Пятьдесят земных поклонов: почти забытая тема художественной ленинианы
Интересна ли современным школьникам личность Владимира Ильича Ленина? Кажется, не так чтобы очень, тем не менее выставка эскизов художника Виктора Цветкова «Путь к картине» (6+), представленная в доме детского творчества «Союз» на проспекте Раевского, вызывает у ребят яркие эмоции. Естественно, при должной настойчивости педагогов.

Эскизы Виктора Цветкова к картине «Ленин в петербургской политической тюрьме» на выставке в музее «Лесное: из прошлого в будущее»./ФОТО АВТОРА
— Школьники, особенно младшие, про Ленина практически ничего не знают, — говорит педагог «Союза» Елена Мозгалевская, руководитель музея «Лесное: из прошлого в будущее». — Одни отвечают, что он когда‑то был президентом России, другие называют его вождем пролетариата, но с трудом выговаривают это слово и уж точно не представляют, что оно означает. Любопытно также и то, что многие ребята совершенно не связывают имя Ленина с прежним названием нашего города…
Так что, возможно, для многих школьников картина Виктора Цветкова — едва ли не первое знакомство с образом Ленина. Сам же Цветков, сын иконописца из города Красный Холм Тверской губернии, ставший известным советским художником, в своем творчестве возвращался к нему неоднократно.
Впервые это произошло после Великой Отечественной войны, на которую он ушел добровольцем в ноябре 1941‑го, не окончив последний курс Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Защищал Ленинград. Семейная история гласит, что, когда Виктор Цветков уходил на фронт, отец передал ему крест прадеда, с которым тот прослужил двадцать пять лет в царской армии. «Возможно, мы уже больше не увидимся, а крест береги», — напутствовал сына отец. И действительно, он умер в первую блокадную зиму, а семейная реликвия хранила Виктора Цветкова всю войну.
После демобилизации в 1946 году он вернулся к учебе в институте живописи. Картину «Ленин в петербургской политической тюрьме» он задумал как дипломную работу. Однако руководитель диплома категорически возразил, заявив, что надо выбрать что‑то более жизнеутверждающее. Тогда Цветков написал полотно «Финиш пробега, посвященного Миру», запечатлев спортсменов на Дворцовой площади, но от ленинской темы не отступился. Он изобразил молодого юриста Владимира Ульянова, заключенного в тюрьму в декабре 1895 года по делу «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».
Дочь художника Диана Цветкова обращает внимание: подготовительные эскизы к «Ленину в тюрьме» свидетельствуют, как долго отец работал над темой, искал ракурсы. И работа действительно удалась. Ленин как будто бы вовсе не чувствует себя в неволе, он превратил свою камеру в рабочий кабинет, настоящую лабораторию: работал с книгами, писал статьи.
Как раз после того заключения Ленин был выслан на три года в село Шушенское Енисейской губернии. Оттуда в одном из своих писем матери, Марии Александровне Ульяновой, он вспоминал про свое пребывание в доме предварительного заключения: «Я… с большим удовольствием и пользой занимался каждый день на сон грядущий гимнастикой. Разомнешься, бывало, так, что согреешься даже в самые сильные холода, когда камера выстыла вся, и спишь после того куда лучше… Довольно удобный гимнастический прием (хотя и смехотворный) — 50 земных поклонов»…
К ленинской теме, как уже говорилось, Цветков обращался еще не раз. Среди его произведений — «Ленин в Швейцарии», «Ленин в подполье в поселке Разлив», «За советом к Ульянову»… Кроме того, будучи с 1967 года жителем Выборгской стороны, Виктор Цветков запечатлел практически все ленинские мемориальные места района. Сегодня его полотна имеют и определенный исторический интерес, поскольку ныне нет музея на Сердобольской улице, где была последняя конспиративная квартира Владимира Ильича, нет деревянного дома на Ярославском проспекте, в котором вождь также провел чуть меньше двух суток осенью 1917 года.

Как отмечал сам Виктор Цветков, его картина — о стойкости характера, несокрушимой воле: «Я не мог себе представить Ленина узником, печальным и страдающим. Для меня он всегда — вдохновенный ученый и борец за народное дело»./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Упомянутые картины находились в мастерской художника, а после его ухода из жизни в 2009 году были переданы его родными в музей «Лесное: из прошлого в будущее», где заняли видное место в его экспозиции. А вот полотно «Ленин в тюрьме» находится ныне на постоянном хранении в государственном музее «Разночинный Петербург», что в Большом Казачьем переулке.
Диана Цветкова передала его туда несколько лет назад, ведь это бывший ленинский музей, в котором в неприкосновенности сохраняется мемориальная экспозиция. Тем более что к этому адресу картина имеет самое непосредственное отношение: именно с Большого Казачьего переулка Владимиру Ильичу пришлось отнюдь не по своей воле «перебраться» в дом предварительного заключения.
И, наконец, последняя деталь. Полотно Цветкова примечательно еще и тем, что художественная лениниана достаточно редко обращалась к «тюремным» эпизодам в жизни вождя. Известно лишь несколько живописцев, создавших подобные работы. Кроме Виктора Цветкова можно назвать Николая Переднего, Евгения Чарского и Николая Ромадина. Чаще всего Ленина изображали все‑таки в иных исторических реалиях...
Читайте также:
В Музее политической истории России открылась выставка «Так говорил Жириновский»
В залах петербургского Союза художников развернута традиционная летняя выставка
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (7924) от 09.06.2025 под заголовком «Пятьдесят земных поклонов».
Комментарии