Шаманский камертон. История создания сакрального инструмента в Нарьян-Маре
Важнейшее место в мировоззрении ненцев-оленеводов занимает шаманизм. Это одна из самых ранних форм религии. Сегодня шаманов осталось мало, и эту древнейшую традицию возрождают, собирая буквально по крохам. В Нарьян-Маре, единственном городе Ненецкого автономного округа, живет создатель шаманских бубнов — мастер-самоучка Валерий Гудырев. Он рассказал, как пришел к этому ремеслу и чем ненецкие бубны отличаются от бубнов других регионов.
ФОТО АВТОРА
Шаман Коля и господдержка
Эта история началась на рубеже XX и XXI веков, когда дальнобойщик Валерий вместе с другом решили установить неподалеку от Нарьян-Мара несколько чумов, чтобы сдавать их гостям как современные глэмпинги (тогда этого модного термина, конечно, еще никто не знал). Люди отмечали в них семейные праздники или просто проводили несколько дней в необычном жилище на природе. В одном из чумов поселился потомственный белый шаман из Большеземельской тундры Николай Талеев — тот самый «шаман Коля», который, прибыв в Петербург весной 2015 года, проводил обряд чтения молитв «для изгнания неприкаянной души» из Мариинского дворца, о чем рассказали чуть не все городские СМИ.
После того как белый шаман обосновался в чуме, «глэмпинговый» стартап дальнобойщика расцвел: многие туристы приезжали сюда именно для того, чтобы пообщаться с необычным постояльцем. Как и полагается шаману, Коля на своих сеансах использовал бубны, периодически впадая то ли в транс, то ли в экстаз и забывая ритуальные предметы то под дождем, то у печки. Валерий Гудырев инструменты подбирал и ремонтировал. «Когда я был маленьким, моя семья жила в ненецком поселке Усть-Кара, где я видел, как мама и бабушка выделывают оленьи шкуры и шьют из них одежду, — рассказал он. — Эти воспоминания пригодились, когда мне в руки попали испорченные Колины бубны. Постигая их устройство, до всего доходил сам, интуитивно. Или словно кто‑то сверху подсказывал».
После того как Валерий вернул к жизни несколько бубнов рассеянного шамана, он попробовал сделать этот сакральный инструмент с нуля. Так появился его первый бубен, потом второй… Войдя во вкус, в одном из своих чумов оборудовал мастерскую. Дальше — больше. На работу Гудырева обратили внимание не только шаманы и приверженцы духовных практик, но и власти: проект «Чумовые бубны» получил от регионального Центра поддержки бизнеса департамента финансов и экономики НАО финансовую поддержку, предназначенную для ремесленников, которые занимаются народными промыслами. Чиновники также вдохновили бубнодела на участие в выставках, и Валерий Вячеславович начал со своими бубнами колесить по стране. Этим летом он побывал в Петербурге — принимал участие в четвертом фестивале «Серебряное ожерелье», где мы с ним и познакомились.
Рождение бубна
Шаманский бубен создается вручную из натуральных материалов в условиях дикой природы и в особом сакральном месте. «Обод и каркас бубна я делаю из высушенного дерева, мембрану — из обработанных оленьих шкур, которые продают оленеводы, — объясняет мастер. — Важно, чтобы шкуры были не испорченные насекомыми, без порезов, остатков жира и мяса. В комплекте с ненецким бубном должна быть колотушка «камка», которую делают из меха новорожденного оленя».
Сезон забоя оленей в НАО начинается в конце декабря. В это время Валерий закупает шкуры и складывает их в специально оборудованных хранилищах на высоких деревьях, чтобы их не растащили животные. Весной размороженное сырье замачивается в воде, очищается от шерсти и сушится, летом происходит выделка. Обработанные заготовки помещаются в морозилку, где они могут храниться несколько лет.
Одной шкуры хватает на большой бубен или на два-три меньших размеров. Самый крупный традиционный инструмент шамана диаметром 90 см, сделанный мастером-самоучкой, выставлялся на международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ и был даже занесен в «Книгу рекордов России». «На изготовление большого бубна уходит в среднем три недели, столько времени требуется для того, чтобы подобрать кожу, высушить ее и натянуть на кольцо барабана», — рассказывает Гудырев.
Тадебе и его пензер
Бубны есть у самых разных народов — узбеков, армян или североамериканских индейцев. И каждый этнос делает их по‑своему. Например, для обтягивания круглого каркаса в Средней Азии используется кожа осетра, а мембрану индейского бубна делают из кожи ящерицы. «Чтобы бубен получился настоящим, его надо создавать на территории его бытования, с учетом всех древних традиций и правил, — говорит Валерий Вячеславович. — Для традиционного ненецкого бубна характерна круглая форма и большой размер. Его обечайку делают из хвойного дерева. На каркас крепятся деревянные резонаторы — бугорки, похожие на лучи солнца. Они придают инструменту особое звучание. В обечайку вставляется рукоятка (пангг) из березы, лиственницы или ели в виде антропоморфного идола. У меня это схематичный витрувианский человек, вписанный в окружность, как у Леонардо да Винчи».
Конечно, при создании сакрального инструмента важно знать его символику. В годы советской власти шаманизм с его атрибутикой был под запретом, поэтому много информации утеряно. В НАО технологию изготовления шаманского бубна возродил известный путешественник, почетный полярник, мастер по северным художественным промыслам и ремеслам Филипп Ардеев. Свой первый бубен он изготовил еще в конце 1990‑х годов. Подробно о ненецких шаманах и их бубнах в своем труде «Шаманы и Боги» рассказал и известный ученый Леонид Лар. В его книге отмечено, что ненцы называют шамана «тадебе» (что значит — «колдун, ворожей»), а шаманский бубен — «пензер». Пензер ненецких шаманов символизирует оленя, на котором они не только ездят по земле, но и путешествуют в иные миры, входя в контакт с духами во время камлания.
Хранители земли прилузской. Семья Никулиных сохраняет самобытную культуру северных народовВот как описывает появление ненецкого бубна нарьян-марская поэтесса Инга Артеева в повести-сказке «За голосом Великого Нума»: «Давно это было, лето в тундре выдалось слишком жаркое, и у людей, и у оленей почти не осталось сил выносить засуху. Шаман признался, что уже давно не говорит с ним Великий Нум (верховное божество в самодийской мифологии. — Прим. ред.). Чтобы спасти людей от погибели, к нему отправился приемный сын шамана. Долгим и трудным был его путь. За смелость и доброту Великий Нум подарил ему золотой круг из нитей солнца, сказав при этом: «В нем великая сила, ударь по нему ладонью — и я услышу тебя!».
Так у людей появился сакральный предмет — бубен. Обращаясь к духам, тадебе стучал в бубен и пел. Иногда во время камлания он падал на землю и лежал без движения. Это означало, что его душа покинула тело и духи-помощники перенесли ее на небо.
О чем «бубнит» шаман
Как бы мастерски ни был сделан бубен, по‑настоящему оживает он только в умелых и чутких руках шамана. «Сколько бубнов ни сделай — все разные. У каждого особенный звук, определенная тональность, — делится Валерий Вячеславович. — Какой звук будет издавать инструмент, в том числе зависит от сырья: тонкая кожа даст более высокое звучание, а толстая — низкое. Тем не менее во время создания инструмента сложно понять, как он будет звучать — его голос проявляется, только когда он полностью готов и «оживлен» шаманом-хозяином. Выбирая свой бубен, тадебе внимательно прислушивается к нему. Например, шаман Коля, определяя каждый бубен на слух, классифицирует их как «женский», «мужской», «веселый», «нежный»…
Звучание бубна заложено в подсознании людей, ведь это один из первых музыкальных инструментов в истории человечества. Ритм ударов, соответствующий биению сердца шамана, вводит его и всех присутствующих при камлании в экстатическое состояние, оказывая сильное воздействие на их тело, эмоции, настроение и даже здоровье. «Одним словом, организм человека реагирует на звуки бубна, как на камертон», — резюмирует мастер.
Читайте также:
Перстни и магия. Рассказ иранского торговца антиквариатом
История, написанная на платке: новые и старые традиции Дагестана
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (7800) от 27.11.2024 под заголовком «Шаманский камертон».




Комментарии