В музее Фаберже открылась выставка «Открытый мир. Современное искусство Пермского края»

Музей Фаберже представил публике продолжение совместного с культурно-историческим фондом «Связь времен» проекта «Открытый мир» (6+). Это серия выставок, демонстрирующих многообразие современного искусства российских регионов. Открывал проект Оренбург с Уральским регионом. Теперь пришло время Пермского края.

В музее Фаберже открылась выставка «Открытый мир. Современное искусство Пермского края» | ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

Пермь — один из культурных цент­ров страны. Отсюда родом Сергей Дягилев, Михаил Осоргин, свой след от пребывания на этой земле оставил Борис Пастернак. И сегодня художественная жизнь Перми разнообразна.

«Открытый мир» — проект долговременный и трудоемкий. Работы, необходимые для выставки, кураторы первоначально отбирают в Каталоге оцифрованных музейных фондов, «примеряют» на пространство выставочного зала, фильтруют, готовят заявку… Что‑то неизбежно отсеивается. Бывает, и по решению реставрационного совета музея.

Участники нынешней выставки — Пермская художественная галерея, Пермский краеведческий музей, музей-заповедник «Пермь-36», Marina Gisich Gallery, несколько частных коллекций и мастерских художников. Пермская художественная галерея отправила на выставку 50 произведений из своего собрания.

На двух этажах выставочного зала более 110 живописных, графических, скульптурных работ XX — начала XXI столетия, представляющих своеобразие пермского искусства, его особые, уходящие в глубину истории, черты. Коллекция исторических артефактов эпохи бронзы демонстрирует, как пермский звериный стиль и деревянная скульптура находят отзвук в творчестве современных художников.

Пермь2_Волкова Людмила.jpg
ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

Своего рода визуальный эпиграф выставки — работы авангардистов начала 1920‑х годов — Петра Субботина-Пермяка и его современников. Субботин-Пермяк учился в Москве, участвовал в выставках «Бубнового валета». Вернувшись на родину, пытался там привить культуру авангарда. В 1920‑е годы в Перми наблюдался расцвет современного искусства.

Советский период представлен работами классиков Евгения Широкова, Тимофея Коваленко, а также Александра Репина. В центре две картины представителя «сурового стиля» Евгения Широкова — «Ветеран» и «Хлеб фронту» (она на афише выставки). Художник прожил долгую жизнь, преподавал, конформистом не был, писал, как чувствовал.

Отличительная черта пермского искусства — деревянная скульптура, резьба по дереву. Обращают на себя внимание яркие работы Мансура Закирова. Он — одна из легенд Перми, местные коллекционеры собирают его работы. Узнав, что слепнет, художник избрал тактильную технику — резал и раскрашивал деревянные фигуры. Тексты на них по его просьбе писала жена.

Текстильные объекты Ольги Субботиной и Михаила Павлюкевича отсылают к пермской деревянной скульптуре. Тот же отзвук присутствует в скульптурах Ольги Хромовой, Алексея Кутергина, в деревянных рельефах Жени Балдиной.

Линию народного искусства продолжает картина Рудольфа Тюрина «Проводы русской зимы». Врач-рентгенолог после института получил распределение в деревню Ильинское, там занялся живописью. Человек образованный, интересный, о нем снято два документальных фильма.

Нельзя не упомянуть сюжеты выставки, связанные с историей и наследием Пермского края. Уроженец Перми Сергей Дягилев предстает в цикле работ Максима Нурулина. На картинах-реконструкциях Анатолия Филимонова — старая Пермь из романа Пас­тернака «Доктор Живаго».

Пермь3_Волкова Людмила.jpg
ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

Отдельно надо отметить скульп­турную композицию «Единорог и волк» арт-группы КУБ. Работы этих художников отличает виртуозная игра смыслами. На этот раз перед зрителями два мифических существа, связанных одной нитью. Спор о добре и зле в нашей жизни?

Читайте также:

В Северной столице открылась выставка Георгия Колосова «Не конец любви»

Пятьдесят земных поклонов: почти забытая тема художественной ленинианы


#Музей Фаберже #ремесло #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (7928) от 17.06.2025 под заголовком «Единорог и волк поспорили о жизни».


Комментарии