Бесленей нагрянули гитлеровцы. Каким‑то образом они все‑таки проведали о том, что в ауле могут скрывать детей из Ленинграда, знали они и том, что среди них много евреев. Жителей допрашивали, угрожали расстрелом за укрывательство. Бесленеевцы выдержали это испытание с честью: никто не совершил предательства. А вот большинству детей, которые продолжили движение дальше, в сторону Теберды, спастись, увы, не удалось: их настигли нацисты…

В Бесленее оккупанты находились почти полгода, и все это время жители скрывали от них ленинградских детей, им даже запретили говорить по‑русски. Впрочем, они быстро освоили черкесский язык. Все они были спасены от врага, а потом выжили в голодные военные годы. После войны у многих детей нашлись родственники, и ребята вернулись в свои семьи. Те, кого не нашли родные, остались жить в Бесленее. Обзавелись семьями, родили детей, укоренились…

Спустя годы в ауле решили установить памятник в честь подвига, совершенного его жителями во время Великой Отечественной войны. Средства на него собирали всем миром, на призыв откликнулись из многих регионов страны. Памятник «Матери-черкешенке», посвященный межнациональной дружбе, появился в ауле в 2010 году. Его автор, скульптор Хатиза Кемрюгов, выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной (ныне Академия имени А. Л. Штиглица), изобразил черкесскую женщину, обнимающую приемного ребенка из блокадного Ленинграда.

Нельзя сказать, что эта история когда‑либо была забыта, но и не совсем верно будет утверждать, что в нашем городе о ней знали широко. Пять лет назад в Бесленее побывали участники петербургской молодежной экспедиции «Оборонная тропа». Ее маршрут каждый раз проходит по части Главного Кавказского хребта, который в августе 1942‑го — январе 1943 года был линией фронта.

После визита в Бесленей завязались дружеские контакты, и бессменный руководитель экспедиции Сергей Телешов выступил с инициативой пригласить детей из черкесского аула в Петербург. Благодаря поддержке городских властей и меценатов такая поездка состоялась два года назад. Ребята из Бесленея в сопровождении педагогов побывали в нашем городе на праздновании Дня Победы. Пятеро были внуками ленинградцев, которые остались жить в Бесленее, а двадцать семь человек — потомками тех, кто спасал ленинградцев во время войны.

На Пискаревском мемориальном кладбище гости из Бесленея почтили память жителей и защитников города, в том числе и своих предков. Возложили цветы к памятной доске на Аллее славы, посвященной уроженцам Карачаево-Черкесии, сражавшимся за город на Неве. Посетили Эрмитаж, Кронштадт, музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда», даже сходили на матч «Зенита». И самое главное — побывали на параде Победы на Дворцовой площади. Когда покидали Северную столицу, многие не могли скрыть слез: настолько тепло, как самых дорогих гостей, их принимали в Петербурге.

Так и должно быть: память не может угаснуть. Как рассказал руководитель Санкт-Петербургского дома национальных культур и черкесского общества «Адыгэ Хасэ» Бислан Хамкоков, есть идея установить в нашем городе памятник жителям аула Бесленей, спасшим ленинградских детей. Предварительная работа уже ведется, но о конкретике, по словам Хамкокова, говорить еще рано. Подробности — чуть позже, когда будут решены все технические вопросы.

Читайте также:

Одна неделя сорок пятого. Какие события были отмечены в «Ленинградской правде» 9-14 июня

«Дядя Лось», ставший артиллеристом: история орнитолога Вячеслава Строкова в годы войны


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (7925) от 10.06.2025 под заголовком «Закон чести, завещанный предками».


Комментарии